Статьи на педагогическую тематику
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Седова Людмила Васильевна

В статье представлен опыт работы по использованию приёма сказкотерапии в  формировании коммуникативных навыков и творческого воображения дошкольников с ЗПР .

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Придумываем сказки и развиваем речевые навыки у дошкольников

 с задержкой психического развития».

Учитель-дефектолог Седова Людмила Васильевна

МДОУ детский сад комбинированного  вида № 25 «Улыбка»,  Городской округ Подольск

        Формирование устной речи у детей с ЗПР представляет собой сложный и длительный процесс и часто вызывает значительные трудности в обучении.

Это обусловлено рядом причин:

- недоразвитием основных компонентов языковой системы (лексического, грамматического, фонетико-фонематического) и ограниченными возможностями детей с ЗПР;

- недостаточно сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи  (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи  - смысловые пропуски, аграмматизмы);

 - психологические особенности детей  и наличие у них отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения)

        Речь, являясь средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности и выполняет познавательную функцию. С помощью языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием следующих поколений.

        Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяет мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развить их, научить не только ориентироваться  в окружающем мире, но и в определенной степени преобразить его. Чтобы все это произошло, любая деятельность должна быть соответствующим образом организована.  С этой целью в  работе с  дошкольниками с ЗПР, прежде всего,  четко определяются цели, продумываются способы ее достижения, планируется последовательность действий, а именно система коррекционной работы с детьми.           В нашей группе для детей с ЗПР используется  принцип программно-целевого планирования, позволяющий интегрировать содержание образования.  Сначала ставятся определенные задачи развития ребенка, а затем разрабатываются формы организации образовательного процесса (за основу берутся определенные лексические темы, конкретизируются цели каждого занятия, продумывается организация развивающей среды)

        В закреплении полученных знаний, умений и навыков мной активно привлекаются родители моих воспитанников. Хотелось бы поделиться такой формой работы по развитию коммуникативных навыков, а именно формированию связной речи и творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста, как  придумывание,  составление сказок по изучаемым лексическим темам

        Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя  ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы, я как педагог нахожу пути к эмоциональной сфере каждого ребенка.

        

Сначала дети просто слушали увлекательные истории, переживали вместе с героями все их необыкновенные приключения, и в то же время упражнялись в решении целого ряда сложных интеллектуальных задач, учились рассуждать, логически грамотно высказывать свои мысли, строили элементарные умозаключения.

        А затем детям предлагалось более сложное задание: самим придумать сказку о любых предметах одежды, посуды, мебели, бытовых приборах, продуктах питания, о перелетных и зимующих птицах, диких зверях, насекомых, профессиях людей и многом другом.

        Сначала у детей придумывание вызывало определенные трудности – дети не могли правильно построить свое высказывание, не сформировано внутреннее программирование своих мыслей, недостаточно развиты воображение и умение фантазировать. Поэтому мной  придумывалось начало сказки, а совместно с ребятами придумывалось ее окончание или наоборот рассказывался конец, а дети сочиняли начало и продолжение. Ну и конечно  эта увлекательная форма развития у детей коммуникативных навыков была предложена родителям воспитанников.

 Предлагаю вашему вниманию некоторые из сказок такого  совместного творчества:

СКАЗКИ О ФРУКТАХ.

                Фрукты – спортсмены.

        В веселой сказочной стране жили фрукты, которые очень любили заниматься спортом. Как-то раз, Груша пошла на стадион, где совсем скоро должны были начаться  соревнования по скейтбордингу  командами ЯБЛОК   и ГРУШ. Одна из Груш была очень быстрая  и обогнала всех, заняв первое место. Ей вручили золотую медаль и приз.  Команда Яблок проиграла соревнования, но не огорчилась, а вернулась в спортивный зал, чтобы еще больше тренироваться и в следующий раз обязательно победить.  На следующий день состоялись велосипедные гонки между Бананами и Сливами.  В этих гонках  победила команда Слив.  Все фрукты их поздравляли, а Бананы испытали горечь поражения, но были рады за победу Слив                

СКАЗКИ ПРО ОДЕЖДУ, ОБУВЬ и ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

                 Как платье захотело попасть на бал.

             В одном сказочном королевстве  жило-было платье. Оно было такое бедненькое, некрасивое и никто не обращал на него никакого внимания. Однажды в королевстве объявили БАЛ. Платье очень хотело попасть на бал, но никто его не пускал. Оно так сильно огорчилось и печально шло по улице. И вдруг платье увидело вывеску «АТЕЛЬЕ». Зашло платье в Ателье и рассказало швее о своем желании. Швея украсила платьице кружевами, лентами, рюшами и красивым бантом.  И стало платье краше всех на свете. Пошло оно на бал и все восхищались его красотой.      

                Старое пальто.                                                                                          В старом заброшенном доме на окраине города стоял старый-престарый платяной шкаф. Каких только вещей он в себе не хранил.  Здесь были и шляпы, и костюмы, и перчатки, и брюки, но самым необычным было старое, потертое временем пальто. Как рассказывают люди, эта вещь принадлежала злому волшебнику. Темными ночами в этом черном пальто, злой волшебник ходил по городу и собирал игрушки, которые ленивые дети не убирали на место. Это были непослушные дети.  Но как только все городские  дети стали убирать игрушки, злой волшебник остался без работы и исчез.  Осталось только старое черное пальто, в карманах которого до сих пор можно найти детские игрушки.

                  Красные туфельки.                                                                                                          Жила-была маленькая девочка Луиза. У неё были очень красивые чудесные красные туфельки. Они были блестящие, лакированные с тонкими ремешками и застежкой.  Девочка росла, росла и туфельки стали ей малы.  Но девочке  совсем не хотелось с ними расставаться. Луиза отнесла их к доброй фее, и она сделала так, что туфельки стали расти вместе с девочкой. И Луиза никогда с ними не расставалась.

                Охотничьи сапоги.                                                                                

         Жили-были охотничьи сапоги.  Это были большие зеленые сапоги с длинными голенищами, которые Хозяин надевал на охоту. И где только они не бывали? Ходили по лесам, по полям, по болотам. Не раз спасали сапоги хозяина от сырой промозглой погоды.  Но вот однажды на опушке леса, хозяин столкнулся со свирепым кабаном.  Кабан своими острыми клыками разодрал один сапог и убежал в чащу. Но хозяин не стал выбрасывать старые сапоги, а поставил их на почётное место рядом с другими трофеями.

СКАЗКИ О ПРОДУКТАХ  ПИТАНИЯ.

                  Кто важнее?

           Однажды Молоко, Мясо, Хлеб, Овощи и Фрукты начали спорить между собой: Кто из них важнее для человека. Хлеб сказал, что он всему голова, а Молоко закипело от возмущения и сказало, что оно главнее – ведь без него маленькие дети не будут расти. Тогда Мясо ответило, что если не кушать мясные блюда, то у людей будет мало сил, им не захочется ходить работать и учиться. Овощи и фрукты тихонечко посмеивались, ведь они-то знали, что без них людям будет очень грустно. Потому что от полезных фруктов поднимается настроение и они богаты витаминами необходимыми для здоровья. А без овощей не обходится практически любое блюдо.  Долго спорили продукты, но потом решили, что все продукты важны и нужны человеку.                          

СКАЗКИ О ДЕРЕВЬЯХ

Сказка про дуб.

           Жил-был дуб. Однажды он пошёл гулять. Гулял-гулял и остановился. Одна ветка у него упала. Подошли к ветке люди, наступили и сломали. Дуб рассердился на людей, что они ветку его сломали, и стал размахивать своими ветвями, скрипеть и наступать на людей. Люди испугались и убежали. И вдруг на дорогу выбежал весельчак и озорник Зайка. Зайка сказал дубу: «Успокойся, не сердись!». Дуб удивился и успокоился. Уступил Зайке тропинку и пошёл дальше. На тропинке ему встретился Ёжик. Дуб и ему уступил дорогу. И пошёл дальше. Вышел дуб на поляну и увидел Берёзу. Берёзка понравилась Дубу. Она была такая беленькая и тоненькая. Решил Дуб защищать Березу. Встал рядом, укрыл своими ветками. И стали они жить долго и счастливо.

                        Приятное знакомство.

           В чистом поле из желудя через много лет выросло прекрасное дерево.  Это был дуб.  Ему было очень одиноко и грустно, так как не с кем было поговорить. Однажды  весной в плохую погоду на ветви дерева присела птичка, чтобы укрыться от ветра и дождя. Дереву стало очень приятно, что теперь стало не одиноко. И дуб предложил птичке остаться с ним жить.  Птичка с радостью согласилась и свила на его ветвях гнездышко. И хотя птичка осенью улетела в теплые края, она всегда возвращалась каждую весну. Дуб был счастлив, что у него появился такой замечательный друг.

        Такая взаимосвязь в работе педагога,  родителей и детей дает колоссальные результаты по формированию связной речи, а также преодолению имеющихся речевых нарушений.   В результате такой формы взаимодействия с семьями своих воспитанников,  интеллектуальное развитие детей значительно увеличилось.  Придумывая сказки с мамами, папами, бабушками, а затем, рассказывая их в группе на наших  «Вечерах-сказок», у девчонок и мальчишках  формировались чувства любви к природе своего родного края, приобщение к прошлому и настоящему национальной культуры, развивались общие познавательные способности  и, конечно же, творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья«Психолого-педагогические технологии построения здоровьесберегающего процесса в ДОУ»

Нами разработана и адаптирована программа психокоррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников, которая призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, избег...

Статья "Психолого-педагогические основания Федеральных Государственных требований"

Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными». В связи с введением нового документа «Федеральные государственные требования к структуре основной об...

Расширение и углубление знаний педагогической тематики для родителей - не роскошь, а практическая необходимость.

Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками...

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...