Творческая разработка по теме "Комплекс занятий для детей-дошкольников с ЗПР, направленных на развитие мелкой моторики руки"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Комплекс состоит из 32 - х занятий. Учитель - логопед проводит одно занятие в неделю, продолжительностью 20 - 25 минут с детьми старшего - подготовительного возраста при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологоическим возможностям детей - дошкольников с ЗПР.  Представленный опыт с успехом могут использовать в своей работе воспитатели массовых детских садов, учителя - логопеды, учителя начальных классов, т.к. многие дети на первом этапе обучения испытывают затруднения с письмом, а также родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей, расширить их кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Творческая разработка

по теме «КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ»

   

                                                 Выполнила: Канарская Татьяна Николаевна,

                                                             учитель- логопед

                                                              МАДОУ № 27

                                                        «Детский сад комбинированного вида»,

                                                     д. Савино

                                                        Новгородского муниципального района

Пояснительная записка

         Совершенствование системы образования в соответствие с приоритетами, выделенными в Законе РФ "Об образовании", потребовало внедрения в практику работы ДОУ комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных  условий для развития, формирования полноценной личности, получения должной подготовки к школе.

Внедрение в систему дошкольного образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, в адаптации к социальным требованиям общества приобрело особую социальную и педагогическую значимость.

В Законе РФ "Об образовании" отмечается, что приоритетным направлением в воспитании и обучении детей с задержкой психического развития является профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии.

В "Основных направлениях развития образования Великого Новгорода. Программа на 2000-2005 гг." сказано, что в последние годы в городе постоянно растёт число детей с пониженной обучаемостью, с дисгармоничным развитием, в том числе детей с задержкой психического развития.

Разностороннее изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, что у дошкольников с задержкой психического развития в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. По результатам неврологических и нейропсихологических исследований Марковской И.Ф. и Лубовского В.И., у многих детей с ЗПР обнаруживаются лёгкие и латентные формы общедвигательных нарушений и нарушений мелкой моторики: недоразвитость мелкой моторики пальцев рук, недостаточная сформированность зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. По результатам диагностики у дошкольников с ЗПР отмечается недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций: дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости,   большинство из них путаются в различении правой и левой стороны тела.

Вышеперечисленные нарушения затрудняют овладение дошкольниками с ЗПР манипулятивной, конструктивной деятельностью и нуждаются в коррекции.

В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.). Потапова Е.Н. предлагает оригинальный способ развития руки. Как правило, в практике работы с данной категорией детей развитие мелкой моторики либо не включается в систему занятий, либо проводятся по традиционной методике.

С точки зрения доцента Ильиной М.Н. мелкая моторика - это разновидность движений, которые не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития.

Всё это обусловило актуальность данного методического пособия,  содержание которого нацелено на решение одной из главных задач - строить коррекционную работу с учётом того, что нарушение мелкой моторики у дошкольников с ЗПР носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.

Занимаясь с дошкольниками с ЗПР, педагоги на практике убедились насколько важно не упустить возможность своевременной коррекции нарушений развития мелкой моторики руки. Исходя из этих задач, автором скорректирован ,, Комплекс занятий для детей – дошкольников старшего – подготовительного возраста с задержкой психического развития, направленных на развитие мелкой моторики и на подготовку руки к письму,, . В научной литературе моторикой называют развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Представленный опыт продолжает и развивает идеи, заложенные авторами многих методик: увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, снижение физической усталости, массаж "активных точек" на пальцах и ладонях.

        В разработке подхода использовалось методическое пособие "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" под редакцией С.Г.Шевченко, методика А.Л.Сиротюк "Коррекция развития интеллекта дошкольников", пособие по развитию мелкой моторики у детей Г.Г.Галкиной и Т.И.Дубининой, статьи из журнала "Дошкольное воспитание" авторов В.Киселёвой и П.Лосева. Из них заимствованы принципы взаимодействия: развивать у ребёнка интерес, желание действовать, дать возможность самому манипулировать. Все авторы вышеописанных разработок подтверждают факт, что тренировка мелких движений рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Цель данного методического пособия – подготовка руки ребёнка к письму. 

 Разработан комплекс занятий, направленных на коррекцию и формирование у дошкольников с ЗПР старшего – подготовительного возраста недоразвитых функций. Главными задачами являются:

        - развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве;

        - развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза;

        - развитие ориентировки в пространстве;

        - решение конструктивных задач;

        - формирование простейших графических навыков.

        Структура каждого из занятий выглядит следующим образом:

        1)Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус ,эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

        2)Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика - это выполнение действий и движений пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения. Систематически проводимая пальчиковая гимнастика способствует увеличению подвижности пальцев, развитию их гибкости и, как следствие, улучшению почерка в дальнейшем обучении в школе.

        3)Упражнение для пальцев.

При проведении упражнений используются различные по фактуре материалы, которые педагог подготавливает заранее по количеству детей. Такие упражнения как "Сортировка семян","Выкладывание узоров и букв","Поделки из бумаги и пластилина","Обводка и вырезание","Нанизывание бусинок на леску",тренируют и укрепляют мелкие мышцы пальцев руки, делают её движения сильными и координированными.

        

4)Подвижная игра.

Движения приносят детям радость, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Игры "Собери мелкие предметы","Мячик на резинке","Бильбоке","Ладушки","Прокати мяч",игры с тряпичными мячами развивают ловкость, точность движений рук, развивают мышление и сообразительность.

        5)Работа в прописях.

Предлагается выполнить задания "Обведи пунктирные линии", "Продолжи штриховку", "Продолжи ряд рисунков", "Нарисуй такую же фигуру", "Обведи и раскрась". Это простой и эффективный способ подготовки руки к письму, так как, выполняя эти задания, ребёнок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима.

        Одним из основных требований к проведению занятий является большое количество раздаточного материала: семена растений, палочки, бусинки, проволока, пуговицы, кнопки, крючки, пластилин, мелкий конструктор, мячи, мелкие предметы и т. п., который может быть заменён по усмотрению педагога исходя из возможностей методического оснащения. Не все дети могут выполнить все задания на одном занятии, поэтому продолжить работу может воспитатель в вечернее время.

          Представленный опыт интересен тем, что комплекс занятий построен на знакомых детям лексических темах, насыщен игровыми образами.

          В процессе реализации данного подхода  уровень сформированности развития мелкой моторики повысился до 60% : у детей с ЗПР укрепилась мелкая мускулатура пальцев, усовершенствовалась зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развилось произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие речи. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда обеспечивается тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателя в работе с детьми с ЗПР.

        

Методические рекомендации

        Комплекс состоит из 32 – х занятий. Учитель – логопед проводит одно занятие в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут с детьми старшего – подготовительного возраста при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям детей – дошкольников с ЗПР.

          Представленный опыт с успехом могут использовать в своей работе воспитатели массовых детских садов, учителя-логопеды, учителя начальных классов, так как многие дети на первом этапе обучения испытывают затруднения с письмом, а также родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей, расширить их кругозор.

Список используемой литературы:

1)Антакова - Фомина Л.В.Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев руки. М.,1974.

2)Галкина Г.Г., Дубина Т.И.Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики руки у детей. М. :Издательство "Гном и Д",2005.

3)Дошкольное воспитание.-2005.-№3.

4)Дошкольное воспитание.-2006.-№1,12.

5)Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.Екатеринбург,1998.

6)Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб.:"Дельта",1999.

7)Кольцова М.М., Рузина М.С.Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.:"САГА",2002.

8)Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2002.

9)Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., издательство "Лань",2002.

10)Шевченко С.Г.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: Школьная Пресса,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"

Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

Этот комплекс  используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

Этот комплекс  используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...

«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»

     Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...