Главные вкладки

    «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»
    статья (младшая группа) на тему

    Юрченко Людмила Леонидовна

    Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon melkaya_motorika_ruk.doc24.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей  младшего дошкольного возраста»

                                                 

    На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является – исключение из образовательной деятельности  учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.  

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

    Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук.Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку. Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    4.  Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

    5.  Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

    7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 

    Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.   Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией я использую игры-упражнения. Каждая игра начинается с презентации. Я показываю и называю предмет, который участвует в игре и рассказываю, как надо с ним действовать. Все это я делаю не спеша, так как ребенок копирует все действия воспитателя. Затем дети выполняют упражнения сами.Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики.  В своей практике я использую игры-упражнения с пальчиками, такие как:«ПАЛЬЧИКИ»,«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ», «ПАСТУШОК», «ПАРОХОД», «ЖУК». «КОЗА», «ЛОДКА», «ШАЛУН», «БЕЛОЧКА», «ДЕТКИ», «ПО ГРИБЫ», «ОЧКИ», «СТУЛ» и многие другие. Такие игры совершенствуют ловкость и точность движений, внимание, память, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

    Родителям я советую для того, чтобы развивать мелкую моторикуу своих деток, совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.

    «Пуговицы на крючке»: предложить ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следить, чтобы он не помогал себе второй рукой!

    «Нанизываем бусы»: ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы.

    «Замоталки»: ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.

    «Мультяшки из кашки»: высыпать манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.

    «Фасольные прятки»: наполнить пластиковую ёмкость фасолью и закопать туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.

    «Мишка косолапый»: предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.

    «Волшебные прищепочки»: возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.

    «Заколдованная водичка»: сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.

    «Золушка»: насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.

    «В гости к воде»: предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.

     Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

     Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

    Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

    Открывать почтовый ящик ключом.

     Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

     Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

     Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

     Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

     Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

     Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

     Собирать ягоды.

     Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

     Включать и выключать свет.

     Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

     Перелистывать страницы книги.

     Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

    Как видите, нас окружает огромное количество возможностей для того, чтобы развивать мелкую моторику ребёнка.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

    Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

    Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

     Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

    Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений

    Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

    Проект «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»

    Проек в группе компенсирующей направленности с нарушением речи" Развитие мелкой моторики руки посредством разных видов деятельности."...

    План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

    laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...