Консультация для педагогов на тему: "Советы логопеда по обучению чтению и письму".
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

В статье описаны советы, которые помогут педагогам и родителям избежать ошибок при обучении чтении и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_i_pismu.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда.

Обучение чтению и письму.

      Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно.

      Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения.

      Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности ребёнка является игра, именно она будет нам лучшей помощницей. Вы уже знакомы со многими игровыми заданиями, которые мы, педагоги, используем на занятиях по обучению грамоте, поиграйте в эти игры с ребенком и дома.

Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях:

  1. Не нужно путать понятия буква и звук.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Обратите внимание! Дошкольникам мы не даем правильное название буквы, называем букву как звук. Например, буква М, а не ЭМ, Буква Б, а не БЭ. Это необходимо, чтобы у ребенка не возникло трудностей при обучении чтению. В школе он узнает правильное название букв.

  1. Побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога – м, а – и только потом произносит – ма. Читать необходимо по слогам!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно печатает буквы?

  • Различает ли ребёнок понятия справа и слева? Он должен правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д. Расскажи, что ты увидел справа от себя, слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – это чаще всего следствие несформированности данных понятий.
  • Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести частей? Если нет, начинайте с четырех частей.

Приемы запоминания букв:

  1. Письмо букв большого размера, их раскрашивание, штриховка.

  1. Лепка буквы из пластилина, плетение из проволоки, вырезание по контуру, выкладывание из элементов, палочек, семян и т. д.
  2. Написание буквы в воздухе.
  3. Обводка по контуру, написанному взрослым.
  4. Письмо по опорным точкам.
  5. Сравнение буквы со знакомыми предметами. Буква П похожа на стол, дверь, турник и т. д.

Подготовка руки к письму.

             В этот раздел входят все упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: мозаики, шнуровки, конструкторы, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковые игры и т. д. Такие задания полезны вдвойне, поскольку, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка.

Сколько раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил?

      Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, частоты ваших занятий с ним.

      Сначала взрослый показывает и называет буквы (в "Букварях", на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребёнок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву.

       Не торопитесь просить ребёнка назвать букву самостоятельно. Чем длительнее этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще малышу будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться при чтении слогов и слов и из - за этого терять интерес к занятиям.

Один из способов запоминания букв:

      Из картона синего и красного цвета вырезать буквы: гласные - красного цвета, согласные – синего (можно буквы из любой игры). Картонные буковки прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь.  Принцип прикрепления таков – с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «Шкаф» - «ш», «стул» - «с», «телевизор» - «т», «ковер» - «к», «люстра» - «л» и т.д.

     Сначала называется предмет и его первый звук/буква, на другом этапе называем букву, ребенка просим показать ее на предмете, на третьем этапе перевесить буквы на другие предмета, чьи названия начинаются с таких же букв, просить показывать их. На последнем этапе, когда вам покажется, что ребенок выучил буквы, можно снять все картонные буквы и повесить плакат азбука и работать с ним (покажи нужную букву, назови предметы вокруг тебя, которые начинаются с нее или она есть в них).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей  с диагнозом: ТНР....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Консультация воспитателей на тему: "Подготовка детей к обучению чтению и письму "

Консультация для педагогов детского сада на тему: «Подготовка детей к обучению чтению и письму» 1 слад: приветствие  2 слайд: цитата Ушинского 3 СлайдМогут ли занятия п...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...