Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Дубровина Ирина Сергеевна

 Педагогиеский опыт

Теория и методика развития речи у детей

Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Выполнила: воспитатель

 Дубровина Ирина Сергеевна

2019 – 2020 уч.год

Содержание

Пояснительная записка..........................................................................................3

  1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.................................................
  2. Планирование содержания проекта по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста................................................
  3. Описание основных этапов реализации проекта «Умелые ручки»  по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста........................................................

Заключение..................................................................................................

Список использованной литературы……..................................................

Приложение

Пояснительная записка

Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализации их во взрослой жизни.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.
Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важных задач.

Данная проблема очень актуальна на современном этапе, поскольку развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи  – М.М. Кольцова, педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.

Развитием мелкой моторики занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие. [6]

 Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.  «Рука -  это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. 

Упражнения для развития мелкой моторики помогают стимулировать воображение ребёнка, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве, мышление, зрительную память, фантазию. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, учитывая значимость развития мелкой моторики в психофизиологическом развитии детей младшего дошкольного возраста, мы определили тему исследования, подобрали методы исследования, сформулировали цель и задачи.

Цель исследования: разработать и реализовать проект «Умелые  ручки» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Спланировать  содержание работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Описать основные этапы реализации содержания  проекта  по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Обобщить результаты проектной деятельности.

1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка Там же.. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь [16].

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста. 

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [10] 

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности [10].

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия [10]. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия [10].

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика - речь – восприятие - высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга [4].

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание - одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно [11].

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.  Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга [13].

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом [12].

 Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики очень велико:

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания [10].

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» [24].

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга [14].

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи [19].

Таким образом, развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

2. Планирование содержания проекта по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Выполнять движения кистями и пальцами  рук  /подражая образцу/

Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых /2-3 игры/

Показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы

Выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого

Захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд с широким и узким горлышком.

Проводить непрерывную  линию, не отрывая карандаша от бумаги

Показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одно, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).

Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышцы и не сжимая сильно пальцы. Формирование свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Развитие умения раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар сминая его ладонями обеих рук.

Под руководством взрослого вылепить простые предметы

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой [19].

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста [15].

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку – белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.

2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.

3. Дети учатся класть вещи в определённое место.

4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.

5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения [7].

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. (Приложение 1);
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать – наливать;
  • насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; (Приложение 2)
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.). Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой будут писать в дальнейшем в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.;
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику [20].

Перспективное планирование пальчиковых игр «Умелые ручки».

№ п/п

Месяц

Деятельность

Программное содержание

Сентябрь

Пальчиковая игра:  «Домик»,  «Замок»,  «Котик». Массаж и самомассаж «Перчатки».  Игры с прищепками.

Выполнять движения кистями и пальцами  рук  /подражая образцу/

Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых.

Показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы.

Октябрь

Пальчиковая игра:  «Помощники», «Ягоды», «Сорока».

Массаж и самомассаж:  «Игра с карандашами».

Игры с резиновыми игрушками.

Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышцы и не сжимая сильно пальцы. Формирование свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Проводить непрерывную  линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Ноябрь

Пальчиковая игра:  «Капуста»,  «Дом», «Сливы».

Массаж и самомассаж: «Игра с бумажными шариками».

Игры с бусами.

Развивать мелкую моторику, способствовать умению нанизывать бусинки в определенной последовательности. Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых.

Декабрь

Пальчиковая игра:  «Белка».  «Репка», «Пять пальчиков».

Массаж и самомассаж:  «Игра с мячиками».

Игры с мозаикой.

Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы.

Учить выкладыванию деталей мозаики. Развитие речевой деятельности. Формирование интереса к игре с мозаикой. Развитие мелкой моторики рук. Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Январь

Пальчиковая игра:  «Молоток»,  «Это я», «Пальчики».

Массаж и самомассаж: «Игра с шишками».

Игры с конструктором.

Показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одно, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).

Под руководством взрослого конструировать простые предметы.

Февраль

Пальчиковая игра:  «Ну-ка, братцы, за работу»,  «Пальцы в гости приходили», «На полянке дом стоит»

Массаж и самомассаж: «Игра с орехами».

Шнуровка.

Показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы.

Развить мелкую моторику и научить ребенка подбирать шнурки и пуговицы, вставлять в их отверстия.

Март

Пальчиковая игра: «Дружная семья»,  «Повстречались»,  «Полетели птички».

Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».

Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек

Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышцы и не сжимая сильно пальцы. Формирование свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Проводить непрерывную  линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Апрель

Пальчиковая игра:  «Про грибы»,  «Ноги ходят по дороге», «Шарик».

Массаж и самомассаж:  «Перчатки».

Игры с крупой.

Выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого.

Захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд с широким и узким горлышком.

Май

Пальчиковая игра:  «Прогулка», «Дождик, дождик», «Лошадки».

Массаж и самомассаж: «Игры с грецкими орехами».

Игры с пуговицами.

Показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одно, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).Развить мелкую моторику и научить ребенка подбирать   пуговицы.  

Таким образом, мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

3. Описание основных этапов реализации проекта «Умелые ручки»  по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми младшей группы. Работа проводилась в начале года, поэтому  у детей не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики и развитие речи  у детей с целью – выявить уровень развития мелкой.  

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых и дидактических  игр.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного  возраста посредством пальчиковых и дидактических игр.
  3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Диагностика проходила в Г. Еманжелинске в МБДОУ ДС—в

Диагностику проводила по следующим  этапам:

1 этап. Подготовительный этап. Изучение психолого-педагогической литературы. Выбор методики диагностики уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. (4 слайд)

II этап – практический. Провела Диагностику уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного  известным физиологом  Марианиллой Кольцовой.

Задания теста были таковы:

  1. На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос «Что это?»  Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов - ничего не называет

1 балл - один-два названных предмета

2 балла - три названных предмета

3 балла - четыре- пять названных предметов

2. Попросите ребёнка «Покажи вот так»  (показывая один указательный палец)

0 баллов - не показывает

1 балл - показывает

3. Попросите  ребёнка «Покажи вот так» (Показывая два пальца - указательный и средний)

0 баллов – не показывает

1 балл - показывает один палец

2 балла - показывает два нужных  пальца

4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца - указательный, средний и безымянный).

0 баллов - показывает один палец.

1 балл - показывает два пальца из трёх предложенных.

2 балла - показывает все три пальца в нужной последовательности.

5. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов - называет от 1- 2 предметов

1 балл - называет от 3-6   предметов

2 балла - 7-13 предметов

3 балла - 13- 18 предметов

4 балла - 19- 25 предметов

Оценочная таблица

11-12 баллов

Высокий уровень развития

6- 10 баллов

Средний уровень развития

1-5 баллов

Низкий уровень развития

III этап – заключительный.

Таблица результатов диагностики

№ п/п

Ф.И. ребенка

Задания

Уровень

1

2

3

4

5

1.

Миша Ю.

0 баллов

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

низкий

2.

Захар С.

1 балла

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

низкий

3.

София Х.

3 балла

1 балл

1 балл

1 балл

3 балла

средний

4.

Амина Ч.

2 балла

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

низкий

5.

Артём О.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

низкий

6.

Вероника С.

2 балла

1 балл

1 балл

1 балл

3балла

средний

7.

Юля З.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

низкий

8.

Саша Ш.

2 балла

1 балл

1 балл

0 баллов

1 балл

низкий

9.

Алексей П

1 балл

1 балл

1 балл

0 балл

1 балл

низкий

10.

Ксюша Ф.

3 балла

1 балл

1 балл

1 балл

3 балла

средний

Результаты теста распределились следующим образом: из 10 детей.

Высокий уровень развития речи - 0 ребёнка.

Средний - 3 детей.

Низкий - 7 детей.

Диаграмма уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Методы и приемы:

  • словесные методы;
  • метод наглядно-действенного обучения;
  • Практический        метод;
  • Игровой метод.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

1. Словесные методы.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

2. Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

3. Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

4. Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
  • использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
  • решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Таким образом, правильно подобранные методы и приемы обучения, способствовали  развитию мелкой моторики у малышей, а целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста даст положительный результат.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме, мы пришли к следующим выводам.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Мелкая моторика - это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма. В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

Для развития мелкой моторики руки разработаны разнообразные методы и принципы: словесные методы, метод наглядно-действенного обучения, практический метод и игровой метод, а так же игры с пальчиками.

Очень хорошо себя зарекомендовала себя застёгивание и расстегивание пуговиц, всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, игры с конструктором, перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха). Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.

В результате проделанной работы нам удалось:

  1. Изучить значение развития мелкой моторики рук.
  2. Раскрыть задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Описать формы и методы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Цель достигнута, задачи решены.

Список использованной литературы

Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 17 октября 2013 года. № 1155

  1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] /Е.С. Анищенкова.- М.: Астель, 2007.- 138 с. 
  2. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики [Текст] /А.Е. Белая.-М. Линка-Пресс, 2016.- 98 с.
  3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] /С.Е. Большакова.- М.: Академия, 2015.- 102 с.
  4. Гущина, Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы) [Текст] /Н.П. Гущина //Дошкольное воспитание- 2015. - №10.- С. 35-39.
  5. Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей [Текст] /И.А. Ермакова.- М.: Детство-пресс, 2016.- 78 с.
  6. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно [Текст] /О. Жукова //Дошкольное воспитание.- 2012. - №11.- С.48-52.
  7.  Киселева, В. Развитие тонкой моторики [Текст] /В. Киселева //Дошкольное воспитание.- 2012. - №1.- С. 21-26.
  8. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст] /О.И. Крупенчук.- СПб.: Литера, 2005.- 117 с.
  9. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков [Текст] /Е.М. Косинова.- М.: Олма-Пресс, 2011.- 93 с.
  10. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /С.В. Маланов.- М.: Академия,  2015. – 85с.
  11. Монтессорри, М. Воспитывающий разум ребенка [Текст]  /М. Монтессорри.-М.: Академия, 2015.- 320 с.
  12. Монтессорри, М. Полный курс воспитания [Текст]  /М. Монтессорри.-М.: Академия, 2017.- 213 с.
  13. Монтессорри,  М. Школа Монтессорри [Текст]  /М. Монтессорри.-М.: АСТ, 2016.- 224 с.
  14. Монтессорри,  М. Дети - другие [Текст]  /М. Монтессорри.-М.: АСТ, 2014.- 320 с.
  15. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст]  /Г. Любина // Ребенок в детском саду.- 2013.- С. 16-21.
  16. Новикова, О. Веселые пальчиковые игры [Текст] /О. Новикова.- М.: Академия, 2015.- 112 с.
  17. Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников [Текст] /Е.А. Савельева.- СПб.- Детство-Пресс, 2016.- 92 с.
  18. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] /И. Светлова.- М.: Академия, 2016.- 104 с.
  19. Шарикова, Е. Пальчиковые игры [Текст] /Е. Шарикова.-М.: Стрекоза, 2016.- 64 с.
  20. Шмелева, Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и развитию для детей 3-5 лет [Текст] /Е.Б. Шмелева.-М.: Ювента, 2016.- 48 с.
  21. Все для детского сада [Электронный ресурс].http://www.moi-detsad.ru
  22. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. http://www.doshvozrast.ru
  23. Дошколенок. ru-cайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. http:// www.dohcolonoc.ru

Приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

Методический инструментарий развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста по методике Озерецкого и Гуревича

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич)1.     тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук  (средний показатель 20 ...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую, продуктивную и трудовую(самообслуживание) деятельность.

Помещаю опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. На мой взгляд, это хорошая помогалочка для начинающих воспитателей....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...