« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».
статья по развитию речи (старшая группа)

Светич Татьяна Александровна
Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».

Подготовила: воспитатель Светич Татьяна Александровна.

Актуальность проблемы.

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В самом начале своей работы с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Изучила  множество  психолого-педагогической литературы.  Оказалось, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение

Из истории возникновения логопедической ритмики.

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н.А. Римского-Корсакова, Э. Жака-Далькроза, Б.М. Теплова, Н.Г. Александровой и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Широкое распространение система ритмического воспитания получила в начале XX в. в Европе и стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог  и музыкант, профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950).

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений. Формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

 В нашей стране идеи попали на благодатную почву, так как его ученицы Н.Г. Александрова и В.А. Гринер широко пропагандировали метод ритмического воспитания, нацеленный на борьбу с аритмией, которая разрушающим образом действует на психофизическую и общественную жизнь человека.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика.  Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больных. Затем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. Долгое время эта ветвь лечебной ритмики использовалась как дополнительный прием при лечении логоневрозов. В.А. Гринер  в ходе исследования данного вопроса выдвинула ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составила коррекционный дидактический материал и акцентировала внимание на том, что логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.

В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением. В логопедическую практику этот прием вошел под названием «речь с движениями».

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свободно, они как бы «вытекают» из музыки. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.

К. Орф, немецкий композитор и педагог, пропагандист идей Далькроза, разработал систему синтетического подхода (единство слова-музыки-движения), способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец. Использование стремления детей к творчеству, двигательной экспрессии, упрощение требований к технике игры на инструментах позволило ввести элементы его метода музыкального воспитания в программы общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений.                                                                                                      

Благодаря существенному вкладу профессора Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука.

 

Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков.  Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Работая в группе компенсирующей направленности начала построение системной работы по теме «Логоритмика, как средство коррекции речевых  нарушений у дошкольников».  Такую форму  осуществляю не первый год . Моя работа началась  с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.) Заинтересовала меня методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой». Начала изучать литературу Н.В. Нищевой.

Для того чтобы повысить эффективность логопедических занятий стала использовать следующие виды деятельности:

- пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;

- музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;

логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;

упражнения на развитие мимических мышц;

- коммуникативные игры и танцы;

упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;

упражнения на развитие словотворчества;

- релаксация;

- логоритмические досуги.

Это позволяло заинтересовывать детей во время занятий и успешно решать задачи:

Образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

Воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

Коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

 

Решала задачи на основе принципов:

доступности и индивидуализации;

последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала;

развивающего обучения;

опережающего подхода;

сознательности и активности детей; - полифункционального подхода; - наглядности.

Соблюдала психолого-педагогические условия: создавала благоприятную психологическую атмосферу проведения занятий; постоянно привлекала внимание детей; пробуждала у воспитанников интерес к выполнению упражнений.

За время опыта был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов. Использование элементов логоритмики позволило вызвать у детей желание исправлять неправильное звукопроизношение, учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи. Помогло развить у них способности творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение, использовать полученные умения в общении и в работе со звучащим словом. Во время автоматизации и дифференциации звуков быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь, способствовало развитию коммуникативных способностей.

Я уверена, что использование элементов логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.