Главные вкладки

    Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".
    проект по музыке по теме

    Изнаирова Ольга Георгиевна

    При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

    Развитие чувства ритма.

    Развитие мелкой моторики.

    Речевая игра.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГБОУ ЦО № 1404 «Гамма»

    Дошкольное отделение «Вешняки»

    Проект

     по теме самообразования

    «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

    Авторы проекта:

    Шмелёва Т.А. – учитель-логопед

    Изнаирова О.Г. – музыкальный

    руководитель

    2012-2013 учебный год

    СОДЕРЖАНИЕ

    • Паспорт проекта.
    • Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
    • Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
    • Результаты деятельности
    • Конечный продукт
    • Выводы
    • Приложения
    • Библиография

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

    Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.

    Тип проекта:      Исследовательский

    Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

    Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

    Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.

    Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.

    Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

    Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность

    В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей  с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

    Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

    Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

     Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

    Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной.  Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

    Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Сроки

    Содержание деятельности

    Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом)

    Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой

    Декабрь

    Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

    Январь - апрель

    Подготовка конспектов уроков самообразования

    Конец апреля

    Анализ работы и её практических результатов

    Май

    Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

    Июнь

    Защита проекта по самообразованию

    ПРОБЛЕМА

    Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

    ГИПОТЕЗА

    Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.

    ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

    ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

            Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

    Логоритмика  основывается на сочетании слова, музыки и

    движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

              В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).

               Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

                При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.  

     

    Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

    Цель логоритмики:  коррекция координации движений и речи.

            Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

    Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

    Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

    Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

    Коррекционные задачи:  развитие речевого дыхания;  формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

    1.        Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

    2.        Развитие речи детей и корректировка  их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

    Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

    •        Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

    •        Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

    •        Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

    •        Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

    1.        упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

    2.        выработка продолжительного речевого выдоха,

    3.        тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

    •        Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

    •        Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

    •        Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

    •        Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

    •        Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

    •        Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

    •        Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

    •        Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

    •        Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

    •        Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

    •        Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

    На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

    К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

    •        Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю

    •        Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

    •        Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

    •        Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

    •        Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

    •        В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
    • Улучшение речевой памяти;
    • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
    • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.

    КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

    • Конспекты НОД по логопедической ритмике.
    • Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.
    • Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

    ВЫВОДЫ

    • Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.

              Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

    •   Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
    2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
    3. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
    4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
    5. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
    6. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
    7. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
    8. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
    9. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
    10.  «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

    1997 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

    Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

    1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

    Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений

    Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (инто...

    Доклад "Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков развития у дошкольников".

    laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари...

    проект - "Логосказски, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».

    Сборник представляет материалы реализованного проекта «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников». Данный сборник может быть по...

    Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

    В разработке представлены двигательные игры и упражнения с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста....