Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
    учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему

    Паплевина Наталья Николаевна

    Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

    Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично

    формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №491  

    СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  «СВЕТ  НАДЕЖДЫ» № 1892

    МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

    Игровые методы и приемы  пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

                                                                   Учитель-дефектолог, учитель-логопед

                                         Паплевина Н.Н.

    Адаптирована для детей раннего возраста

        

    Сделать серьёзное занятие 
    для ребёнка занимательным – вот 
    задача первоначального обучения.
    К.Д. Ушинский 

    Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.                                                                                                                  

    Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры  с предметами в развитии  речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

    Все эти вопросы помогли сформулировать цель данной работы: определение  своеобразия «пальчиковых»  игр с предметами в развитии мелкой моторики, в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста.

             Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

    Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично

    формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (И.П.Павлов, А.Р.Лурия).  Исходя из системы развития мелкой моторики

    опираясь на теоретические разработки М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой-

    Фоминой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой, были сделаны выводы и поставлены следующая цель и задачи:

    Цель:

    Развитие мелкой моторики, формирование и развитие речи у детей раннего дошкольного возраста  с помощью  пальчиковых игр с предметами.

    Задачи:

    1. Формировать навыки:

    - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    - развивать силу рук;

    - развивать точные и дифференцированные движения кистей

       и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

    - развивать навык хватания – учить детей захватывать

       предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и

       величину предмета;

    - развивать соотносящие действия – учить детей совмещать

       два предмета или две части одного предмета;

    - учить детей подражать движениям рук взрослого;

    - обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

    - способствовать формированию представлений о сенсорных

       эталонах;

    - развивать согласованные движения пальцев обеих рук при

       выполнении пальчиковых игр.

    2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

    - произвольное внимание;

    - логическое мышление;

    - зрительное и слуховое восприятие;

    - память, речь детей;

    - умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя

       индивидуальный  темп  выполнения  с заданным, и умение

       самостоятельно продолжать выполнение поставленной

       задачи,  контроль за собственными действиями.

      Для наиболее эффективного результата выполнения намеченных задач были   использованы  Игровые методы и приемы  пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование и коррекцию речи детей младшего дошкольного возраста .

    Методика рассчитана на ранний возраст детей от 1 года до 3-х лет.

    Работая с детьми не первый год,  встал вопрос необходимости формирования картотеки.

                                            В картотеку вошло:

    1. Игры с су-джок кольцом.

    2. Игры с су-джок шаром.

    3. Игры с массажным мячом.

    4.Игры с массажным ковриком «Травка».

    5.Игры с бусами.

    6.Игры с прищепками.

    7.Пальчиковые игры + кинезиологические упражнения.

         _______________________________________________________________

    1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  КОЛЬЦОМ

    _______________________________________________________________

    Цель: Коррекция  речевых нарушений с помощью использования Су – Джок колечка.

    Задачи:                                                                                         

    • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
    • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

    Массаж эластичным кольцом -  помогает  развивать не только речевые зоны коры головного мозга, но и стимулировать работу внутренних органов.

     Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

    №1.

    Правая рука

    • Этот малыш – Илюша, (большой)
    • Этот малыш – Ванюша, (указательный)
    • Этот малыш – Алеша, (средний)
    • Этот малыш – Антоша, (безымянный)
    • А меньшего малыша  

         Мишуткою  зовут друзья  (мизинец)

    Левая рука 

    • Этот малышка – Танюша, (большой)
    • Этот малышка – Ксюша, (указательный)
    • Этот малышка – Маша, (средний)
    • Этот малышка – Даша, (безымянный)
    • А меня зовут Наташа  (мизинец)

    №2.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)

    • Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
    • Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
    • Этот пальчик самый  длинный и стоит он в середине.
    • Этот  пальчик безымянный, он избалованный самый
    • А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

    №3.                               

    Знаю я, что у меня

    Дома дружная семья:

    • Это -  мама,
    • Это – Я,
    • Это – бабушка моя,
    • Это – папа,
    • Это – дед.

    И у нас разлада нет.

    №4.

    • Этот пальчик – папочка,
    • Этот пальчик – мамочка,
    • Этот пальчик – дедушка,
    • Этот пальчик – бабушка,

          -      Этот пальчик – Я.  Вот и вся моя семья!

    №5

    • Этот пальчик – хочет спать,
    • Этот пальчик – лег в кровать,
    • Этот пальчик – прикорнул,
    • Этот пальчик – сам уснул,
    • Этот всем кричит – Ура!

    Всем вставать уже пора!

    №6.

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один.

    • Эта долька – для чижа,
    • Эта долька – для ежа,
    • Эта долька – для котят,
    • Эта долька – для цыплят,
    • А эта долька – для маленьких ребят!

    №7

    (начинаем с мизинца)

    1,2,3,4,5 Мы идем грибы искать!

    -  Этот пальчик в лес пошел,

    -  Этот пальчик – гриб нашел.

    -  Этот пальчик – чистить стал.

    - Этот пальчик – жарить стал,

    - этот пальчик – все съел,

    Оттого и потолстел.

    №8.

    1,2,3,4,5 Пальчики хотят играть

    Мы колечко взяли и на пальчик  одевали

    - Раз – большой, он красивый такой,

    - Два – указательный, очень обаятельный,

    - Три – средний, он совсем не вредный,

    - Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

    - Пять – мизинчик, маленький счастливчик

    №9.

    Гномики

    Жили-были в домике

    Маленькие гномики (трем ладошки)

    - Тики

    - Ники

    - Лики

    - Чики

    - Микки

    Стали гномики стирать (и переходим к следующей руке)

    - Тики – рубашки,

    - Ники – платочки,

    - Лики – пижамку,

    - Чики – носочки,

    - Микки умницей был

    Всем водичку носил.

    №10.

    1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять

    - Этот пальчик рыл песок

    - Этот делал пирожок

    - Этот с горки катался

    - Этот в траве валялся

    - Этот умницей был

    Хорошо говорил.

    1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  ШАРОМ.

    Цель: Коррекция речевых нарушений  с помощью использования Су – Джок шарика.

    Задачи:                                                                                         

    • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
    • Оказывать оздоровительное воздействие на весь организм ребенка. Массаж с   помощью Су-джок  шаров – «ежиков,  оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же помогает стимулировать работу внутренних органов.

     Инструкция: шарик нужно просто легко катать по ладошкам  и по пальчикам  (проговаривая стихи пальчиковой гимнастики).

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

    №1.

              ЕЖИК

    Ежик, ежик, хитрый еж,

    На клубочек ты похож

    (катаем мяч между ладонями)

    На спине иголки

    (массажные движения большого пальца)

    очень – очень колкие.

    ( массажные движения указательного пальца)

    Хоть и ростом ежик мал,

    (массажные движения среднего пальца)

    нам колючки показал,

    (массажные движения безымянного пальца)

    А колючки тоже

    (массажные движения мизинца)

    на ежа похожи

    (дети катают Су-Джок между ладонями).

    №2.

    На полянке, на лужайке ( катать шарик между ладонями)

    Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

    И катались по траве (катать вперед-назад)

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

    Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

    Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

    «С добрым утром! – им сказали.

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха – мать (гладить шаром каждый палец)

    №3.

    Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)

    А за нею – медвежонок.  (шагать тихо шариком по руке)

    А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)

    Принесли в портфелях книжки.

    Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)

    И в тетрадочках писать.

    №4.

    Гладь мои ладошки еж!

    Ты колючий, ну и что ж?

    Я хочу тебя погладить!

    Я хочу с тобой поладить.

    №5.

    У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки

    Но еще сильней, чем ельник

    Вас уколет можжевельник!

    (катаем мяч между ладонями с ускорением)

    №6.

    Я мячом круги катаю,

    Взад-вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    №7.

    1,2,3,4,5 Вышел ежик погулять

    Вышел ежик погулять,

    свежей травки пощипать,

    Свежей травки пощипать,

    А потом пошел гулять.

    №8.

    (Выполняем движения с ёжиком в соответствии с текстом)

    Наш волшебный мудрый ёжик- (прокатываем по левой руке)

    Не нашёл в лесу дорожек. - (прокатываем по правой руке)

    Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально)

    Поиграем с ним немножко.

    №9.

    Шла большая черепаха

    И кусала всех от страха ,(катаем мяч между ладонями)

    Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь (пощипываем большим и указательным

                                            пальцем      Су-джок шарик)                                             

    Никого я не боюсь,(катаем мяч между ладонями)

    №10.

                ЕЖОНОК

    Под  сосной живет ежонок.

    Много у него иголок.

    До чего же он хорош-

    Весь на щеточку похож!

    А захочется еды –

    Еж пойдет искать грибы.

    1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  МЯЧОМ

         Цель: Развивать мелкую моторику.

    Задачи:                                                                                         

    • Развивать ручную умелость;
    • Формировать навыки выразительности, пластичности в движении рук;
    • Соотносить игры с массажным мячом с речевым сопровождением.

    - Массажные  мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой

    поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

    При перекатывании- воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение, развивают мелкую моторику.

     Инструкция:  массируем  ладонь и тыльную сторону руки,

        а   также остальные части тела в  речевом сопровождении.

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

    №1.

    Этот мячик не простой

    Весь колючий вот такой (катаем мяч вверх-ввниз)

    Меж ладошками кладем

    Им ладошки разотрем (катаем мяч между ладоней)

    Вверх и вниз его катаем

    Свои ручки развиваем. (катаем мяч вверх-ввниз)

    Можно мяч катать по кругу, (катаем мяч по тыльной стороне правой руки)

    Перекидывать друг другу. (катаем мяч по тыльной стороне левой руки)

    1,2,3,4,5 Нам пора и отдыхать!(перекладываем мяч из руки-  в руку)

    №2.

    Ежик выбился из сил-

    Яблоки, грибы носил. (катаем мяч вверх-ввниз)

    • Мы потрем ему бока – (движения выполняются по тексту)

    Надо из размять слегка.

    • А потом погладим ножки,

    Что бы отдохнул немножко.

    • А потом почешем брюшко,
    • Пощекочем возле ушка

          Еж в лесочек убежал(катаем мяч по тыльной стороне левой руки)

          Нам «спасибо» пропищал. (катаем мяч по тыльной стороне левой руки)

    №3.

    Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)

    Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)

    Испечем мы каравай  (сжимаем обеими руками)

    Перекладывай, валяй (перекладываем мяч из руки в руку)

       №4.                

        ПИРОГ

    Подготовим место (правая рука)

    Раскатаем тесто  (левая рука)

    Слой – варенье (правая рука)

    Слой – творог (левая рука)

    Испечем большой пирог

     (Месим двумя руками)

    №5.

    Муку в тесто замесили, (круговые вращения мячом по столу правой рукой)

    А из теста мы слепили(круговые вращения мячом по столу левой  рукой)

    Пирожки и плюшки, («печем пирожки»)

    Сдобные ватрушки, («печем пирожки»)

    Булочки и калачи –

    Все мы испечем в печи. (перекладываем мяч из руки в руку)

    №6.

    Тише мяч, не торопись,  (катаем мяч между ладоней)

    Ты по ручкам прокатись,  

    Ты по ножкам прокатись,

    И обратно воротись.

    №7.

    Мячик-мячик, мой дружок (катаем мяч между ладоней)

    Звонкий разноцветный бок

    По мячу ладошкой бью,

    И рукой его ловлю. (перекладываем мяч из руки в руку)

    №8.

    Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

    Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек) 

    Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

    И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

    Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

    Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

    Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

    №9.

    Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

    Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

    Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

    Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку) 

    Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

    И закончили считать.

    №10.

    По столу круги катаю, (катаем мяч правой рукой)

    Из-под рук не выпускаю. (катаем мяч левой  рукой)

    Взад-вперед его качу; (катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад)

    Вправо-влево – как хочу

    (Катать мяч ладошкой левой  руки вправо-влево, вперед-назад)

    1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  КОВРИКОМ  «ТРАВКА»

    ________________________________________________________________

    Цель: Ускорить процесс формирования  и коррекции речи у детей.

    Задачи:                                                                                         

    • Обучать детей приемам самомассажа в игровой форме.
    • Нормализовать тонус и эластичность  мышц, повышать

                   работоспособность.

    • Мобилизовать защитные  силы  организма.
    • Повышать интересс к занятиям.

    - Массажный коврик «Травка» - игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления,  развития мелкой моторики и повышения иммунитета.

     Инструкция:  (массаж ладоней, обыгрываем

       детский стишок, попеременно постукивая или скребясь по коврику).

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

    №1.

                            СКАЧЕТ  ЛЯГУШОНОК

    Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

    Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

    Плавает утенок,

    Кря-кря-кря!

    Прыгает козленок,

    Ме-ме-ме!

    А за ним ягненок,

    Бе-бе-бе!

    Вот мы на занятиях,

    Раз-два-три!

    Ручки развиваем,

    Посмотри!

    Все вокруг стараются,

    Раз-два-три!

    Славно занимаются!

    Мо-лод-цы!

    №2.

    Стоит на задних лапках кот (руки на запястьях)

    И в гости мышек он зовет (поочередно скребемся руками по коврику)

    Показывает лапки,

    А в лапках – цап-царапки.

    №3.

    (начинаем с мизинца, топаем двумя пальцами)

    - Пальчик топал по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.

    - Топать стал второй немножко топ-топ-топ, топ-топ-топ.

    - Третий пальчик попал долго топ-топ-топ, топ-топ-топ.

    - А четвертый только раз – топ.

    - Вот большой  спешит по  кочкам,,

    Будет слушаться он нас!

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ, завершаем наш рассказ.

    №4.

                                         Ежик

    Ёжик топал по тропинке

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

    И грибочек нес на спинке.

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

    Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)

     Тихо листьями шурша (трем ладошками)

    №5.

                                      Травка

    Любят дети летом босиком гулять( топаем пальчиками по коврику)

    На зеленой травке ножками стоять ( сильный нажим ладошек на коврик)

    Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)

    И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).  

    №6.

                                   Поросята

    - Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, («топают»   мизинцы)

    - Этот толстый поросенок спинку об забор чесал. (безымянные)

    - Этот толстый поросенок носом землю ковырял , (средние)

    - Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал. (указательные)

    - Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, ( большие)

    Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.

    (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь – разжимаем руку)

    №7.

                            Как на пишущей машинке

    Как на пишущей машинке (топаем пальчиками по коврику)

    Две хорошенькие свинки

    Туки-туки-туки-тук!

    Туки-туки-туки-тук!

    И постукивают,

    И похрюкивают:

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    №8.

                        БАРАБАН

    Барабанит барабан

    Слышен грохот тут и там (Все пальцы)

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Так грохочет барабан.(Пальцы поочередно,начиная с мизинца)

    №9.

    ХИТРЫЙ КОТ

    Хитрый кот по дому рыщет.(скребемся по коврику)

    Мышку маленькую ищет.

    Мышка в  подполе живет,

    Тихо досочки скребет,

    Не поймает котик (трем ладошки)

    Мышеньку за хвостик!

    №10.

    Точит кошка коготки, (скребемся по коврику)

    Сидя на окошке.

    Ах, какие же они, острые у кошки!

    Ах, какие у неё, маленькие лапки! (поглаживаем свои ручки)

    В этих лапках иногда, прячутся царапки. (показываем ладошки, зажимаем кулачки)

    1. ИГРЫ  С  БУСАМИ.

    __________________________________________________________________

    Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.

    Задачи:    

    • Развивать тактильную чувствительность, скоординированность движений пальцев и кистей рук.

    -Игры с бусами  помогут скоординировать движения  в системе «глаз-рука».

                                                                                         

     Инструкция: пересчитывать  бусы  в разных направлениях поочередно правой - левой рукой (захват производить двумя пальчиками  большим и указательным).

       

    ________________________________________________________________

    1. ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ.

    ________________________________________________________________

    Цель: Развивать мелкую моторику рук; сенсомоторные функции.

     Задачи:    

    • Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к  

                   «персонажу».

    • Учить детей различать цвета.

    -Игры с разноцветными прищепками  стимулируют созреванию клеток коры головного мозга путем механического  сдавливания подушек пальцев, развивают мелкую моторику, зрительное восприятие.  

                                                                                       

      Инструкция: цеплять прищепки  определенного  цвета на предложенные  

       «персонажи»; чередование цветов.

    _______________________________________________________________

    1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ +

    кинезиологические упражнения.

    ________________________________________________________________

    Цель: Развивать межполушарные связи.

    Задачи:    

    • Учить детей по подражанию переключаться с одного движения на другое.            

    - Пальчиковые игры -  переключают внимание, улучшают координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

                                                                                       

      Инструкция: выполнять движения по подражанию в стихотворном сопровождении.

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ:

    №1.

    На лужайке две подружки

    (хлопки руками по столу)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква

    (хлопаем в ладоши)

    Две зеленые лягушки

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква

         (хлопаем в ладоши)

         Хором песни распевают

         ( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

         Ква-ква-ква, ква-ква-ква

         И спокойно засыпают

         (складываем ручки под голову, покачиваемся)

         ква-ква-ква, ква-ква-ква

    №2.

    Видим, скачут по опушке

    Две веселые лягушки, (поочередно топаем ладошками по столу)

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Прыгай с пятки на носок. (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью)

    №3.

    Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

    Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

    Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

    В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

    Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

    Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

    В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

    А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

    Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

    На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

    И блины горой стоят (руками имитируем гору)

    Угощенье для ребят ( руки вытянуты вперед

    №4.

     (и.п. руки в кулаке прижаты – пальчики здороваются)

    - Наш мизинчик утром встал,

    - Безымянного поднял.

    - Средний пальчик потянулся,

    - Указательный - проснулся.

    - Должен и большой вставать

    Братьев в школу провожать.

    №5.

    Мама отпустила деток погулять (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

     Их у мамы много. Деток смелых – пять!

    Погуляли, детки? А теперь домой!

    - Приходи скорее, пальчик ты большой (загибаем поочередно пальцы)

    - А теперь внимательный, пальчик указательный,

    - А теперь и средний. Это – не последний.

    - Безымянный пальчик, к дому ты беги

    - И мизинца – братика с собою прихвати!

    №6.

    Кто живет у нас в квартире?

    - Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

    - Кто живет у нас в квартире?

    - Раз, два, три, четыре, пять (пересчет пальцев)

      Всех могу пересчитать

    - Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,

    - Два котенка, мой щегол, сверчок и я –

    - Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).

    №7.

    Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)

    Мы посуду перемыли: (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

    - Чайник,(загибаем поочереди пальчики)

    - Чашку,

    - Ковшик,

    - Ложку и

    - Большую поварешку.

    Мы посуду перемыли,

    - Только чашку мы разбили,

    - Ковшик тоже развалился,

    - Нос у чайника отбился.

    - Ложку мы чуть-чуть сломали –

    - Так мы маме помогали.

    №8.

    Ладошки вверх!

    (Положить ладони на стол внешней стороной вниз)

    Ладошки вниз!

    (Повернуть ладони)

    А теперь их на бочок!

    (Поставить ладони на ребро)

    И зажали в кулачок!

    №9.

    Стол стоит на толстой ножке («Стол»),

    Рядом стульчик у окошка («Стул»).

    Два бочонка под столом («Бочонки»).

    Вот такой         я видел дом («Дом).

    №10.

                ДЕРЕВО

    В поле дерево стоит (2 руки вместе)

    Ветер ветки шевелит

    (покачивание рук из стороны в сторону)

    Дует ветер нам в лицо

    Закачалось деревцо!

     (Покачивание рук от себя к себе).

    Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики с предметами:

    1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;

    2. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

           Шагая в ногу с новыми ФГОСами в дошкольном образовании, ребенок должен проявлять инициативность и  самостоятельность в разных видах деятельности  и мы должны отталкиваться  от его желания,  позволять ему самостоятельно выбирать ритм, темп игры, цвет, размер персонажей и предметов, не навязывать  ничего против его воли, внимательно следить за теми действиями, к которым он проявляет особый интерес, давать  ребенку больше самостоятельности.

         Регулярно занимаясь со своим ребенком, и вызывая у малыша интерес к пальчиковой гимнастике с предметами, мы добьемся потрясающих результатов. Занимаясь по 5-10 минут в день, включая  в одно занятие по одному виду упражнений, мы тем самым  не только оказываем благотворное влияние на весь организм и  реже болеем, но также помогаем решать наши коррекционные задачи:

    -активизируем мозг,

    -развиваем  межполушарное взаимодействие,

    -иннервацию речедвигательных  анализаторов,

    -способствуем развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия, мелкой моторики рук, так необходимой для успешной подготовки детей к обучению в школе.

               

                            Список  использованной  литературы:

    1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
    2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
    3. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: метод, пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
    4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
    5. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.:Дельта, 1997. – 256 с., ил.
    6. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Сост. Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 186 с.
    7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С. 60-64.
    8. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36. 
    9.  Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие понимания речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 12–19.
    10. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Коррекционно-развивающее  занятие с детьми раннего возраста в ГКП для детей с отклонениями в развитии                                                              Паплевина Н.Н. –  

                                                                                                                      учитель-дефектолог, учитель-логопед

    1. Игра с су-джок кольцом.

         Здравствуйте, ребята!

    Посмотрите, какие разноцветные у меня шарики! Только берите их осторожно, они колючие и напоминают нам ежа, а внутри с сюрпризом.

    Давайте осторожно откроем наши шарики и посмотрим, что же там интересного?

    А там…? Волшебные колечки!

    Надеваем наше колечко  на большой пальчик правой руки

    (педагог показывает на себе)

    И рассказываем стихотворение  про  пальчики

    Этот пальчик – хочет спать (массируем большой пальчик)                                                                            

    Этот пальчик – лег в кровать (массируем указательный пальчик) 

    Этот пальчик – прикорнул (массируем средний пальчик)

    Этот пальчик – сам уснул (массируем безымянный пальчик)

    Этот – всем кричит УРА! Всем вставать уже пора! (массируем мизинчик)

    А теперь надеваем колечко на  самый маленький пальчик -мизинчик левой руки

    И рассказываем стихотворение

    Наш мизинчик утром встал (массируем мизинец)

    Безымянного поднял (массируем безымянный палец)

    Средний палец потянулся (массируем средний палец)

    Указательный проснулся (массируем указательный палец)

    Хочет и большой вставать, деток в садик провожать (массируем мизинец).

                 

    2. Игра су-джок шаром.

    Очень хорошо у вас получается!

             А теперь спрячем наши  колечки в  шарики и покатаем их по ладошке

    Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)

    Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)

    Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)

    Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой  руки)

    И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)

    Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой  руке)

    Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)

    И другой рукой начну.

    3. Игра с массажным мячом.

          Хорошо! А теперь наши маленькие «ежики» укатились в лес, а к нам

           в   гости  прикатились ...

          Большие  мячи. Посмотрите,  пожалуйста, они тоже все  

          разноцветные и колючие, но они  гораздо больше, чем предыдущие.

          А какого животного напоминает наш мячик? Он тоже похож на ежа!

          Вот сейчас мы  с вами расскажем  стихотворение  о еже.  

    Ежик выбился из сил-

    Яблоки, грибы носил.(катаем мяч между ладошками)

    • Мы потрем ему бока –

    Надо их  размять слегка.

    • А потом погладим ножки,

    Что бы отдохнул немножко.

    • А потом почешем брюшко,
    • Пощекочем возле ушка

    Еж в лесочек убежал

    Нам «спасибо» пропищал.(массируем тыльную сторону ладони)

    4. Кинезиологические упражнения

    Убежал в лесочек наш ёжик, а в лесу…

    Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

    Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

    Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

    В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

    Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

    Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

    В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

    А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

    Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

    На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

    И блины горой стоят (руками имитируем гору)

    Угощенье для ребят (руки вытянуты вперед)

      Ребята, а рядом   с домиком в лесу есть болото, а в болоте живут…..! Правильно лягушки! Посмотрите, какие замечательные лягушата к нам  

     прискакали! Как они квакают?  Ква-ква-ква!

      А теперь вместе со мной, ква-ква-ква!

                                  

    На болоте две подружки,

     (Стучим поочередно ладошками по столу)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква (хлопаем в ладошки)

    Две зеленые лягушки(Стучим поочередно ладошками по столу)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

    Хором песни распевают( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

     И спокойно засыпают (складываем ручки под голову, покачиваемся)

    Кква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

    КВА-КВА-КВА (Хлопки ладошками по столу)

    1. Игра с бусами.

               Ускакали наши лягушки в болото, а в нашем волшебном

         лоточке мы найдем бусы. Будем считать наши бусинки.

         Для того, чтобы выполнить это   упражнение,  мы должны попросить

         наших мам помочь нам.  

         Считаем бусинки сверху – вниз, при этом берем по  одной, чередуя  

              правую и левую руку.    

                         

    Один, два, три, четыре, пять…(считаем от 1-10 по возрасту)

    Пять, четыре, три, два, один.

    1. Массажный коврик «Травка».

               А теперь заглянем в наши лоточки и  возьмем волшебный коврик.

    А  волшебный он потому, что как только мы положим на него ручку, он начинает петь песенку и рассказывать стихи вместе с нами.

    Положим правую ладошку на коврик и…

    Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

    Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

    Плавает утенок,

    Кря-кря-кря!

    Прыгает козленок,

    Ме-ме-ме!

    А за ним ягненок,

    Бе-бе-бе!

    Вот мы на занятиях,

    Раз-два-три!

    Ручки развиваем,

    Посмотри!

    Все вокруг стараются,

    Раз-два-три!

    Славно занимаются!

    МОЛОДЦЫ!

                 

    1. Игра с прищепками.

                  Уберем в сторонку наши коврики, а к нам, прямо из

         леса спешат в гости ежи   (педагог раздает детям  «ежей») .

                 Что же не хватает нашим ежам? Правильно, колючек.

         Вот сейчас мы с вами и займемся этим интересным занятием.

         А колючки мы будем делать из прищепок.

         А пока мы делаем колючки нашему ёжику, стоит вспомнить, какое мы  

         знаем стихотворение об  этом животном.

    Под  сосной живет ежонок.

    Много у него иголок.

    До чего же он хорош-

    Весь на щеточку похож!

    А захочется еды –

    Еж пойдет искать грибы.

                                 

                       Какие же замечательные ежи у вас получились, ну совсем,

                 как настоящие

               ( аккуратно снимаем «колючки» с нашего ежика чередуя правую и левую руку).

                Скажем нашим ежам…

                До свидания!

                До свидания, ежики!

               

    А теперь звенит звонок.

    Продолжается урок!

       

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    КАРТОТЕКА  ИГР

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ

           

           



    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №491  

    СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

     «СВЕТ  НАДЕЖДЫ» № 1892

    КАРТОТЕКА  ИГР

    РАБОЧИЙ  МАТЕРИАЛ

    _____________________________

    1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  КОЛЬЦОМ

    ___________________________

    Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок колечка.

    Задачи:                                            

    • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
    • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

     Массаж эластичным кольцом -  помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев  эластичным кольцом.

     Инструкция: колечки катать по пальчикам — от подушечек к основанию и обратно.

    №1.

    Правая рука

    • Этот малыш – Илюша, (большой)
    • Этот малыш – Ванюша, (указательный)
    • Этот малыш – Алеша, (средний)
    • Этот малыш – Антоша, (безымянный)
    • А меньшего малыша  

         Мишуткою  зовут друзья  (мизинец)

    Левая рука 

    • Этот малышка – Танюша, (большой)
    • Этот малышка – Ксюша, (указательный)
    • Этот малышка – Маша, (средний)
    • Этот малышка – Даша, (безымянный)
    • А меня зовут Наташа  (мизинец)

    №2.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вышли пальцы погулять (разгибать пальцы по одному)

    • Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
    • Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
    • Этот пальчик самый  длинный и стоит он в середине.
    • Этот  пальчик безымянный, он избалованный самый
    • А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

    №3.                               

    Знаю я, что у меня

    Дома дружная семья:

    • Это -  мама,
    • Это – Я,
    • Это – бабушка моя,
    • Это – папа,
    • Это – дед.

    И у нас разлада нет.

    №4.

    • Этот пальчик – папочка,
    • Этот пальчик – мамочка,
    • Этот пальчик – дедушка,
    • Этот пальчик – бабушка,
    • Этот пальчик – Я.

    Вот и вся моя семья!

    №5

    • Этот пальчик – хочет спать,
    • Этот пальчик – лег в кровать,
    • Этот пальчик – прикорнул,
    • Этот пальчик – сам уснул,
    • Этот всем кричит – Ура!

    Всем вставать уже пора!

    №6.

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один.

    • Эта долька – для чижа,
    • Эта долька – для ежа,
    • Эта долька – для котят,
    • Эта долька – для цыплят,
    • А эта долька – для маленьких ребят!

    №7

    (начинаем с мизинца)

    1,2,3,4,5 Мы идем грибы искать!

    -  Этот пальчик в лес пошел,

    -  Этот пальчик – гриб нашел.

    -  Этот пальчик – чистить стал.

    - Этот пальчик – жарить стал,

    - этот пальчик – все съел,

    Оттого и потолстел.

    №8.

    1,2,3,4,5 Пальчики хотят играть

    Мы колечко взяли и на пальчик  одевали

    - Раз – большой, он красивый такой,

    - Два – указательный, очень обаятельный,

    - Три – средний, он совсем не вредный,

    - Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

    - Пять – мизинчик, маленький счастливчик

    №9.

    Гномики

    Жили-были в домике

    Маленькие гномики (трем ладошки)

    - Тики

    - Ники

    - Лики

    - Чики

    - Микки

    Стали гномики стирать (и переходим к следующей руке)

    - Тики – рубашки,

    - Ники – платочки,

    - Лики – пижамку,

    - Чики – носочки,

    - Микки умницей был

    Всем водичку носил.

    №10.

    1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять

    - Этот пальчик рыл песок

    - Этот делал пирожок

    - Этот с горки катался

    - Этот в траве валялся

    - Этот умницей был

    Хорошо говорил.

    1. ИГРЫ  С  СУ-ДЖОК  ШАРОМ.

    Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су – Джок шарика.

    Задачи:                                                     

    • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
    • Оказывать оздоровительное воздействие на весь организм ребенка.

    Массаж с   помощью Су-джок  шаров – «ежиков,  оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а так же помогает стимулировать работу внутренних органов.

     Инструкция: шарик нужно просто легко катать по ладошкам  и по пальчикам  (проговаривая стихи пальчиковой гимнастики).

    №1.

              ЕЖИК

    Ежик, ежик, хитрый еж,

    На клубочек ты похож

    (катаем мяч между ладонями)

    На спине иголки

    (массажные движения большого пальца)

    очень – очень колкие.

    ( массажные движения указательного пальца)

    Хоть и ростом ежик мал,

    (массажные движения среднего пальца)

    нам колючки показал,

    (массажные движения безымянного пальца)

    А колючки тоже

    (массажные движения мизинца)

    на ежа похожи

    (дети катают Су-Джок между ладонями).

    №2.

    На полянке, на лужайке ( катать шарик между ладонями)

    Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

    И катались по траве (катать вперед-назад)

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

    Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

    Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

    «С добрым утром! – им сказали.

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха – мать (гладить шаром каждый палец)

    №3.

    Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)

    А за нею – медвежонок.  (шагать тихо шариком по руке)

    А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)

    Принесли в портфелях книжки.

    Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)

    И в тетрадочках писать.

    №4.

    Гладь мои ладошки еж!

    Ты колючий, ну и что ж?

    Я хочу тебя погладить!

    Я хочу с тобой поладить.

    №5.

    У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки

    Но еще сильней, чем ельник

    Вас уколет можжевельник!

    (катаем мяч между ладонями с ускорением)

    №6.

    Я мячом круги катаю,

    Взад-вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    №7.

    1,2,3,4,5

    Вышел ежик погулять

    Вышел ежик погулять,

    свежей травки пощипать,

    Свежей травки пощипать,

    А потом пошел гулять.

    №8.

    (Выполняем движения с ёжиком в соответствии с текстом)

    Наш волшебный мудрый ёжик- (прокатываем по левой руке)

    Не нашёл в лесу дорожек. - (прокатываем по правой руке)

    Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально)

    Поиграем с ним немножко.

    №9.

    Шла большая черепаха

    И кусала всех от страха ,(катаем мяч между ладонями)

    Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь (пощипываем большим и указательным

                                            пальцем      Су-джок шарик)                                             

    Никого я не боюсь,(катаем мяч между ладонями)

    №10.

                ЕЖОНОК

    Под  сосной живет ежонок.

    Много у него иголок.

    До чего же он хорош-

    Весь на щеточку похож!

    А захочется еды –

    Еж пойдет искать грибы.

    1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  МЯЧОМ

    ___________________________

    Цель: Развивать мелкую моторику.

    Задачи:                                             

    • Развивать ручную умелость;
    • Формировать навыки выразительности, пластичности в движении рук;
    • Соотносить игры с массажным мячом с речевым сопровождением.

    - Массажные  мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой

    поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

    При перекатывании- воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение.

     Инструкция:  массируем  ладонь и тыльную сторону руки,

        а   также круговые вращения мячом головы, туловища, конечностей).

    №1.

    Этот мячик не простой

    Весь колючий вот такой

    Меж ладошками кладем

    Им ладошки разотрем

    Вверх и вниз его катаем

    Свои ручки развиваем.

    Можно мяч катать по кругу,

    Перекидывать друг другу.

    1,2,3,4,5 Нам пора и отдыхать!

    №2.

    Ежик выбился из сил-

    Яблоки, грибы носил.

    • Мы потрем ему бока –

    Надо из размять слегка.

    • А потом погладим ножки,

    Что бы отдохнул немножко.

    • А потом почешем брюшко,
    • Пощекочем возле ушка

    Еж в лесочек убежал

    Нам «спасибо» пропищал.

    №3.

    Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)

    Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)

    Испечем мы каравай  (сжимаем обеими руками)

    Перекладывай, валяй (перекладываем мяч из руки в руку)

       

    №4.                

        ПИРОГ

    Подготовим место (правая рука)

    Раскатаем тесто  (левая рука)

    Слой – варенье (правая рука)

    Слой – творог (левая рука)

    Испечем большой пирог

     (Месим двумя руками)

    №5.

    Муку в тесто замесили,

    А из теста мы слепили

    Пирожки и плюшки,

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи –

    Все мы испечем в печи.

    №6.

    Тише мяч, не торопись,

    Ты по ручкам прокатись,

    Ты по ножкам прокатись,

    И обратно воротись.

    №7.

    Мячик-мячик, мой дружок

    Звонкий разноцветный бок

    По мячу ладошкой бью,

    И рукой его ловлю.

    №8.

    Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

    Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек) 

    Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

    И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

    Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

    Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

    Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

    №9.

    Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

    Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

    Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

    Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку) 

    Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

    И закончили считать.

    №10.

    По столу круги катаю,

    Из-под рук не выпускаю.

    Взад-вперед его качу;

    Вправо-влево – как хочу

    (Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад).

    __________________________________

    1. ИГРЫ  С  МАССАЖНЫМ  КОВРИКОМ  «ТРАВКА»

    ________________________

    Цель: Ускорить процесс формирования  и коррекции речи у детей.

    Задачи:                             

    • Обучать детей приемам самомассажа в игровой форме.
    • Нормализовать тонус и эластичность мышц, повышать

                   работоспособность.

    • Мобилизовать защитные силы организма.
    • Повышать интерес к занятиям.

    - Массажный коврик «Травка» - игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления,  развития мелкой моторики и повышения иммунитета.

     Инструкция:  (массаж ладоней, обыгрываем

       детский стишок, попеременно постукивая или скребясь по коврику).

    №1.

                            СКАЧЕТ  ЛЯГУШОНОК

    Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

    Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

    Плавает утенок,

    Кря-кря-кря!

    Прыгает козленок,

    Ме-ме-ме!

    А за ним ягненок,

    Бе-бе-бе!

    Вот мы на занятиях,

    Раз-два-три!

    Ручки развиваем,

    Посмотри!

    Все вокруг стараются,

    Раз-два-три!

    Славно занимаются!

    Мо-лод-цы!

    №2.

    Стоит на задних лапках кот (руки на запястьях)

    И в гости мышек он зовет (поочередно скребемся руками по коврику)

    Показывает лапки,

    А в лапках – цап-царапки.

    №3.

    (начинаем с мизинца, топаем двумя пальцами)

    - Пальчик топал по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.

    - Топать стал второй немножко топ-топ-топ, топ-топ-топ.

    - Третий пальчик попал долго топ-топ-топ, топ-топ-топ.

    - А четвертый только раз – топ.

    - Вот большой  спешит по  кочкам,,

    Будет слушаться он нас!

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ, завершаем наш рассказ.

    №4.

                                         Ежик

    Ёжик топал по тропинке

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

    И грибочек нес на спинке.

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

    Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)

     Тихо листьями шурша (трем ладошками)

    №5.

                                      Травка

    Любят дети летом босиком гулять

    ( топаем пальчиками по коврику)

    На зеленой травке ножками стоять

    ( сильный нажим ладошек на коврик)

    Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)

    И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).  

    №6.

                                   Поросята

    - Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, (мизинцы)

    - Этот толстый поросенок спинку об забор чесал. (безымянные)

    - Этот толстый поросенок носом землю ковырял , (средние)

    - Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал. (указательные)

    - Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, ( большие)

    Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.

    (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь – разжимаем руку)

    №7.

                            Как на пишущей машинке

    Как на пишущей машинке

    Две хорошенькие свинки

    Туки-туки-туки-тук!

    Туки-туки-туки-тук!

    И постукивают,

    И похрюкивают:

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    №8.

                        БАРАБАН

    Барабанит барабан

    Слышен грохот тут и там (Все пальцы)

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Бам-бам-бам,

    Так грохочет барабан.(Пальцы поочередно,

    Начиная с мизинца)

    №9.

    ХИТРЫЙ КОТ

    Хитрый кот по дому рыщет.

    Мышку маленькую ищет.

    Мышка в  подполе живет,

    Тихо досочки скребет,

    Не поймает котик

    Мышеньку за хвостик!

    №10.

    Точит кошка коготки,

    Сидя на окошке.

    Ах, какие же они, острые у кошки!

    Ах, какие у неё, маленькие лапки!

    В этих лапках иногда, прячутся царапки.

    (скребем ручками по коврику)

          __________________________

    1. ИГРЫ  С  БУСАМИ.

    ___________________________

    Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.

    Задачи:    

    • Развивать тактильную чувствительность, скоординированность движений пальцев и кистей рук.

    -Игры с бусами  помогут скоординировать движения  в системе «глаз-рука».

                                                                                         

     Инструкция: пересчитывать  бусы  в разных направлениях поочередно правой - левой рукой (захват производить двумя пальчиками  большим и указательным).

       

    ______________________

    1. ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ.

    __________________________

    Цель: Развивать мелкую моторику рук; сенсомоторные функции.

    Задачи:    

    • Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к  

                   «персонажу».

    • Учить детей различать цвета.

    -Игры с разноцветными прищепками  стимулируют созреванию клеток коры головного мозга путем механического  сдавливания подушек пальцев.  

                                                                                       

      Инструкция: цеплять прищепки  определенного  цвета на предложенные  

       «персонажи»; чередовать цвета.

    _____________________________

    1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ +

    кинезиологические упражнения.

    _________________________

    Цель: Развивать межполушарное взаимодействие.

    Задачи:    

    • Учить детей по подражанию переключаться с одного движения на другое.              

    - Пальчиковые игры -  переключают внимание, улучшают координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

                                                                                       

      Инструкция: выполнять движения по подражанию в стихотворном сопровождении.

    №1.

    На лужайке две подружки

    (хлопки руками по столу)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква

    (хлопаем в ладоши)

    Две зеленые лягушки

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква

         (хлопаем в ладоши)

         Хором песни распевают

         ( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

         Ква-ква-ква, ква-ква-ква

         И спокойно засыпают

         (складываем ручки под голову, покачиваемся)

         ква-ква-ква, ква-ква-ква

    КВА (удары двумя руками по столу)

    №2.

    Видим, скачут по опушке

    Две веселые лягушки, (поочередно топаем ладошками по столу)

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Прыгай с пятки на носок. (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью)

    №3.

    ДОМИК

    Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

    Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

    Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

    В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

    Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

    Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

    В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

    А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

    Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

    На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

    И блины горой стоят (руками имитируем гору)

    Угощенье для ребят ( руки вытянуты вперед

    №4.

    Мизинчик

    (и.п. руки в кулаке прижаты – пальчики здороваются)

    - Наш мизинчик утром встал,

    - Безымянного поднял.

    - Средний пальчик потянулся,

    - Указательный - проснулся.

    - Должен и большой вставать

    Братьев в школу провожать.

    №5.

    Мама отпустила деток погулять (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

     Их у мамы много. Деток смелых – пять!

    Погуляли, детки? А теперь домой!

    - Приходи скорее, пальчик ты большой (загибаем поочередно пальцы)

    - А теперь внимательный, пальчик указательный,

    - А теперь и средний. Это – не последний.

    - Безымянный пальчик, к дому ты беги

    - И мизинца – братика с собою прихвати!

    №6.

    Кто живет у нас в квартире?

    - Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

    - Кто живет у нас в квартире?

    - Раз, два, три, четыре, пять (пересчет пальцев)

      Всех могу пересчитать

    - Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка,

    - Два котенка, мой щегол, сверчок и я –

    - Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).

    №7.

    Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)

    Мы посуду перемыли: (загибаем поочередно кулачок-ладонь)

    - Чайник,

    - Чашку,

    - Ковшик,

    - Ложку и

    - Большую поварешку.

    Мы посуду перемыли,

    - Только чашку мы разбили,

    - Ковшик тоже развалился,

    - Нос у чайника отбился.

    - Ложку мы чуть-чуть сломали –

    - Так мы маме помогали.

    №8.

    Ладошки вверх!

    (Положить ладони на стол внешней стороной вниз)

    Ладошки вниз!

    (Повернуть ладони)

    А теперь их на бочок!

    (Поставить ладони на ребро)

    И зажали в кулачок!

    №9.

    Стол стоит на толстой ножке («Стол»),

    Рядом стульчик у окошка («Стул»).

    Два бочонка под столом («Бочонки»).

    Вот такой         я видел дом («Дом).

    №10.

                ДЕРЕВО

    В поле дерево стоит (2 руки вместе)

    Ветер ветки шевелит

    (покачивание рук из стороны в сторону)

    Дует ветер нам в лицо

    Закачалось деревцо!

     (Покачивание рук от себя к себе).



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Коррекционно-развивающее  занятие с детьми раннего возраста в ГКП для детей с отклонениями в развитии                                                              Паплевина Н.Н. –  

                                                                                                                      учитель-дефектолог, учитель-логопед

    1. Игра с су-джок кольцом.

         Здравствуйте, ребята!

    Посмотрите, какие разноцветные у меня шарики! Только берите их осторожно, они колючие и напоминают нам ежа, а внутри с сюрпризом.

    Давайте осторожно откроем наши шарики и посмотрим, что же там интересного?

    А там…? Волшебные колечки!

    Надеваем наше колечко  на большой пальчик правой руки

    (педагог показывает на себе)

    И рассказываем стихотворение  про  пальчики

    Этот пальчик – хочет спать (массируем большой пальчик)                                                                            

    Этот пальчик – лег в кровать (массируем указательный пальчик) 

    Этот пальчик – прикорнул (массируем средний пальчик)

    Этот пальчик – сам уснул (массируем безымянный пальчик)

    Этот – всем кричит УРА! Всем вставать уже пора! (массируем мизинчик)

    А теперь надеваем колечко на  самый маленький пальчик -мизинчик левой руки

    И рассказываем стихотворение

    Наш мизинчик утром встал (массируем мизинец)

    Безымянного поднял (массируем безымянный палец)

    Средний палец потянулся (массируем средний палец)

    Указательный проснулся (массируем указательный палец)

    Хочет и большой вставать, деток в садик провожать (массируем мизинец).

                 

    2. Игра су-джок шаром.

    Очень хорошо у вас получается!

             А теперь спрячем наши  колечки в  шарики и покатаем их по ладошке

    Я мячом круги катаю,(круговые вращения шариком по ладошке)

    Взад-вперед его гоняю.(катаем шарик вверх-вниз)

    Им поглажу я ладошку,(гладим ладошку правой руки)

    Будто я сметаю крошку,(гладим ладошку шариком (сметаем крошки)с левой  руки)

    И сожму его немножко(сжимаем шарик в правой руке)

    Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой  руке)

    Каждым пальцем мяч прижму,(поочереди прижимаем пальчики к шарику)

    И другой рукой начну.

    3. Игра с массажным мячом.

          Хорошо! А теперь наши маленькие «ежики» укатились в лес, а к нам

           в   гости  прикатились ...

          Большие  мячи. Посмотрите,  пожалуйста, они тоже все  

          разноцветные и колючие, но они  гораздо больше, чем предыдущие.

          А какого животного напоминает наш мячик? Он тоже похож на ежа!

          Вот сейчас мы  с вами расскажем  стихотворение  о еже.  

    Ежик выбился из сил-

    Яблоки, грибы носил.(катаем мяч между ладошками)

    • Мы потрем ему бока –

    Надо их  размять слегка.

    • А потом погладим ножки,

    Что бы отдохнул немножко.

    • А потом почешем брюшко,
    • Пощекочем возле ушка

    Еж в лесочек убежал

    Нам «спасибо» пропищал.(массируем тыльную сторону ладони)

    4. Кинезиологические упражнения

    Убежал в лесочек наш ёжик, а в лесу…

    Под грибом шалашик – домик (руки домиком над головой)

    Там живет веселый гномик (руки домиком над глазами)

    Мы тихонько постучим (стучим кулачками по столу)

    В колокольчик позвоним (руки вытянуты вперед, круговые вращения кистями)

    Двери нам откроет гномик (хлопок в ладоши , открываем дверь)

    Станет звать в шалашик – домик  (руки домиком над головой) 

    В домике дощатый пол (трем ладошками по столу)

    А на нем дощатый стол ( кулачок – ладошка, имитация стола)

    Рядом стул с высокой спинкой ( кулачок – ладошка, имитация стула)

    На столе тарелка с вилкой ( одна ладошка – тарелка, вторая – вилка)

    И блины горой стоят (руками имитируем гору)

    Угощенье для ребят (руки вытянуты вперед)

      Ребята, а рядом   с домиком в лесу есть болото, а в болоте живут…..! Правильно лягушки! Посмотрите, какие замечательные лягушата к нам  

     прискакали! Как они квакают?  Ква-ква-ква!

      А теперь вместе со мной, ква-ква-ква!

                                  

    На болоте две подружки,

     (Стучим поочередно ладошками по столу)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква (хлопаем в ладошки)

    Две зеленые лягушки(Стучим поочередно ладошками по столу)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

    Хором песни распевают( сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть лягушкам ротик)

    Ква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

     И спокойно засыпают (складываем ручки под голову, покачиваемся)

    Кква-ква-ква, ква-ква-ква(хлопаем в ладошки)

    КВА-КВА-КВА (Хлопки ладошками по столу)

    1. Игра с бусами.

               Ускакали наши лягушки в болото, а в нашем волшебном

         лоточке мы найдем бусы. Будем считать наши бусинки.

         Для того, чтобы выполнить это   упражнение,  мы должны попросить

         наших мам помочь нам.  

         Считаем бусинки сверху – вниз, при этом берем по  одной, чередуя  

              правую и левую руку.    

                         

    Один, два, три, четыре, пять…(считаем от 1-10 по возрасту)

    Пять, четыре, три, два, один.

    1. Массажный коврик «Травка».

               А теперь заглянем в наши лоточки и  возьмем волшебный коврик.

    А  волшебный он потому, что как только мы положим на него ручку, он начинает петь песенку и рассказывать стихи вместе с нами.

    Положим правую ладошку на коврик и…

    Скачет лягушонок, (Прыжки руками по коврику)

    Ква-ква-ква!  (Хлопки в ладоши)

    Плавает утенок,

    Кря-кря-кря!

    Прыгает козленок,

    Ме-ме-ме!

    А за ним ягненок,

    Бе-бе-бе!

    Вот мы на занятиях,

    Раз-два-три!

    Ручки развиваем,

    Посмотри!

    Все вокруг стараются,

    Раз-два-три!

    Славно занимаются!

    МОЛОДЦЫ!

             

    1. Игра с прищепками.

                  Уберем в сторонку наши коврики, а к нам, прямо из

         леса спешат в гости ежи   (педагог раздает детям  «ежей») .

                 Что же не хватает нашим ежам? Правильно, колючек.

         Вот сейчас мы с вами и займемся этим интересным занятием.

         А колючки мы будем делать из прищепок.

         А пока мы делаем колючки нашему ёжику, стоит вспомнить, какое мы  

         знаем стихотворение об  этом животном.

    Под  сосной живет ежонок.

    Много у него иголок.

    До чего же он хорош-

    Весь на щеточку похож!

    А захочется еды –

    Еж пойдет искать грибы.

                                 

                       Какие же замечательные ежи у вас получились, ну совсем,

                 как настоящие

               ( аккуратно снимаем «колючки» с нашего ежика чередуя правую и левую руку).

                Скажем нашим ежам…

                До свидания!

                До свидания, ежики!

     А теперь звенит звонок.

    Продолжается урок!



    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №491  

    СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  «СВЕТ  НАДЕЖДЫ» № 1892

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ИГРЫ  С  ПРИЩЕПКАМИ

           

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

    ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

    Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

    Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

    «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

    Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

    Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

    Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

    Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

    Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....