Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
методическая разработка по музыке по теме

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения  выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx52.22 КБ
Файл 1_prilozhenie.docx949.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 96 «СВЕТЛЯЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Логоритмика и ритмопластика                                                                              как средства коррекции                                                        речевых нарушений дошкольников

методическая разработка

        Гарифулина Ольга Ильинична,

        музыкальный руководитнль

                                                                

         

                                                                                         

        

        

Прокопьевск 2012


Содержание

I.   Пояснительная записка………………………………………………………..3

II. Методическая разработка  « Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции  речевых нарушений дошкольников»

1. Анализ специальных методик и парциальной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной………………………………………..7

2.  Анализ собственного опыта работы, разработка логоритмических упражнений  и ритмопластических композиций с учётом коррекционной направленности.………………………………………………………………….11

III. Список литературы………………………………………………………….26

IV. Приложение

I. Пояснительная записка

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыкальное  развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры,  творческой  активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок - сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета, приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми: в результате создаются условия для реального формирования главной составляющей музыкальности - эмоциональной отзывчивости на музыку.

Двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей. «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!» (Ю. Змановский).

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное  обучение  и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Наблюдая за общим развитием детей, начиная с 2-х летнего возраста и вплоть до поступления в школу, проводя анализ музыкального развития каждого ребёнка по результатам диагностики, я пришла к убеждению, что лучше всего ребёнок может выказать своё отношение к музыкальному произведению посредством мимики, движений. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. 

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения  выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкальное движение  можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.

Движение под музыку  приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

Занимаясь с детьми, я убедилась, что развитие двигательной активности оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.

   «Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О.Радынова). Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной каждому человеку.

Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, главная цель моей разработки -  изучение влияния музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать научно-методическую и практическую литературу по данной теме;
  2. разработать музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, темпа,        дыхания; этюды с элементами психогимнастики;
  3. проанализировать собственный опыт работы по логоритмике и ритмопластике;
  1. разработать ряд композиций для развития эмоционально- двигательной сферы, мимики, пантомимики,  речи.

Ожидаемые результаты:

Если систематически вводить логоритмику и ритмопластику в процесс музыкального воспитания дошкольников, то у них:

  1. нормализуются психические процессы и свойства: память, внимание, мышление;
  2. быстрее сформируются двигательные навыки и умения;
  3. чище и грамотнее станет речь;
  4. эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности;
  5. укрепится физическое здоровье дошкольников;
  6. дети станут более раскрепощёнными и коммуникативными.

Занятия музыкальным движением способно вызвать к жизни и развить уже существующие у детей связи между восприятием музыки и проявлением этого восприятия в движениях. В процессе занятий у детей постепенно развиваются способности, необходимые для более глубокого и точного восприятия и выражения в движениях содержания музыки. Переживание музыкально-двигательного образа становится более осознанным и конкретным. Развивается умение тонко и чётко управлять своим телом, чтобы в каждом случае придавать движению новую «выразительную форму», отвечающую данному музыкальному образу, его деталям. Но одновременно происходит и обратный процесс - поиски выразительной формы движений углубляют, уточняют и формируют музыкальное переживание. 

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

II. Методическая разработка «Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников»

1. Анализ специальных методик и парциальной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

Теоретическая интерпретация разработки заключается в усовершенствовании, удачном сочетании и эффективном использовании специальных методик и пособий  на музыкальных занятиях в работе с детьми с нарушением речи.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную

Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. Уже в литературных и религиозных текстах Древнего Востока и Индии упоминается о лечении при помощи священных песнопений. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние, восстанавливает душевную гармонию.  Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии.

В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обусловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспитания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж.Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с детьми с нарушениями речи определяет еще и коррекционные задачи. Позже в науке появился специальный термин - кинезитерапия (лечение движением). Наибольший эффект кинезитерапии применительно к детям с проблемами проявляется, если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа этих видов музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки и движений, на активной целенаправленной двигательной деятельности ребенка под музыку. Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из видов которой является логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика -  вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии, специальной психологии и педагогики.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений. Первое - развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.д. Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. Содержание и реабилитационная направленность логопедической ритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребёнка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Г.Волкова в учебно-методическом пособии «Логоритмика» руководствуется главным принципом - внимание к каждому ребёнку, учёт его психофизиологических, возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей. При этом особое внимание направлено на психоэмоциональное и физическое состояние, обеспечение всестороннего развития ребёнка, устранение речевых нарушений.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

«Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи».

Говоря о логоритмике, Г.Волкова отмечает, что в основу её она ставит ритм как организующий момент: « …музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

Психогимнастика — современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах. Основная задача психогимнастики нацелена на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением, на понимание того, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мимике, пантомимике, и управлять ими. С помощью двигательных театрализованных этюдов на занятиях психогимнастикой дети могут учиться преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними.

Игры-тренинги, рекомендованные И.М. Чистяковой, оказывают благотворное влияние на детей, имеющих психомоторные и эмоциональные расстройства. Учебно-методическое пособие «Психогимнастика» И.М. Чистяковой помогает в решении коррекционных задач:  

  1. нормализация  психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения, тренировка органов слуха;
  2. укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений;

Программа «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной - универсальна. Она способствует полноценному развитию личности ребёнка. Само понятие «ритмическая пластика» характеризуется как «свободное движение, не подчинённое законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».

Основная идея музыкально-ритмического воспитания А.И. Бурениной - развитие способности «видеть» музыку, передавать образ, характер через движение, свободно владеть своим телом. Это своеобразный этап первоначального развития способностей ребёнка в процессе музыкально-двигательного воспитания, который помогает «настроить» инструмент (тело), овладеть  «языком движений», научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Практический материал программы А.И. Бурениной доступен ребёнку-дошкольнику, с учётом его индивидуальных способностей. Спектр движений широк: ритмика, хореография, гимнастика, пантомима. Разнообразие композиций позволяет использовать их в разных формах организации работы с детьми - на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении праздников и развлечений, в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни.

2. Анализ собственного опыта работы, разработка логоритмических упражнений и ритмопластических композиций с учётом коррекционной направленности.

В результате анализа, изучения методик по логоритмике, программы «Ритмическая мозаика», мною был составлен перспективный тематический план взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей и подготовительной группы, изготовлены музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, темпа, дыхания, разработаны этюды с элементами психогимнастики, композиции сюжетных, национальных, характерных танцев.

Цель данных разработок: развитие свободной творческой личности ребёнка; коррекция речевых нарушений, нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления; формирование свободных двигательных навыков и умений.

Задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные):

  1. воспитывать любовь и интерес к музыке;
  2. обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений;
  3. совершенствовать общую моторику;
  4. расширять лексический запас;
  5. развивать слуховое внимание и зрительную память;
  6. укреплять психоэмоциональное и физическое состояние детей;
  7. формировать музыкально-творческие проявления;
  8. развивать коммуникативные качества. 

Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений. У таких детей возникают проблемы с ориентацией в пространстве. В работе с такими детьми с помощью специальных упражнений можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Музыкально-ритмические движения позволяют сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Логоритмика и ритмопластика содействуют и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учат эмоциональной отзывчивости, прививают любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

В процессе формирования движений под музыку решаются задачи, которые являются общими для музыкального развития и коррекции речевых нарушений:

развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);

овладение «языком движений», умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно- игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, пляски, упражнения).

При проведении занятий с детьми особое внимание уделяю развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей наиболее резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.

 Важной задачей является создание у детей положительного, эмоционально-окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым и двигательным образцам, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

Новая тема прорабатывается на протяжении 3-х занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождая речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры. На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

С упражнений в спокойной ходьбе и маршировки, как правило, начинаются все логоритмические занятия. Они позволяют настроить детей на занятие, организовать их внимание на выполнение коллективных действий. Почему же я выбираю марш? Ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, телевидению. Эта музыкальная форма с удобным счётом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения. 

При этом происходит развитие двигательной сферы: у детей развивается координация движений, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки, умение передавать в движениях  смену ритмического рисунка в соответствии с метроритмом музыки (ходьба, поскоки, остановка).

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое.

На занятиях по логоритмике я использую упражнения на освоение разных видов ходьбы  (устремлённой, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (лёгкого, стремительного, пружинного, широким шагом), прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперёд, поочерёдно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки). Упражнения на развитие ориентировки в пространстве  учат детей ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, врассыпную, строиться парами, в шеренгу, строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком; равномерно сужать и расширять круг, ходить по залу, меняя направление.

Например, для обучения бегу врассыпную я использую игру «Машины»: детям под музыку предлагается двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, а воспитатель выступает в роли регулировщика - контролирует выполнение задания, отправляет в «мастерские» машины, которые столкнулись, следит за тем, чтобы дети использовали всё свободное пространство, а не сбивались в кучку.

Развитие дыхания - один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание). Чаще всего я использую упражнение «Повтори за мной», цель которого: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов, отработка мягкой атаки голоса, работа над слитностью произнесения слов во фразе, автоматизация звука С во фразе. Например,  читаю детям стихотворение С.Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за мной повторяют на одном дыхании каждую фразу:

Солнце.

Солнце светит.

Солнце светит ярко.

Солнце светит очень ярко.

Солнце светит очень ярко - бегемоту стало жарко.

У детей, имеющих речевую патологию, наблюдается снижение мышечного тонуса, и как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определённые группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одних мышц на другие. Способность эта  вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой - в момент напряжения и тихой - в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса могут выполняться детьми как с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами), так и без них.

Цель игры «По кругу» - регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса.

Дети стоят за стульчиками и в соответствии с командой педагога выполняют действия:

Ты согнись (дети перегибаются через спинку стула и дотрагиваются ладонями до сиденья),

Разогнись (дети выпрямляются),

До сиденья дотянись ((дети перегибаются через спинку стула и дотрагиваются ладонями до сиденья),

В прятки (дети приседают, держась за спинку стула),

Поиграйте (дети встают),

За стулья (дети приседают, держась за спинку стула),

Приседайте (дети встают),

А теперь пойдём направо (дети, маршируя мелкими шагами, идут к соседнему стулу). И начнём игру сначала.

На занятиях по логоритмике обязательно провожу упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому, появляется умение распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.

Развитие слухового внимания и слуховой памяти начинаю с различения разнообразных шумовых звуков, затем идёт знакомство детей со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами. Дошкольники учатся не только воспринимать высоту звука, ритм, темп музыки, но и проводят целостное восприятие музыкального произведения, определение общего настроения музыки, её жанры.

Цель упражнения «Зайцы и медведи» - развитие слухового внимания на музыкальном материале разного характера.

Дети стоят в кругу, услышав музыку, начинают движение по кругу. В соответствии с характером музыки дети выполняют различные виды движений: прыгают, как зайцы, или идут вперевалочку, как медведи.

Задания на внимание являются составной частью некоторых музыкальных игр: «Кого не стало», «Не опоздай», «Бери флажок» и др.

Развитие чувства музыкального темпа у детей я начинаю с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Поначалу это будут взмахи руками и хлопки, затем к ним следует подключить движения ног: ходьба и бег. Когда дети освоят два контрастных темпа: «быстрый» и «медленный», задания усложняются. Теперь темп проигрываемой музыки будет постепенно ускоряться или замедляться, а в соответствии с ним изменяется и темп выполняемых детьми движений. Умение наблюдать за музыкальным темпом и передавать его с помощью движений помогает детям в дальнейшем восстановить нормальный темп речи.

Цель упражнения«Паровоз»  - развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.

Перед началом упражнения дети читают стишок:

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий.

Он вагоны повёз, точно настоящий.

Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжатые в кулачки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колёсами. Темп музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются - дети переходят на лёгкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться - дети замедляют бег, переходят на шаг (руки также замедляют своё вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.(руи также замедляют своё енно замедляться - дети замедляют бегаровозиком, вращая перед собой руками, как колёсами.  музыкиь в

При выполнении упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма, сначала привлекаю внимание детей к эмоциональному содержанию музыки и её построению. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.При этом упражнения разучиваются поэтапно: сначала отдельно движения, отдельно речевой материал, потом речь соединяется с движениями, и работа идёт над согласованным выполнением речедвигательного задания.

 В таких заданиях лучше использовать различные предметы: мячи, платки, бубен и др. Поскольку двигательные возможности детей с речевым недоразвитием крайне ограничены, а способность координировать движения различных частей тела с речью только начинает формироваться, целесообразно использовать самые примитивные виды движений с предметами: бросание и ловля мяча, взмахи платочком  вверх-вниз, в стороны, передача бубна и т.д.

На начальном этапе развития чувства ритма целесообразно проводить упражнение «Музыкальное эхо». 

С помощью музыкального инструмента - барабана, бубна или молоточка на металлофоне педагог отстукивает ритмический рисунок, дети слушают и запоминают, а затем по очереди повторяют его, сопровождая словами:

Вот весёлый барабан, как играет барабан?

Барабан, барабан, как играет барабан?        

Надо палочки нам взять и вот так постучать:

Бум-бум-бум и трам-там-там! Бум-бум-бум,  трам-там-там!

Бубен звонкий, озорной, попляши скорей со мной!

Раздаётся чистый звон: дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дон!

Раздаётся тихий звон: я - дружок металлофон.

И, пластинками звеня, льётся музыка моя!

Задания по слушанию музыки я использую в качестве отдыха после  двигательных упражнений. На логоритмических занятиях детям предлагаю для прослушивания как вокальную, так и инструментальную музыку. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определённый сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например, пению птиц, вою ветра, шуму дождя, журчанию ручейка и т.д. После прослушивания я вместе с детьми обсуждаю музыкальное произведение.

При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки предлагаю детям карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, печаль, страх и т.д.

Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием. Обсуждая самые разные произведения, дети постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и вслух рассуждать. Всё это способствует не только углублению музыкального восприятия дошкольников, но и развивает их речь, интеллект, обогащает чувства.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, я тем самым способствую развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.  В упражнении «Весело-грустно» дети поочерёдно растягивают губы в улыбке или вытягивают вперёд трубочкой. В момент выполнения  упражнения должна звучать музыка с чётко выраженным ритмом и акцентом. 

В младшем дошкольном возрасте дети должны уметь изобразить весёлого и грустного человечка, сладкое яблоко и кислый лимон. Для детей среднего возраста мимические задания усложняются. Они должны научиться показывать такие эмоциональные состояния, как боль, гнев, радость, печаль, скука.  Перед старшими дошкольниками стоит задача - изобразить с помощью мимики страх, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие.

Психогимнастические этюды и игры помогают распознавать и отображать различные эмоциональные состояния, приобрести технику выразительных движений и навыков саморасслабления. Я использую их с отстающими в эмоциональном развитии детьми, плохо различающими выражение лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмысливать сцепление определённых движений мускулов лица с определёнными переживаниями.

Одновременно ребёнок учится называть свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость, горе и т.д. Психогимнастические игры и этюды   развивают внимание, память, умение быстро сосредоточиваться, реагировать на звуковые сигналы, помогают преодолевать двигательный автоматизм, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, тренируют отдельные группы мышц, корректируют эмоционально-волевую сферу у детей.

Этюд « Сосулька» направлен на напряжение и расслабление мышц рук.

У нас под крышей белый гвоздь висит, - руки подняты над головой.

Солнце взойдёт, гвоздь упадёт. - уронить расслабленные руки и присесть.

Детям 5-6 лет очень нравится игра «В магазине зеркал».

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком. И ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.   

Речедвигательные упражнения - это проговаривание текста с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие.

Упражнение «Мы шли, шли, шли» обычно использую в начале занятия для создания эмоционального настроя:

Мы шли, шли, шли, грибочки нашли.

Нагнулись, сорвали, в корзинку положили

И дальше пошли.

Мы шли, шли, шли, яблоньку нашли.

Ручки поднимали, яблочки срывали.

В корзинку положили, домой поспешили.

Дети произносят слова и одновременно выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра является основным видом деятельности дошкольников и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме решаю коррекционные задачи. Подвижные игры способствуют развитию у детей духа соревнования, умения действовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует.

Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразными видами движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), игры с пением, словом, а так же музыкально-дидактические игры.

Сюжетные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Всё это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

 Цель игры «Стадо»:  упражняться в ходьбе, беге, прыжках; вырабатывать выдержку, умение подчиняться правилам коллективной игры; развивать творческое воображение.

Дети считалкой выбирают пастуха и волка, а все остальные дети становятся овцами. Дом волка в лесу, а у овец два дома в противоположных концах зала. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Гони стадо в полюшко, погулять на волюшке!

Пастух выгоняет овец на «луг», они ходят, бегают, прыгают, бодаются, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону зала. Пастух встаёт на пути волка, защищает овечек. (Пастух может только заслонять собой овец от волка, но не должен задерживать его руками). Все, кого сумел поймать волк (дотронуться рукой), выходят из игры.

Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки.         Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.

Танец и пантомима - это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обучать их этому языку. В процессе обучения я знакомлю детей не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приёмами композиции танца.

Парные танцы строю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки), ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька), использую элементы народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т.д.).

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.

Используя импровизацию, я тем самым ухожу от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание что-либо выполнять, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается.

Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие.  Развивая творческие способности детей, я основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выгодского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

        Диагностическое обследование выявило положительную динамику музыкально-ритмического развития детей-логопатов: появлению умения управлять своим телом, выразить своё внутреннее состояние, выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Дети стали проявлять стойкий интерес и потребность в занятиях логоритмикой и ритмопластикой. Благодаря развитию речи и движений дети стали артистичнее, раскованнее, пластичнее, у них появились такие качества, как сострадание, сочувствие, отзывчивость, и именно музыка явилась организующим и руководящим началом для достижения этого.

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Гармоничное сочетание  музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

“ Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые…”  

III. Список  литературы

  1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмич. пластике для детей дошк. и младш. школьного возраста / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 1997. - 128с.
  2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»./ Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  3. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120с.
  4. Громова, О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей: Учебно-практическое пособие / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64с.
  5. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет / М.Ю. Картущина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 208с.
  6. Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего дошк. возраста / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004.- 223с.
  7. Раевская, Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Е.П. Раевская и др. - М.: Просвещение, 1991. - 222с.
  8. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 272с.
  9. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 352с.
  10. Чистякова, М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Гномики»

Цель: изображение с помощью мимики страха, удивления, сомнения, подозрительности, равнодушия.

Оборудование: домик, в котором живут гномы с разными  эмоциональными состояниями.

Дети выбирают любого гнома и изображают его эмоциональное состояние с помощью мимики

В гости гномы к нам пришли,

Смех и радость принесли.

Этот гномик так сердит,

Что на нас и не глядит.

        

        

        Этот гномик удивлён.

        Этот – очень огорчён.

        

Игра с пением «Гриб волнушка»

Цель: формирование координации  пения и движения.

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.

На лесной опушке, где жила кукушка   -   дети идут по кругу хороводом

Вырос гриб-волнушка - шляпка на макушке -   ребёнок-волнушка медленно

        поднимается (растёт)

Дождик шёл, дождик шёл,        -        дети и «волнушка»

Вышел на опушку,                встряхивают кистями рук

Наклонился и нашёл        -        наклоняются вперёд

Круглую волнушку.        -показывают на волнушку» 

Мокнет у волнушки шляпка на макушке.        -        кладут руки на макушку                   и качают головой

Солнце шло, солнце шло,        -        постепенно поднимают 

Вышло на опушку,                руки, вращая кистями

Пригляделось и нашло        -        наклоняются вперёд

Мокрую волнушку.        -показывают на волнушку»

Сохнет у волнушки        -        руки на поясе,

Шляпка на макушке.                качают головой

Наша Даша в лес пошла,        -        дети хлопают в ладоши

Наша Даша гриб нашла.        девочка обходит «волнушку»

Вот и нет волнушки        -        девочка и «волнушка»

На лесной опушке.        берутся за руки и кружатся

        

Танец Русалок

        

Русалки в море плещутся

Весёлою гурьбой,

Кого бы ни увидели,

Тот час зовут с собой.

С утра до самой полночи

Готовы танцевать.

Красивее русалочек

На свете не сыскать.

        

        

        

        

        

        Как рыбки золотистые

        Мелькают там и тут.

        Проказницы-русалочки

        Скучать вам не дадут.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В разработке представлены двигательные игры и упражнения с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста....

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»

В творческой разработке проведен подробный  анализ   рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи   в  области ритми...

« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Консультация для родителей «Логосказки, как средство речевых нарушений дошкольников»

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входят такие направления как: логопедические сказки. Сказка являетс...