Статья "Психолого-педагогические основания Федеральных Государственных требований"
статья по теме

Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными». В связи с введением нового документа «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» у практических работников возникло много вопросов к представителям науки. Вопрос, нужна ли инновационная деятельность в ДОУ, будет ли она соответствовать ФГТ, каким образом строить сегодня образовательный процесс, с использованием каких инновационных технологий, методов, направлений, волнует всех участников педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_osnovaniya_fgt.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основания  

федеральных государственных требований.

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом - Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

         На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков детей предлагается формировать новые качества ребенка: физические, личностные, интеллектуальные. Конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей выделенных Федеральными государственными требованиями, выступают в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования остались теоретические обоснования А. В. Запорожца об амплификации развития ребенка, т.е. широком развертывании и максимальном обогащении содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве, в противовес теории об интенсификации ребенка. Очень важный момент  в ФГТ связан с реализацией деятельностного подхода, который выработали А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн.

Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для педагога это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность.

Деятельностный подход является одним из оснований составления перечня образовательных областей, выделенных ФГТ. В качестве структуры обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федеральными государственными требованиями выделены следующие образовательные области: «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация», «Здоровье».

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней: образовательная область «Физическая культура» - двигательной, «Социализация» - игровой, «Труд» - трудовой, «Коммуникация»  - коммуникативной, «Познание»  - познавательно-исследовательской, «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, «Музыка» - музыкально-художественной, «Художественное творчество» - продуктивной.

Таким образом, в ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей, представленная в настоящее время в научной литературе (А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Л.Ф. Обухова и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

открытый просмотр занятия на городском семинаре-практикуме «Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Тематическое итоговое игра - занятие "В мире животных", позволяющее выявить уровень усвоения знаний детьми по определенной теме с использованием игровых приемов...           ...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...