Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Баклыкова Ольга Александровна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baklykova._logoritmika._statya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Баклыкова О. А., Фролова А. В., Жеребятьева Н. А.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru

В последнее время наблюдается усиленный рост числа речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такая тенденция связана прежде всего с современной социокультурной ситуацией: слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые неблагоприятно действуют на психику детей. В сложившихся условиях необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных средств коррекции речи является логоритмика. 

Логоритмика – одна из важнейших методик коррекционной педагогики, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. По утверждению исследователей «важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений» [1].

Система упражнений, заданий, игр, входящих в понятие «логоритмика» основана на сочетании музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения и направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Говоря о логоритмике, В. Гринер  в ее основу ставит ритм как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом» [2].

Весь мир живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Создателем системы ритмического воспитания детей стал швейцарский педагог и музыкант Эмиль  Жак-Далькроз  (1865-1950).  Изначальное его система была направлена на "воспитание ритма" у профессиональных музыкантов, а затем, используя специально подобранные упражнения, автор начал заниматься с детьми дошкольного возраста, развивая у них музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и пластическую выразительность движений. Система Жак-Далькроза получила своё развитие в работах его учеников и последователей.  Большой вклад в изучение логоритмики внесли российские авторы – Н.Г. Александрова и В.А. Гринер.

Постепенно из занятий ритмической гимнастикой выделяется лечебная ритмика. Формируется особое направление ритмического воздействия на людей с речевой патологией в реабилитационных целях – логопедическая ритмика.  Первоначально она использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой.

Логоритмика с тех пор занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит для нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

В системе дошкольного образования логоритмика успешно применяется на занятиях с учителем-логопедом, в рамках логочаса, проводимого воспитателями групп, а также в рамках музыкальных занятий.

Основной принцип логоритмики – подражание. Педагог показывает движения и проговаривает стихотворный текст, дети за ним повторяют. Очень важно, чтобы и движения, и текст были четкими, понятными и несложными для восприятия. Лёгкость выполнения и доступность для каждого ребенка – отличительная особенность логоритмики. Здесь не требуется предварительной работы по заучиванию слов или движения. Запоминание происходит постепенно, в процессе занятий.

Подбор упражнений для занятий осуществляется с учетом индивидуальной необходимости для конкретной группы детей. Нет жесткого набора элементов. Если что-то не получается, берется более легкое упражнение, но увеличивается акцент на данную проблему.

Обычно занятия проводятся 2-3 раза в неделю не более, чем по 20-30 минут. Но в случае необходимости могут проходить чаще, например, при заикании. В течение этого времени упражнения достаточно быстро сменяются одно другим. Таким образом удается «охватить» все проблемные аспекты.

В выборе стихотворных текстов обязательна опора на лексические темы. А их сложность корректируется в зависимости от навыков у детей и должна идти от простого к сложному.

Занятия должны быть детям в радость. Поэтому в процессе используются различные игрушки, музыкальные инструменты, элементы костюмирования.

Занятия, в основе которых лежит комплекс логоритмических упражнений, проходят в игровой форме. Как правило, комплекс упражнений объединяет определенная тема или увлекательный сюжет. Такие тематические музыкальные занятия приносят дошкольникам ощутимую пользу, помогают справится с  речевыми трудностями, а также приносят массу положительных эмоций.

Литература

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. C. 51;
  2. Гринер В.А. и Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. М.: 1941;
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  4. Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.