Главные вкладки

    Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Лохова Наталья Ивановна

     Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

     

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

    Для профилактики нарушений речи  мы  проводим логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной.  В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

    Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

    В планировании логоритмических занятий  используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

    Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

    Логоритмические занятия решают следующие задачи:

    - активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;

    - увеличение объема памяти;

    - развитие зрительного и слухового  восприятия;

    - развитие артикуляционного аппарата;

    -формирование двигательных навыков.

    Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над  дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

    В каждое занятие мы включаем пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

    Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала  подбираем упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с  предметами,  прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

    В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

    • движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
    • танец (хоровод);
    • разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
    • песня, сопровождаемая жестами;
    • логопедическая гимнастика;
    • мимические упражнения;
    • массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
    • пальчиковая игра;
    • подвижная или коммуникативная игра.

    В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

    Проводя  логоритмические занятия, мы решаем  следующие задачи:

    • уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
    • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
    • расширение лексического запаса;
    • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
    • совершенствование общей и мелкой моторики;
    • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
    • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

    Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

    Логоритмические занятия начинаем проводить с младшего возраста, включаем двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями.

    У детей младшего возраста большинство понятий только начинает формироваться, поэтому требуется наглядный показ, словесная инструкция и выполнение педагогом заданий вместе с детьми. В начале используем метод опережающего показа для того, чтобы дети успевали переключиться на новое движение. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.

    Логоритмические занятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно сосудистую системы, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

    Использование указанной оздоровительной технологии происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

    Таким образом, очень важно, что рассмотренная технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения....

    Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

    Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

    Работа учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у дошкольников средствами биоэнергопластики и русского народного фольклора

      Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

    «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

    Консультация для педагогов«Логоритмика  как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...