Главные вкладки
«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему
Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является – исключение из образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук.Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку. Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией я использую игры-упражнения. Каждая игра начинается с презентации. Я показываю и называю предмет, который участвует в игре и рассказываю, как надо с ним действовать. Все это я делаю не спеша, так как ребенок копирует все действия воспитателя. Затем дети выполняют упражнения сами.Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. В своей практике я использую игры-упражнения с пальчиками, такие как:«ПАЛЬЧИКИ»,«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ», «ПАСТУШОК», «ПАРОХОД», «ЖУК». «КОЗА», «ЛОДКА», «ШАЛУН», «БЕЛОЧКА», «ДЕТКИ», «ПО ГРИБЫ», «ОЧКИ», «СТУЛ» и многие другие. Такие игры совершенствуют ловкость и точность движений, внимание, память, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
Родителям я советую для того, чтобы развивать мелкую моторикуу своих деток, совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.
«Пуговицы на крючке»: предложить ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следить, чтобы он не помогал себе второй рукой!
«Нанизываем бусы»: ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы.
«Замоталки»: ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.
«Мультяшки из кашки»: высыпать манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.
«Фасольные прятки»: наполнить пластиковую ёмкость фасолью и закопать туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.
«Мишка косолапый»: предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.
«Волшебные прищепочки»: возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.
«Заколдованная водичка»: сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.
«Золушка»: насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.
«В гости к воде»: предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
Открывать почтовый ящик ключом.
Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
Собирать ягоды.
Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
Включать и выключать свет.
Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
Перелистывать страницы книги.
Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Как видите, нас окружает огромное количество возможностей для того, чтобы развивать мелкую моторику ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...

Проек в группе компенсирующей направленности с нарушением речи" Развитие мелкой моторики руки посредством разных видов деятельности."...

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...