Развитие мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа) на тему

Демби Ольга Валентиновна

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов

Тема: Развитие  мелкой  моторики  руки   детей младшего  дошкольного  возраста.

подготовила воспитатель Демби О.В.

 «Движение  руки  всегда  тесно связаны  с  речью  и  способствуют  ее  развитию»

 В. М. Бехтерев

Хироманты зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке считают признаком слабоумия, либо полного истощения жизненной энергии. «Потому-то, - говорят они, - у  младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того, как ребенок взрослеет и набирается ума, кулачек раскрывается». Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой  поверхности: к собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для этого славянские волхвы и придумали  игру в «ладушки». Почему игра называется «ладушки»? Потому что она налаживает работу детского организма. Происхождение слова «ладонь»- центр наладки.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Ученые относят речь к высшим уровням организации движений, доказывая, что треть всей площади проекции двигательной зоны коры головного мозга занята проекцией кисти руки, которая расположена в непосредственном соседстве с речевой зоной. Именно близкое расположение этих двух центров позволило специалистам утверждать, что речь ребенка зависит от мелкой моторики руки, и рассматривать кисть руки как «орган  речи», который имеет такое же значение, как и артикуляционный аппарат. Двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывают большое влияние на развитие всего организма и, прежде всего, головного мозга и центральной нервной системы.

Следовательно, мелкая моторика  взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.

Пальчиковые игры имеют несколько отличительных особенностей:

1. Универсальность, т.е. в них можно играть в любое время и в любом месте.

2. Кратковременность, т.е. каждая игра длится не более 5 мин.

3. Телесный контакт во время парных или групповых игр - очень активный, но безопасный.

4. В процессе их проведения часто используется невербальное общение, язык жестов.

5. У каждой игры есть множество вариантов, правила изменяются и она постепенно усложняется.

Этапы разучивания пальчиковых игр

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкам ребёнка.

З. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

 — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

 — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

 — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Возможные варианты игр по пальчиковой гимнастике:


Листочки
Ты весною видел чудо?
Как из маленький из почки
Появляются листочки.
Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова "появляются", резко разжать их растопырив пальчики. 

Апельсин

Мы делили апельсин
(
левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(
правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(
встряхиваем обе кисти)

  Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (
ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (
ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (
ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (
одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (
сцепили ручки)

 Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (
пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (
потянули)
Покрутили, (
вращаем руки)
Постучали (
стучим основанием ладоней)
И – открыли!
(руки разжимаются)

Кулачок
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираем все опять.
 
Согнуть пальцы в кулачок, затем на словах "Кулачки мы разгибаем", быстро раскрыть ладошки, а на словах "Раз, два, три, четыре, пять " по очереди сгибать их, начиная с большого пальца.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(
хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (
идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (
грозим пальчиком)
Лапками гребите (
загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (
клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(
показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(
показываем как черпаем воду и пьём).

Встреча

На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики.
Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди  прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т.д. 


Замок

Сцепим пальчики в замок,
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
 Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.

Белка

"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

 Перечень используемой литературы:

  • Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  • Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  • Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...