Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»
материал

Дмитриева Надежда Георгиевна

В творческой разработке проведен подробный  анализ   рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи   в  области ритмического развития дошкольников, отмечено, в чем выражается основной эффект развития детей,  и  даны рекомендации, как  помочь психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела. Так же представлены танцевальные этюды и хореографические композиции, музыкально-ритмические игры, ритмическая и пальчиковая гимнастика, авторские разработки танцевально-ритмических композиций  и  сюжетных танцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методический материал149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

 

Творческая разработка по теме:

«Ритмопластика как средство

творческого развития дошкольников»

                                               

                                                                            Музыкальный руководитель:

                                                                            Дмитриева Надежда Георгиевна

Новокузнецкий городской округ

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3
  2. Анализ рекомендованных методик и программ по данной теме……4
  3. Содержательный раздел………………………………………………...6
  • Танцевальные этюды и хореографические композиции…………7
  • Музыкально-ритмические игры………………………………….10
  • Ритмическая и пальчиковая гимнастика……………………….12
  • Танцевально-ритмические композиции………………………..14
  • Сюжетный танец……………………………………………….....21
  1. Заключение ……………………………………………………………...25
  2. Список литературы……………………………………………………..26

Пояснительная записка

     Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя  Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также, пластичности и выразительности движений. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, связанных с развитием и совершенствованием  методов и методологий занятий ритмикой, ведь, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения.

       Какие же цели и задачи являются приоритетными в этой области развития дошкольников, в чем выражается основной эффект развития детей,  и как помочь психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного «музыкального инструмента»?

      С целью совершенствования своей деятельности  и активизации музыкально-педагогического процесса в разделе «ритмика и ритмопластика», определяю следующие задачи данной разработки:

1.  Изучить и проанализировать предлагаемые методические пособия и практический  материал по данной теме.

2.   Обосновать собственную позицию включения ритмопластических заданий во все виды музыкальной деятельности.

3.  Представить практический материал, разработанный самостоятельно и совместно с воспитанниками детского сада.

Анализ рекомендованных методик и программ

      Появление новых общеобразовательных программ, ориентированных на решение более важных проблем в дошкольной педагогике, определяет новые направления в работе с детьми. Изменяются цели и задачи музыкального воспитания, возникает необходимость в новых эффективных методах музыкально – ритмического развития детей. Принцип синкретизма программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой предполагает взаимосвязь  разных видов музыкальной и художественной деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки. Основные ее задачи:

  • учить детей воспринимать развитее музыкальных образов и выражать их в движении;
  • учить выразительным и пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.

       Задачи эти успешно решаются, только если используется подлинно художественные произведения, т. к. развитие двигательных навыков происходит через чувственное, осознанное восприятие музыки. Следует также научить ребенка владеть своим телом в гармонии с музыкой.

      Эту важную проблему решает А.И. Буренина в своей программе по ритмической пластике «Ритмическая мозаика». Наряду с традиционными задачами обучения и воспитания детей сформулированы новые, актуальные задачи:

  • развитие гибкости и пластичности;
  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации;
  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

      Для формирования и развития ритмопластического творчества детей в программу включены сюжетные танцы, в которых не только отрабатывается техника движения, но и проявляется отношение к создаваемому образу, имеет место диалог с партнером. Надо отметить, что методические рекомендации автора программы очень популярны и эффективны в работе с детьми (приемы: «вовлекающий» и «опережающий» показ, показ в «зеркальном» отражении).       Следующее методическое пособие – одно из наиболее эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика «Са – Фи – Дансе» Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной.

     Игровой метод придает процессу обучения привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Развитие эмоциональной отзывчивости достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным способностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий людей и человека. Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

    Руководствуясь данными программами и методическими пособиями, следует  включать в любую деятельность музыкального занятия задания для развития творческой активности детей. В своей работе я построила следующую систему:

1. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на плавность движения (характер и способ исполнения), координационные движения (перестроения) проводятся  на основе игрового образа.

2. Упражнения на развитие гибкости, регулирующие мышечный тонус,  или сюжетно-образные движения – это этюды или инсценировки песен, а так же обыгрывание любого музыкального образа.

3.  Имитационные движения – это  образно-игровые действия, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (как весело кружатся снежинки или как рассердился медведь). Такие  упражнения   можно включать в подвижные и музыкальные игры, а также использовать в игре на музыкальных  инструментах  (веселый или грустный дождик).      

4. Для развития и тренировки психических процессов необходимо  обучать детей выражать свои эмоции в мимике и пантомимике. Дети учатся радоваться вместе с какой-либо игрушкой или грустить вместе со сказочным героем, т. е. учатся выражать различные по характеру настроения. Такие творческие задания я включаю в раздел восприятия музыки для определения выразительного образа, а также в образные игры для создания образа в движении (покажи, как крадется лиса).

      Все перечисленные этапы обучения являются подготовительным «тренинговым» этапом к разучиванию танцев, танцевальных композиций, хороводов и музыкальных игр. Главное – дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений.

Содержательный раздел

        Чтобы научиться двигаться, надо, прежде всего, много двигаться. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным  для детей, то, скорее всего, он превратиться в муштру. Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, которая развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая  смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение.  Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться  в пространстве. Включение в упражнение заданий на импровизацию стимулирует творческие способности детей.

        Для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т. д. поэтому не следует делать  детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривать их.

        Игровой метод проведения занятий  придает учебно-воспитательному процессу  привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Танцевальные этюды и хореографические композиции

Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движениях он приобретает. Упражнения способствуют развитию основных движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, развивают у детей внимание, память, воображение, выразительность движений. Например, упражнение с лентами направлено на обучение различению правой и левой руки, упражнение с мячиком способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве.

О чем сказать в движении

О:

  • воздушном змее
  • дереве на ветру
  • попрыгунчике
  • ребенке, который учится ходить
  • собирании ягод
  • лазанье на крутую скалу
  • строительстве дома из кирпичей
  • работе отца
  • маминой работе
  • катящемся мячике
  • ласковом ветре
  • урагане
  • доставании неба
  • том, как хорошо быть маленьким
  • тряпичной кукле
  • работе
  • усталости
  • счастье
  • суровости
  • поглаживании кота
  • ветряной мельнице
  • летящей бабочке
  • самолете
  • заводной кукле
  • беге под дождем
  • ползании змей
  • ходьбе по мягкой траве
  • ходьбе по раскаленному асфальту
  • кенгуру
  • дирижере
  • неспокойном море
  • том, как быть потерянным
  • Золушке на балу
  • Пугале
  • Вершине

Упражнение «Лиса играет колобком»

Муз. М. Сатулиной

Такты 1 – 8. Дети – «лисички», подняв правой рукой небольшой мячик – «колобок», бегают врассыпную.

Такты 9 – 16. «Колобок катится» - дети,  стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук.

Такты 17 – 32. «Лиса играет колобком» - каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору.

Примечание:  педагог наблюдает за игрой, а по окончании упражнения предлагает некоторым детям показать, как они играли мячом – «колобком». Важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы».

       

   Дети полнее  проявляют свои импровизационные способности в области ритмопластики  в музыкально – сценических этюдах. Создание таких этюдов способствует глубокому осмыслению музыки, развивает творческое воображение, оттачивает актерское мастерство.

Этюд «Дождик»

Муз. Г. Свиридова

 Дети, прослушав произведение Г. Свиридова «Дождик», рассуждают как много различных настроений в этих звуках: звук капель дождя, шелест листьев, шум ливневых потоков, раскаты грома, сияние радуги в лучах солнца…

Педагог предлагает разделиться на группы танцующих: с серебряными нитями – дождь, с цветными лентами – радуга, с золотыми нитями – лучи солнышка и попробовать «нарисовать» картину о дождливом дне при помощи танцевальных движений.

Этюд «Парень с гармошкой»

Муз. Г. Свиридова

Задание: Прослушайте пьесу. Подумайте, какие плясовые движения могут сопровождать ее удалую мелодию.

При повторном прослушивании дети делятся на две группы: первая – музыканты, играющие на шумовых инструментах, вторая – танцоры, исполняющие движения русской пляски - каблучок,   топотушки, ковырялочка, дроби, присядки, припадания, кружения,  проходки и т. д.

Этюд «Музыкальный ящик»

Муз. Г. Свиридова

Педагог рассказывает: С давних пор умельцы создавали хитроумные машинки с  пружинной механикой – играющие музыкальные ящики, шкатулки, табакерки. Стоило открыть такой ящик – раздавалась чудесная мелодия, и появлялись маленькие фигурки кукол. Они изящно двигались под музыку.

Задание:  Передать в ритмопластике механический характер кукол.

Пластический этюд «Бабочки»

Песня «Волшебный цветок» муз. Ю. Чичкова

Задачи: Развитие музыкальности, творческого воображения, умения согласовывать движения с музыкой, а также мягкости, пластичности рук.

 Обучение детей самостоятельно перестраиваться в пространстве (из круга врассыпную, в небольшие кружочки по несколько человек).

Рекомендуется включать в музыкальные занятия, спектакли, в программы праздничных утренников и вечеров развлечений,

Для создания образа необходимы легкие прозрачные крылышки за спиной из прозрачной цветной ткани, которые крепятся к запястью руки.

Предварительная работа:  Дети в игровых заданиях усваивают, как «летает бабочка» - широкий плавный взмах крыльев, импровизируют на заданную тему, создавая сначала свой образ. Затем дети выбирают понравившиеся движения и с помощью педагога строят танцевальную композицию.

Описание движений

Вступление:  «Бабочки летают» - девочки на носочках легко бегут по залу врассыпную, мягко поднимая и опуская руки.

1 куплет.  Изображают один цветок.

     1 фраза: Широко раскрыв «крылья», берутся за руки и идут по кругу.

2 фраза: Выполняют «взмах крыльями вверх» и кружась на носочках, опускают руки через стороны вниз.

3 и 4 фразы 

Припев: 1 фраза: делают шаг правой ногой и плавный взмах руками вверх, затем те же движения с левой ноги.

2 фраза: Взмахнув «крыльями» и подняв их вверх,  кружатся.

3 фраза: прогнувшись, как бы «складывают крылья за спиной», поднимают их над головой и сходятся в круг – «цветок закрывается.

 4 фраза: расходятся - «раскрывают  цветок», руки – «складывают крылья за спиной»

    3 и 4 фразы   повторяются два раза.

Проигрыш:  1 фраза:  выполняют мягкие «пружинки», поднимая и опуская поочередно руки.

2 фраза:  поднявшись на носочки и широко раскрыв руки (левая рука вверху,

      правая – внизу), кружатся в правую сторону

      3 фраза: движения 1 фразы.

4 фраза:  движения 2 фразы  в левую сторону.

Вступление ко второму куплету: «Бабочки летают, находят еще цветочки» - девочки перестраиваются в два круга.

2 куплет и припев:  Повторение движений первого куплета и припева.

Отыгрыш:  «Бабочки снова разлетаются и находят каждая себе по цветочку» - девочки присаживаются на пол (на плоскостные цветы).

Примечание:  Следить за осанкой и приподнятым положением головы.

Музыкально – ритмические игры

   Творческая игра направлена на развитие выдумки, творческой инициативы, помогают закрепить выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении ролей своими друзьями и стремились находить оригинальные движения, мимику.

Творческая игра «Создай образ»

Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа. При проведении игры педагог может предложить одно или несколько заданий:

  • в качестве любого персонажа подкрадываться к спящему зверю;
  • ловить бабочку или муху, перевоплотившись в различные персонажи;
  • изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

 «Бабочки и жуки»

Игра на отсутствие и присутствие музыки

Когда звучит музыка, дети летают, как бабочки.

Музыка останавливается – дети превращаются в жуков: ложатся на спину и барахтают руками и ногами вверху.

«Птицеловы»

Игра на отсутствие и присутствие музыки

Двое детей образовывают «клетку» (воротики двумя руками). Дети – птицы пролетают под музыку через клетку.  Когда музыка заканчивается, клетка захлопывается (дети опускают сцепленные руки). Пойманные птицы становятся клеткой.

«Цапли и вороны»

Игра на различение темпа

На звучание медленной музыки дети шагают как цапли, высоко поднимая колени.    На звучание быстрой музыки – прыгают как воробьи.

 «Гусеница»

Игра на различение регистра

Музыка звучит в низком регистре – дети, взявшись за талию впереди стоящего, шагают друг за другом в образе большой  гусеницы (поднимают ноги высоко в стороны)

Музыка звучит  в высоком регистре – дети разлетаются, как бабочки по залу.

«Великаны – гномы»

Игра на различение регистра

Музыка звучит в низком регистре – дети идут как великаны, высоко поднимая ноги и руки, расставив широко в стороны.

Музыка звучит в высоком регистре – идут гусиным шагом, как гномики.

«Угадай мелодию»

Игра на различение музыкального жанра

Звучит музыка в размере 2/4 – дети выполняют боковой галоп

Звучит музыка в размере 3/4 – дети  выполняют вращения в пространстве

Звучит музыка в размере 4/4 – дети маршируют в рассыпную по залу.

«Музыкальные паровозики»

Игра на различение музыкального размера

Дети делятся на 3 команды:

 «Паровоз с зайцами»  прыгает  под музыку на 2/4,

 «Паровоз с птичками» летает под музыку на 3/4,

 «Паровоз с петушками» шагает под музыку на 4/4.

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Наклоны головы

Дети выполняют движения с произнесением гласных звуков. Усложнение движений: добавить «плие», полное приседание  или подъем на полупальцы.

а)   «У» - наклон головы  к правому плечу 

      «И» - выпрямляются

      «А» - наклон головы к левому плечу 

      «И» - выпрямляются

      «Ух» - поворот головы вправо

      «Ты» - смотрят в центр

      «Ах» - поворот головы влево

      «Ты» - смотрят в центр

б)   «Кот Мурлыка»

       «Мур» - полукруг головой справа налево

       «Мяу» - рывковое движение головой вперед

Те же движения выполнить в другую сторону.

в)  «Гуси – гуси»,  муз. «Ах вы, сени»

     Дети изображают гусей, шагая высоко поднимая ноги и взмахивая руками. «Га – га – га…» - рывковое движение головой вперед с одновременным  продвижением  (7 шагов):  вперед, направо, налево.

     На счет «8» - 2 хлопка

       

«Тик – тик»

И. п.: руки внизу (чуть в сторону), ладошки повернуты вперед и раскрыты.

Тик – так, тик – так!                руки поднимаются рывками вверх

Тик – так, тик – так!                руки опускаются рывками вниз

Бом – бом! Бом – бом!           8 взмахов с хлопками  над головой, с поворотом

                                                 туловища в разные стороны  

                                                (можно добавить полуприседания)

Для развития  выразительности движений можно предложить детям выполнить упражнение в качестве Гномиков или Великанов.   Музыка звучит в соответствующем регистре.

«Деревянные человечки»

Дети под музыку выполняют разнообразные движения руками: сгибание в локтевом суставе, разгибание руки вверх, поочередно правой – левой, в обратной последовательности, одновременно двумя руками и ногами.

«Приветствие»

на музыку польки «Добрый жук» Спадавеккиа

И. п.: ноги вместе, руки на поясе.

Здравствуй,  правая рук!           отводят выразительно руку в сторону  

                                                    и  возвращают ее на пояс

Здравствуй,  левая рука!          отводят выразительно руку в сторону  

                                                    и  возвращают ее на пояс

Здравствуй, здравствуй, мой носок!    2 раза ударяют носочком правой ноги,

                                                                затем левой

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!  2 наклона в стороны с разведением рук

«Железный робот»

Дети выполняют скручивание корпуса: вправо – прямо, влево – прямо и произносят слоги:  «Бзиньк – и! Бзиньк – и!»

В быстром темпе  движение выполняется без остановки.

 «Утюжок»

И. п.: руки внизу, ноги вместе.

Тюх – тюх, тюх – тюх,        руки выразительно ставят  на пояс

Разгорелся наш утюг.     постукивают пяточками, приподнимаясь на носочки

Пш – а, пш – а!.....    

Выполняют скользящие по полу движения носочком правой ноги: в сторону – в и. п., вперед – в и. п., в сторону – в и. п., назад – в и. п.. Затем те же движения левой ногой.  Рисунок движения может меняться.

«Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара           руки выразительно поднять   через  стороны

                                                вверх и поставить на пояс

Смотрит влево                      наклон влево

Смотрит вправо                    наклон вправо

Смотрит вверх                      выпрямляются и  запрокидывают голову назад

И смотрит вниз                     наклон головой вперед

Вдруг свалилась на карниз  встают на полупальцы, выполняют круговые

                                                движения руками и приседают на корточки

На проигрыш выполняют наклоны головы в стороны (к плечам)

«У дяди Томаса»

на мелодию р. н. песни «Семеновна»

Дети стоят по залу врассыпную. Перед каждым выполнением движений первой части упражнения педагог дает команду, например: «Правая рука!» или «Левая рука!», дети показывают руки, подняв их высоко и раскрыв ладошки вперед (пальцы выпрямлены и растопырены).  При каждом повторении упражнения команды усложняются - «Правая рука, левая рука, правая нога, левая нога!»,  добавляются голова, туловище и т. д.

У дяди Томаса 7 сыновей,         «пружинка»  и выпрямиться с показом части

                                                  тела, прозвучавшей в команде

7 сыновей у дяди Томаса        

Они не ели,       4 маршевых шага, повернувшись вправо

Они не пили,     4 маршевых шага, повернувшись вправо

И не скучали     4 маршевых шага, повернувшись вправо

Никогда!             4 маршевых шага, повернувшись вправо

Таким образом, дети выполняют поворот вокруг себя маршевым шагом с остановками, утрируя взмахи руками.

     

Танцевально-ритмические композиции

«Вальс бабочек»

Музыка  и слова О. Кулолаевой

        У девочек за спиной – крылышки бабочек. На полу разложены  цветы.

Девочки стоят у боковой стены зала друг за другом.

Вступление:  Бабочки «летят»  друг за другом в полукруг.

1 куплет: 1 – 2 фразы:   выполняют плавные помахивания руками внизу

3 – 4 фразы:  выполняют плавные покачивания руками над головой

Припев:  1 фраза:  «расправляют правое крылышко» - ведут правой рукой в правую сторону, затем «расправляют левое крылышко»

2 фраза:  взмахнув крылышками, кружатся  (руки вверху)

3 – 4 фразы:  кружатся парами «звездочкой» в правую сторону

3 – 4 фразы (повторение):  «звездочка» в левую сторону

Проигрыш:  Бабочки «летят» между цветами в «рассыпную» и останавливаются четверками у своего цветочка.

2 куплет:  ведут плавный «хоровод», взявшись за руки и расправив «крылья»

Припев:   Движения повторяются.

«Калинушка» 

на песню Ю. Михайленко «Красные калинки»

(хороводный танец  для девочек средней группы)

Вступление:  Девочки стоят в шеренге у центральной стены зала. На голове венок из осенних листьев, в руке – красный платочек (гроздь ягоды)

Девочки  плавно качают головками влево – вправо.

1 куплет:  Осень золотистая листья разукрасила,  

 Идут вперед хороводным шагом, медленно поднимая платочек вверх

                   И калины ягоду в красный цвет украсила.

Качают платочком над головой

Припев:  Мы веночков наплели, хоровод свой завели,

                 Будем Осень в гости звать с нами танцевать.

Ведут широкий хоровод, держась за руки, голову повернув из круга.

Проигрыш:  1 – 2 такты  2 пружинки, приподняв платочек перед собой

                        3 – 4 такты  кружатся, подняв платочек

                        5 – 8 такты  повторение движений 1 – 4 тактов

2 куплет:  Солнышко лучистое слабо пригревает

Идут хороводным шагом в круг, поднимая платочек

                    И калины ягоду ярко украшает

Отходят назад, машут платочком «до свиданья»

Припев:  движения повторяются

Проигрыш:  движения повторяются

Проигрыш:   Девочки идут хороводным шагом на зрителя, выстраивая шеренгу и, остановившись,  плавно качают головой влево – вправо.

В конце выполняют «русский» поклон.

Танцевальная композиция «Самбарита»

для детей 6 – 7 лет  музыка «Тико – тико»

СД «Танцевальная ритмика для детей № 3» Т.И. Суворовой 

Задачи:  развитие музыкального слуха, координации движений, чувства ритма, быстроты реакции, памяти, выразительности движений.

Рекомендуется включать в программу праздников и концертов, можно  использовать отдельные элементы танца в общеразвивающих упражнениях.

Подготовительная работа: Определить быстрый, зажигательный характер музыки. Научиться различать разнохарактерные части танца, отмечая их хлопками, шагами, кружением.  Отрабатывать отдельно ритмичные движения  с разноцветными салютиками - ветрячками. Научить детей двигаться шагом с поворотом на носочках и с носка на пятку.

Описание движений

Исходное положение: В руках у каждой девочки – ветрячки – салютики. Девочки стоят гурьбой в любом месте зала.

Вступление.  Легко бегут на свои места и останавливаются  парами. На последний аккорд резко раскрывают руки от груди в стороны и поднимают колено правой ноги, высоко подняв голову.

1 часть:  на «раз» - пружинка, ноги слегка расставлены, руки на колени

на «два» - руки в стороны, вверх, отставляют правую ногу на носок в сторону

«три, четыре» - те же движения, но в левую сторону

2 предложение: шагом с носка на пятку обходят свою пару (одна впереди, другая сзади),  руки согнуты в локтях и встряхивают салютиками.

1 и 2 предложения повторяются: движения те же.

На последний аккорд резко раскрывают руки  в стороны.

2 часть: на «раз» выполняют широкий шаг друг от друга в стороны с наклоном вперед, руками выполняют «моталочку»

на «два» - выпрямляются, руки в стороны

  • Приложение № 7

«три, четыре» - те же движения в обратную сторону

2 предложение:  Подняв руки вверх и кружась, меняются местами со своей парой и возвращаются на место.

1 и 2 предложения повторяются: движения те же

На последний аккорд резко раскрывают руки  в стороны, отмечают окончание музыкальной части.

3 часть:  Руки сгибают в локтях, встряхивая  салютиками, идут по кругу шагом с поворотом на носочках (заводят колени вперед).

1 часть:  движения повторяются лицом в круг

2 часть:  1 предложение: движения повторяются, но в одну сторону.

2 предложение: забегают мелкими шагами в середину круга, всряхивая вверху салютиками и разбегаются назад.

1 предложение повторяется:  движения те же

2 предложение:  Кружась на носочках с поднятыми руками, расходятся свободно по залу.

На последний аккорд резко раскрывают руки от груди в стороны и поднимают правое колено.

Без музыки выполняют реверанс в правую и в левую стороны.

Примечание:  Движения выполняются четко, ритмично. Следить за осанкой детей и положением головы во время исполнения движений. Зажигательный характер «Самбариты» передается и соответствующим выражением лица.

Танцевальная композиция на песню «Калинки»

Муз. М. Михайленко «Красные калинки»    для детей 5 – 6 лет

Задачи: Развитие координации, согласованности движения и слова, выразительности  движений, внимания, умения переключаться от одного движения к другому. Формировать навык перестроения в пространстве.

Рекомендуется  для  исполнения на осеннем  празднике или развлечении.

Предварительная работа: Сначала дети знакомятся с  песней, определяют ее плавный, мягкий характер мелодии. Затем в игровой форме учатся перестраиваться из одного круга в два, выполняя плавный хороводный шаг на носочках.  Отдельно осваивают движения танца со словами.

Для танца готовятся осенние веночки и красные платочки – «калинки».

Описание движений

Исходное положение: девочки стоят в двух  шеренгах у центральной стены зала, в правой руке держат красные платочки, на голове – осенний веночек.

Вступление:  слушают, покачивая головкой.

1 куплет:  «Осень золотистая» - идут хороводным шагом вперед, поднимая платочек вверх.

«Землю разукрасила» - выполняют поклон.

«И калины ягоду в красный цвет украсила» - качая платочком, поднимают правую  руку вверх.

Припев:  «Мы веночков наплели, хоровод свой заплели.

Будем Осень в гости звать, с нами танцевать» - образуют круг, широко раскрыв руки и двигаются на носочках в правую сторону.

Проигрыш:  

1 – 2 такты:  выполняют две «пружинки», поднимая и опуская платочек

3 – 4 такты: кружатся, высоко подняв платочек, в правую сторону.

5 – 8 такты: повторение движений 1 – 4 тактов.

*  Приложение № 5

2 куплет:  «Солнышко осеннее слабо пригревает» - «рисуют солнышко» левой рукой плавным движением.

«Птицы перелетные к югу улетают» - поднимают плавно платочек и машут вслед птицам «до свидания».

Припев:  Перестраиваются в два круга, выполняя хороводный шаг на носочках.

Проигрыш:  Движения повторяются, как в первый раз.

Повторение проигрыша:  1 предложение – идут хороводным шагом вперед и строят линеечку.

2 предложение:  Качают головкой. На последний такт выполняют поклон.

Примечания:  При движении по кругу девочки держат голову с поворотом из круга. Движения выполняются мягкие, плавные, но четкие и выразительные.

«Танец сладкоежек»

на «Песенку сладкоежек»,  муз. А. Петряшевой

в исполнении  шоу-группы «Талисман»

В танце участвуют 6 девочек. У каждой в руках – большие бутафорские конфеты.

Вступление:  Девочки гурьбой выбегают поскоком на сцену и останавливаются на заранее определенных местах в большом полукруге. Исходное положение: руки внизу, ноги вместе.

1 куплет:

В мире будет больше     Взмах руками вверх, правая нога отставляется

                                         в сторону на пятку, корпус слегка повернут вправо

Радости,       Возвращаются в исходное положение, слегка покачивая головой             

Если будет больше                     Взмах руками вверх, левая нога отставляется

                                                       на пятку, корпус слегка повернут влево.

сладости:      Возвращаются в исходное положение, слегка покачивая головой             

Лимонада и пирожных,           «Жонглируя»  перед собой конфетами,  

Шоколада и конфет!        переступают  в  такт музыки пяточками

Это просто наслаждение,        Повторяются движения первой части куплета

М-м-м!

Это просто объедение,

Для детей на целом свете

Ничего вкуснее нет!

Припев:  

Нам клубничное варенье  На счет раз – отставляют правую ногу в сторону,

                                                на счет два – переносят ногу в левую сторону,

                                                на счет три – снова отводят ногу вправо и

                                                на счет четыре – встают в исходное положение

Поднимает настроенье,   Выполняют движения с левой ноги

Вместо щей и манной каши     Кружатся в правую сторону на поскоке

Будем есть его

Всегда!    Выполняют прыжок, разведя ноги в стороны и        подняв руки вверх

Шоколадные конфеты           Повторяются движения первой части припева

Нам заменят все омлеты.

Только взрослым мы об этом

Не расскажем никогда!  Прячут конфеты за спину, слегка наклонившись вперед,  головой показывают «нет!

2 куплет:

В мире будет больше радости,    Выполняют поскоки и движутся по кругу

Если будет больше сладости:      против часовой стрелки

Море вкусной карамели,         На прыжке поворачиваются в центр круга, и,

                                    наклоняются вперед, показывая  конфеты - «хвалятся»,  

                                    выпрямляются, прогнувшись назад, руки ставят на пояс

Сладкой ваты, а пока:   На прыжке разворачиваются из круга и выполняют                                          такой же наклон вперед, затем  прогиб назад

Будем вафли есть и пряники,  Повторяются движения первой части куплета

Взрослые, не надо паники!

Будут целы наши зубы

Знаем мы наверняка!        Поскоком  перестраиваются в две колонны по 3

                                         человека с разных сторон зала лицом к зрителям

Припев:  

Нам клубничное варенье   На счет раз – боковой шаг навстречу друг другу  

                                             на счет два – «деми плие»

                                             на счет три – боковой шаг навстречу друг другу

                на счет четыре – выставляют ногу на пятку, вытянув руки вперед

Поднимает настроенье,       Те же движения выполняют в другую сторону

Вместо щей и манной каши   Боковым галопом шеренги  меняются  местами

Будем есть его

Всегда!        Выполняют прыжок, разведя ноги в стороны и подняв руки вверх

Шоколадные конфеты  Повторяются движения первой части второго припева

Нам заменят все омлеты.

Только взрослым мы об этом         Поскоком встают на исходную позицию    

Не расскажем никогда!            в   полукруг и готовятся к следующему куплету                          

3 куплет:

В мире будет больше радости,   Стоящие напротив девочки, выполняют

                                                    одно «колесо» навстречу друг другу, встают и,

                                                   подняв руки вверх, машут ими над головой.  

Если будет больше сладости: Выполняют  второе   «колесо» и машут руками  Девочки, стоящие в центре, выполняют движения первого куплета  на обе это фразы

В каждой плитке шоколада        «Жонглируют»  перед собой конфетами,  

Удовольствия секрет.                 переступая   в  такт музыки пяточками

Будет мир наполнен сладкими  Аналогичные два  «колеса» вперед, на зрителя

Пастилой и мармеладками,     выполняют   девочки,  стоящие в центре

 Остальные девочки выполняют движения первого куплета на обе фразы

Для детей на целом свете           «Жонглируют»  перед собой конфетами,  

Ничего вкуснее нет!                    переступая   в  такт музыки пяточками    

Припев:

Нам клубничное варенье         Повторение движений первой части первого

Поднимает настроенье,            припева

Вместо щей и манной каши        

Будем есть его всегда!

Шоколадные конфеты    Повторяют движения второй част первого припева

Нам заменят все омлеты.    

Только взрослым мы об этом     

Не расскажем никогда!

Нам клубничное варенье       На счет раз – шаг в правую сторону

                               на счет два – шаг с поворотом кругом в ту же сторону

                        на счет три – шаг с поворотом лицом к зрителям и пружинка

                        на счет четыре – встают и  поднимают руки вверх

Поднимает настроенье,       Движения повторяются в левую сторону

Вместо щей и манной каши      «Жонглируют»  перед собой конфетами,  

Будем есть его всегда!               переступая   в  такт музыки пяточками      

Шоколадные конфеты     На счет раз – шаг в правую сторону

                               на счет два – шаг с поворотом кругом в ту же сторону

                        на счет три – шаг с поворотом лицом к зрителям и пружинка

                        на счет четыре – встают и  поднимают руки вверх

Нам заменят все омлеты.        Движения повторяются в левую сторону

Только взрослым мы об этом       Кружатся на поскоке и садятся на шпагат

Не расскажем никогда!

Только взрослым мы об этом        «Жонглируют» конфетами перед собой

Не расскажем               в такт музыки, наклоняя голову в разные стороны

Никогда!         Опускают руки вниз перед собой  и снова поднимают,

                         зафиксировав их над головой.

В конце – выполняют реверанс в разные стороны и,  убегая со сцены, машут конфетками «до свиданья!»

Сюжетный танец

Для формирования и развития ритмопластического творчества детей необходимо использовать сюжетный танец, где не только отрабатывается техника движения, но и проявляется отношение к создаваемому образу.

Танец: «Кошечки»

Муз. Ф. Флотова «Жмурки»

Сб. «Музыка и движение» С.И. Бекиной

Задачи:  развитие точности и ловкости  движений, формирования навыка пружинящей ходьбы, умения координировать движения с музыкой, воспитание творческого воображения.

 Рекомендуется включать в комплекс общеразвивающих упражнений, а также вечера досуга и праздничные утренники.

Описание движений

Музыка А.  «Кошечки крадутся, прислушиваясь – где же мышка» - дети двигаются по залу пружинящим шагом. На последний такт каждой музыкальной фразы, останавливаясь, приставляют руку то к левому, то к правому ушку.

Музыка В.  «Кошечки танцуют»:

1 – 2 такты: дети выполняют 2 мягкие «пружинки»

3 – 4 такты: кружатся на носочках, потянувшись вверх, «как потягиваются кошечки»

5 – 8 такты: повтор движений 1 – 4 тактов

С повторением музыки дети выполняют различные  перестроения (круг, шеренга и т. д.) и выполняют образные движения: «кошечки умываются», «выгибают спинку». На последний аккорд «кошечки ловят мышку» - дети делают выразительный прыжок и громко произносят «Мяу!».

«Грибная песенка»

Муз. В. Пипекина, сл. В. Семернина          

 В танце участвуют: мальчики – грибы (подберезовик, подосиновик и опята),  мальчик – дождик,  девочка с зонтиком.

Вступление: Мальчик – дождик пробегает по залу с султанчиками в руках и останавливается у центральной стены.

Проигрыш: На каждую музыкальную фразу выбегают поочередно мальчики – грибы и занимают свое исходное место (по всему залу).

1 куплет: 1 – 4 фразы: хороводным шагом с «припаданием»  выходит девочка с зонтиком, придерживая его   на плече. Мальчики – грибочки  выполняют наклоны головы в  стороны.

5 – 6 фразы:  девочка выполняет «пружинку», а мальчики медленные покачивания с ноги на ногу.

7 – 8 фразы:  девочка кружится, подняв зонт над головой, а мальчики, покружившись, присаживаются на корточки

Припев:  1 – 4  фразы: девочка выполняет пружинку, мальчик – дождик подбегает поочередно к грибам, машет над ними султанчиками и убегает на место.

5 фраза: девочка, подбежав к подберезовику, поднимает руку ладошкой вверх.

6 фраза: «подберезовик» встает, выставляя ногу и горделиво подняв голову.

7 и  8 фразы: повторение движений 5 – 6 фраз припева с подосиновиком.

9 – 12 фразы: повторение движений 5 – 6 фраз  припева с грибами опятами.

2 куплет: 1 – 4 фразы: грибы ведут хоровод, а  девочка танцует в центре круга.

5 – 6 фразы: девочка проходит внутри круга хороводным шагом, а мальчики выполняют наклоны головы в стороны.

7 – 8 фразы: девочка кружится, подняв зонт над головой, а мальчики разбегаются на свои исходные места.

Припев:  повторение движений

3 куплет:  повторение движений первого куплета

Припев:  повторение движений

Проигрыш: грибы двигаются поскоком вокруг девочки и на последний такт занимают свои исходные места

Припев:  повторение движений

Повторение последней фразы припева: «Дождик» бегает по залу, а   «грибы» собираются под зонтик к девочке, который она поднимает вверх и на последний такт опускает над головами мальчиков – грибов.

Музыкально – ритмическая  композиция «Куклы Карабаса»

На музыку В. Шаинского «Кукла» для детей 6 – 7 лет

Задачи: Развитие образного мышления, выразительности пластики, координации движений. Восприятие и передача образа – куклы – марионетки и куклы – «живой балерины».

Рекомендуется  включать в театрализованные действия, спектакли, в программу праздников и концертов. Необходимо изготовить стойку для Карабаса, к которой прикреплены по две резинки для каждой куклы с петельками для рук.

Описание движений

Исходное положение:  Карабас стоит в центре, держит стойку. Куклы – по кругу лицом к зрителям, надев на руки резинки  (поза куклы).

Вступление: Выполняют покачивания с ноги на ногу.

1 куплет. 1 фраза: сгибают руку в локте и опускают  правую, затем левую

2 фраза:  поднимают и опускают руки, «прикрывая глаза от солнца» правую, затем левую.

3 фраза:  поднимают обе руки параллельно в правую сторону, опускают.

4 фраза:  то же движение делают в левую сторону

«на ключ» - качаются на двух ногах.

Припев:  «по ниточке, по ниточке» - две «пружинки» с поворотом вправо, влево, руки натянуты внизу, как струнки.

«ходить я не желаю» - качаясь с ноги на ногу, разворачиваются в круг.

«отныне я, отныне я» - реверанс вправо, влево

«отныне я живая» - поворачиваются на носочках к зрителям, руки мягкие.

Повторение музыки – повторение движений.

Проигрыш:  Выполняют по три удара носочком правой, затем левой ноги.

*  Приложение № 6

2 куплет:  «к рукам моим тянутся» - резко поднимают правую руку вверх  с поворотом вправо.

«тонкие нити» - опускают руку и возвращаются в исходное положение

2 фраза: те же движения повторяют в левую сторону

3 фраза: «эй, там наверху» - резко поднимают руки вверх, смотрят на руки

4 фраза:  дергают руками вверху, пытаясь оторваться

«обойдусь» - качаются на двух ногах

Припев:  движения повторяются

Проигрыш:  движения повторяются

3 куплет.  

1 фраза:  снимают резинку с правой руки, резко отбрасывают ее в сторону.

2 фраза:  снимают резинку с левой руки, отбрасывают ее в сторону.

3 фраза:  поднимают руки в свободной позе, любуются ими, опускают.

4 фраза: повтор движений 3 фразы.

«меня» - сходятся в пары, делают «лодочку»

Припев: 1 предложение: кружатся в правую сторону

2 предложение: поднимают руки в свободной позе, любуются ими.

На повторение выполняют те же движения.

Проигрыш:  импровизация движений в образе куклы и на последний аккорд – поклон.

 «Лягушата»

Муз. В. Пипекина, сл. С. Красикова

Дети стоят в общем кругу.  У одного ребенка в руках весенний веночек.

Вступление:  Дети передают венок по кругу двумя руками, выполняя плавный взмах над головой. На последней фразе тот, у кого остался венок в руках, надевает его на голову.

1 куплет:  Ребенок в венке проходит хороводным шагом внутри круга. Остальные дети выполняют плавные покачивания с ноги на ногу.

Проигрыш на музыку «Камаринская»: 

1 вариант – ребенок  в веночке показывает плясовые движения, которые дети должны точно повторить.

2 вариант – дети выполняют плясовые движения, заранее предложенные воспитателем или детьми.

На последнюю музыкальную фразу венок передается следующему ребенку.

2 куплет:  Ребенок в венке проходит хороводным шагом внутри круга. Остальные дети выполняют плавные покачивания с ноги на ногу.

Проигрыш на музыку «Подмосковные вечера»: 

1 вариант – ребенок  в веночке показывает танцевальные  шаги (шаг с припаданием, приставной шаг с пружинкой и т. д.), дети  повторяют.

2 вариант – дети выполняют танцевальные шаги, заранее предложенные воспитателем или детьми.

3 куплет:  Ребенок в венке проходит хороводным шагом внутри круга. Остальные дети выполняют плавные покачивания с ноги на ногу.

Проигрыш на музыку «Песенка Крокодила Гены»: 

1 вариант – ребенок  в веночке показывает движения польки, которые дети должны точно повторить.

2 вариант – дети выполняют любые игровые движения, имитирующие лягушат.

На последнюю музыкальную фразу ребенок – ведущий  кладет венок на середину круга, все дети снова встают в круг.

3 куплет:  Дети ведут хоровод по кругу, держась за руки.  На последние две музыкальные фразы выполняют два «русских поклона» в правую и левую стороны.

Заключение

Ритмопластика – это непрерывный творческий процесс, качество которого зависит от подготовленности ребенка, от его творческой одаренности. Чем больше двигательный опыт ребенка, чем глубже он понимает музыкальный образ, тем больше уверенности в его движениях, ярче способность самовыражения и раскрепощения.

     Именно поэтому, естественно стремление педагогов к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни – к абсолютной красоте», ведь именно в этом заключается основной эффект музыкального развития детей средствами ритмики и ритмопластики.

Список литературы

  1. Алпарова, Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев. – М.: Издат. Центр Владос, 1999. - 128 с.
  2. Боровик, Т. Поговорим о ритмике // Музыкальный руководитель. – 2004. – 1, 2, 3. – 26 – 27 с.
  3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика:  программа по ритмической пластике для детей  / А.И. Буренина. – СПб.: 2000. – 220 с.
  4. Буренина, А.И. Театр всевозможного  выпуск 1 От игры до спектакля: учебно-методическое пособие / А.И. Буренина. – СПб.: 2002. -114 с.
  5. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия»», 2005. – 320 с.
  6. Головачева, И.Н. Окружающий мир и музыка: учебно-игровые занятия и мероприятия для детей 4 – 6 лет / И.Н. Головачева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.
  7. Кацер, О.В. Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях // Музыкальная палитра. – 2001 – 3. – 31 с.
  8. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на музыку Г. Свиридова: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Коренева. – М.: Издат. Центр Владос, 2003. – 80 с.
  9. Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи: методика коррекционно-восстановительной работы / Е.В. Кузнецова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 128 с.
  10. Логинова, В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. – СПб. «Детство – пресс», 2004. – 244 с.
  11. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации / О.П. Радынова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000. – 80 с.
  12. Тарасова, К. Новые программы и методики // Музыкальный руководитель. – 2004. – 1. – 3 – 6 с.
  13. Тютюнникова, Т.Э. Движение и музыка // Дошкольное воспитание. – 1999. – 4. – 36 с.
  14. Фирилева, Ж.Е. Са – Фи – Дансе танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб.: «Детство – пресс», 2003. – 352 с.
  15. Щербакова, Н.А. От музыки к движению и речи: пособие для музыкальных руководителей специализированных ДОУ / Н.А. Щербакова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "Комплекс занятий для детей-дошкольников с ЗПР, направленных на развитие мелкой моторики руки"

Комплекс состоит из 32 - х занятий. Учитель - логопед проводит одно занятие в неделю, продолжительностью 20 - 25 минут с детьми старшего - подготовительного возраста при постоянном поддержании интерес...

Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение явл...

Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...