ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речевой двигательный анализатор. Наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на развитие коры го-ловного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Младший дошкольный возраст – это базовый период активного изучения детьми окружающего мира. Именно в этот период закладывается естественный фундамент для развития ребенка. Восприятие, как доминирующая психическая функция, играет на этом этапе решающую роль. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, каран-даш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой и тд. Таким образом возможности познания мира этими детьми оказываются ограничены. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополу-чие ребенка, на его самооценку. Кружковая работа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчиво-сти; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, диф-ференцированных движений пальцев рук. Особенностью работы по развитию мелкой моторики является то, что она помогает каждому ребёнку развить уме-ния и навыки, необходимые для последующего успешного обучения в школе. Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Задачи:  формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза;  формировать гибкость рук, ритмичность развития осязательного восприятия;  формировать практические умения и навыки;  развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;  развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения; совер-шенствование движений рук;  развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логи-ческое мышление;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovoy_raboty_razvitie.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

«Дружные пальчики»

во второй младшей группе № 1

Разработала:

Воспитатель Башмакова М.А.

г. Воронеж

2022 г

Актуальность

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речевой двигательный анализатор.

 Наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Младший дошкольный возраст – это базовый период активного изучения детьми окружающего мира. Именно в этот период закладывается естественный фундамент для развития ребенка. Восприятие, как доминирующая психическая функция, играет на этом этапе решающую роль.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой и тд.

Таким образом возможности познания мира этими детьми оказываются ограничены. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Кружковая работа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук. Особенностью работы по развитию мелкой моторики является то, что она помогает каждому ребёнку развить умения и навыки, необходимые для последующего успешного обучения в школе.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза;
  • формировать гибкость рук, ритмичность развития осязательного восприятия;
  • формировать практические умения и навыки;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; 
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения; совершенствование движений рук; 
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление;
  • воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать внимательность к выполнению заданий; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); 
  • воспитывать художественный вкус у детей младшего дошкольного возраста.

Формы и методы:

•        Словесный метод (объяснение, устное изложение, диалог, рассказ, пояснение).

•        Метод игры (дидактические игры и упражнения).

•        Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

•        Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, схем).

Ожидаемые результаты:

  • уверенно, самостоятельно и точно выполняют задания, действуя в общем темпе;
  • быстро реагируют на сигнал, действуют в соответствии с указаниями, переключаются с одного движения на другое, с удовольствием выполняют игровые упражнения;
  • полностью воспроизводят кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем; движения скоординированы;
  • у детей сформировано: внимание, зрительная память, самоконтроль.
  • дети легко манипулируют мелкими предметами, а также владеют приемами работы с пластилином, цветной бумагой, красками, проявляя самостоятельность и в процессе творческой деятельности.
  • используют речь как средство общения, соотносят слова с движениями, повторяют слова и фразы.

Перспективный план кружка «Веселые пальчики»

Месяц

Неделя

Тема

занятия

Форма

Задачи

Наглядный материал

Методическое

обеспечение

Сентябрь

  1.    

Мониторинг

Определение цели, задач кружковой работы по выбранной теме. Изучение методической литературы по данной теме. Подбор необходимой методической литературы. Создание необходимой предметно- развивающей среды.

Октябрь

1

«Что растет на нашей грядке»

Игра «Огород»

Пальчикова потешка «Засолка капусты»

Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Формировать мелкую моторику рук

Для детей: счетные палочки по пять штук на каждого ребенка, тарелочка.

И.В. Рогожкина стр. 6

С.Е. Большакова стр.47

2

Продолжение. «Что растет на грядке»

Игра «Собираем кабачки»

Рисование ватной палочкой «Вот такие кабачки»

Развивать силу, соотносящие движения рук; тренировать в сжимании и разжимании прищепок.

Формировать умение рисовать ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные умения, зрительное восприятие, моторику рук.

Цветные шаблоны «ведро», прищепки зеленого цвета по пять-шесть штук на каждого ребенка, муляж кабачка.

Ватные палочки, гуашь зеленого цвета, емкость с водой, лист с бумаги с нанесенным на нее контуром кабачка.

И.В. Рогожкина стр. 8, стр. 9

3

«Яблоко»

Игра «Наберем яблоки»

Игра «Угощение»

Развивать хватательные движения рук.

Развивать соотносящие движения рук

Для детей: пластиковые  коробочки «Киндер-сюрприз», крупные детали мозаики красного цвета на каждого ребенка (пять-шесть штук)

Бельевая прищепка на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 10, 11

4

Продолжение «Яблоко»

Игра «Две корзинки»

Лепка «Пирог с яблоками»

развивать соотносящие, точные движения пальцев рук;

формировать умение выделять свойства предметов, прежде всего цвет.

Развивать умение скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их.

Детали мозаики (по 10 деталей на каждого ребенка), две ёмкости разных цветов (красная и зеленая)

Пластилин, картинка с изображением пирога

И.В. Рогожкина стр. 12

Ноябрь

1

«Мухомор»

П/гимнастика «По грибы»

Игра «Красавец-мухомор»

Аппликация «Мухомор»

Развивать движения пальцев и кистей рук

Развивать ловкость движений пальце рук.

Развивать мелкие движения пальцев рук; пробуждать интерес к аппликации.

Игрушка мухомор, корзинка.

Металлические кольца от шариков «Су-джок»

Горошки, выполненные из гофрированной бумаги белого цвета, шаблоны «Мухомор» на каждого ребенка, клей

И.В. Рогожкина стр. 12, 13, 14

2

«Колючий ёжик»

Игра «Колючки»

Пальчикова игра «Ёжик»

Игра «Накорми ежика»

Развивать ловкость и силу рук; формировать умение выделять разные свойства предметов.

Развивать подвижность пальцев рук, умение двигаться в соответствии со словами.

Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Бигуди-липучки двух разных диаметров на каждого ребенка

Пуговицы, небольшие контейнеры с крышкой, на которой сделана прорезь

И.В. Рогожкина стр. 15, 17

3

 «Лесная белочка»

Пальчикова игра «Бельчата»

Игра со щетками «Беличий хвост»

Игра «Кладовая»

Развивать движения кистей рук, умение подражать движениям взрослого.

Развивать силу рук, обогащать тактильные ощущения.

Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Игрушка белки

Небольшие зубные щетки на каждого ребенка

Тарелочка с бусами среднего размера на каждого ребенка, веревочка для бус.

И.В. Рогожкина стр. 18, 19, 20

4

«Косолапый мишка»

Пальчиковая игра «Шёл мишутка»

Игра «Мишка на дереве»

Лепка «Баранки для мишки»

Развивать зрительную координацию.

Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным)

Развивать умение скатывать жгутики из пластилина, сворачивать их колечком; развивать умение располагать предмет на шаблоне.

Изображение извилистой дорожки на каждого ребенка

Карандаш с ребристой поверхностью на каждого ребенка

Пластилин коричневого цвета, лист картона с изображением корзинки на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 22, 23, 24

Декабрь

1

«Забавный щенок»

Игра «Найди игрушки»

Игра «Вкусное угощение»

Игра «Собери изображение щенка»

Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Развивать хватательные движения рук

Развивать конструктивные способности; формировать умение выделять свойства предметов прежде всего фигуру.

Подносы с песком на каждого ребенка, мелкие игрушки

Небольшой контейнер с песком, пять крышек от фломастера или счетных палочек на каждого ребенка.

Схематическое изображение щенка, геометрические фигуры или счетный материал

И.В. Рогожкина стр. 28, 30

2

 «Котенок»

Пальчикова игра «Царапки»

Игра «Охота на мышей»

Игра «Собери изображение котенка»

Развивать движения кистей рук, умение подражать движениям взрослого.

Развивать соотносящие движения рук.

Развивать конструктивные способности; формировать умение выделять свойства предметов, прежде всего форму.

Игрушка котенок

Бельевая прищепка на каждого ребенка

Схематическое изображение кота, геометрические фигуры или счетный материал

И.В. Рогожкина стр. 35, 36, 37

3

 «Хитрая лиса»

Игра «Лисичка на прогулке»

Игра «Ловим рыбку»

Рисование кистью «Лисья нора»

Развивать хватательные движения рук.

Развивать движения кистей и пальцев рук; формировать умение выделять свойства предметов.

Формировать умение рисовать кистью; развивать изобразительные умения, зрительное восприятие, моторику рук.

Игрушка лиса, пять счетных палочек на каждого ребенка

Карандаш с узкой ленточкой длиной 1 м, на конце которой закреплены игрушки, игрушечные рыбки разных цветов.

Кисти, белая гуашь, листы цветной бумаги.

И.В. Рогожкина стр. 39, 41, 42

4

«Украсим елочку»

Игра «Вырасти елочку»

Игра «Развесь игрушки на елке»

Рисование штампом «Новогодние огни»

Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным); развивать зрительную координацию.

Развивать точные движения пальцев рук; формировать умение выделять разные свойства предметов.

Формировать умение ставить штампы; развивать изобразительные умения, зрительное восприятие, моторику рук.

Шесть счетных палочек на каждого ребенка; схематичное изображение елочки.

Елка, выполненная из фетра; самодельные игрушки из ткани в виде геометрических фигур с кнопками или липучками.

Деревянный штамп с мягкой губкой, гуашь красного цвета, лист бумаги с нарисованным контуром елки.

И.В. Рогожкина стр.43, 45

5

 «Снеговик»

Игра «Снежки»

 Игра «Поставь заплатку»

Игра «Собери метелку»

Развивать тактильные ощущения пальцев и кистей рук.

Развивать зрительную координацию.

Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным); развивать зрительную координацию.

Воздушные шары, наполненные кукурузной мукой (любой крупой)

Картонный шаблон «Ведро» с белыми кружками-прорехами», шесть-восемь пуговиц.

Схематическое изображение метелки, пять счетных палочек на каждого ребенка.

И.В. Рогожкина стр. 46, 48

Январь

1

«Маленькая птичка»

Пальчиковая игра «Птички»

Игра «Собери фигурку птицы»

Лепка «Угощение для птиц»

Развивать движения кистей рук, умение подражать движениям взрослого.

Развивать конструкторские способности; формировать умение выделять свойства предметов.

Развивать умение скатывать маленькие шарики из пластилина, прижимать их пальцами сверху.

Схематичное изображение птицы, геометрические фигуры или счетный материал.

Пластилин оранжевого цвета, лист бумаги с изображением веточки рябины.

И.В. Рогожкина стр. 50, 51, 52

2

«Встречаем гостей»

Игра «Раскатываем тесто»

Игра «Свечки для торта»

Аппликация «Укрась торт»

Развивать ловкость и силу рук, развивать умение подражать действиям взрослого.

Развивать движения кистей и пальцев рук.

Развивать мелкие движения пальцев рук; развивать интерес к аппликации.

Бигуди-липучки двух разных диаметров на каждого ребенка.

Карандаш с ребристой поверхностью на каждого ребенка

Цветные горошины из гофрированной бумаги разного цвета, лист бумаги с изображением торта (на каждого ребенка), клей.

И.В. Рогожкина стр. 53, 55

3

«Мой дом»

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Игра «Построим забор»

Игра «Выложи дорожку к дому»

Развивать движения пальцев и кистей рук; развивать умение подражать движениям взрослого.

Развивать соотносящие движения рук.

Развивать зрительную координацию, моторику рук; формировать умение выделять разные свойства предметов.

Цветная ленточка длиной 10 см на каждого ребенка, счетные палочки.

Шесть-восемь пуговиц на каждого ребенка.

С.Е. Большакова стр. 48

И.В. Рогожкина стр. 58

Февраль

1

«Заводная машинка»

Пальчиковая игра «Заведу машинку»

Игра «Едим на машине»

Игра «Строим гараж»

Развивать движения кистей рук, формировать умение подражать движениям взрослого.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать умение подражать действиям взрослого.

Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным); развивать зрительную координацию.

Массажный мячик на каждого ребенка

Схематическое изображение гаража, пять счетных палочек на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 60, 61, 62

2

«Веселый поезд»

Пальчиковая игра «Кто едет на поезде»

Игра «Собери поезд»

Аппликация «Окошки»

Развивать движения пальцев и кистей рук.

Развивать конструкторские способности, знакомить с геометрическими фигурами.

Развивать мелкие движения пальцев рук; пробуждать интерес к аппликации

Схематическое изображение поезда, геометрические фигуры, изготовленные из плотного картона.

Два квадрата из цветной бумаги, клей, лист бумаги с изображением вагончика без окон на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 93, 92, 94

3

«Любимая игрушка»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Считаем игрушки»

Игра «Мячик на ладошке»

Развивать тактильные ощущения

Развивать ловкость движений пальцев рук.

Развивать ловкость движения пальцев и кистей рук

Мешочек с мелкими игрушкам (мячик, погремушка, пирамидка, домик, кукла, шарик)

Металлические кольца от шариков «Су-джок»

Маленькие массажные мячики

И.В. Рогожкина стр. 63,

4

«Подводный мир»

Игра «Зубастая акула»

Игра с бигуди «Медузы»

Рисование сухой кистью «Рыба-ёж»

Развивать соотносящие движения рук.

Развивать ловкость и силу рук

Развивать изобразительные умения, зрительную координацию, моторику рук

Три-четыре бельевых прищепки на каждого ребенка

Бигуди-липучки на каждого ребенка

Листы бумаги с нарисованным контуром рыбы-ежа, мягкая кисть, гуашь.

И.В. Рогожкина стр. 72, 74

Март

1

«Золотая рыбка»

Игра «Покорми рыбку»

Игра «Отыщи плавник для рыбки»

Игра «Рыбалка»

Развивать точность движений рук

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев, навык манипулирования с прищепками.

Развивать зрительную координацию, моторику рук.

Небольшие контейнеры, десять-пятнадцать фасолин, тарелка и ложка на каждого ребенка.

Цветные шаблоны «Рыбы» разного цвета, бельевые прищепки тех же цветов, что и шаблоны.

Дидактическое пособие «Рыбалка»

И.В. Рогожкина стр. 70, 71

2

«Зоопарк»

Игра «Найди игрушку»

Игра «Посчитай обитателей зоопарка»

Лепка «Пятнистый жираф»

Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Развитие хватательных движений рук.

Развивать умение скатывать маленькие шарики из пластилина, сплющивать их.

Подносы с крупой на каждого ребенка, мелкие игрушки из серии «Животные» или фишки с соответствующими картинками.

Счетные палочки на каждого ребенка, тарелка.

Пластилин коричневого цвета, лист бумаги с изображением жирафа

И.В. Рогожкина стр. 86, 88,

3

«Солнышко»

Игра «Мячики-солнышки»

Упражнение «Солнышко»

Аппликация «Подсолнух»

Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Развивать ловкость движений пальцев рук.

Большие массажные мячики желтого цвета

Счетные палочки по 15 штук на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 75

Е.Н. Бычкова стр.11

4

«Серая мышка»

Пальчиковая игра «Мышки»

Упражнение «Мышки»

Игра «Мышиная семья»

Развивать движения кистей рук, умение подражать движениям взрослого.

Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами

Развивать силу рук, тактильные ощущения.

Два блюдца, горох на каждого ребенка.

Небольшие щетки на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 67

 68

Е.Н. Бычкова стр. 6

5

«Заинька»

Пальчиковая игра «Посчитаем»

Игра «Где мой дом?»

Игра «Угощение для зайца»

Развивать движения пальцев и кистей рук.

Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами, зрительную координацию.

Развивать силу, соотносящие движения рук; тренировать в насаживании прищепок.

Схематическое изображение куста, пять счетных палочек на каждого ребенка.

Цветные шаблоны из картона «Ведро», пять-шесть прищепок красного цвета.

И.В. Рогожкина стр. 89, 90, 91

Апрель

1

«Круг»

Игра «Что в мешочке?»

Игра «Радуга из цветных резинок»

Аппликация «Блины»

Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Развивать зрительную координацию, точные движения пальцев рук.

Развивать мелкие движения пальцев рук, пробуждать интерес к аппликации.

Круги основных цветов спектра на каждого ребенка, мешочки.

Пять восемь цветных резинок для волос (основные цвета спектра) на каждого ребенка, тарелочка.

Два желтых круга на каждого ребенка; круг вырезанный из плотной цветной бумаги, клей.

И.В. Рогожкина стр. 94, 95, 96

2

«Треугольник»

Игра «Что в мешочке?»

Игра «Треугольник из счетных палочек»

Аппликация «Крыша дома»

Уточнять понятие «Треугольник»; снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Развивать мелкие движения пальцев рук; пробуждать интерес к аппликации.

Пять больших и маленьких треугольников на каждого ребенка.

Три счетные палочки на каждого ребенка, контур треугольника.

Треугольники из цветной бумаги, лист бумаги с изображением дома без крыши на каждого ребенка, клей.

И.В. Рогожкина стр. 97, 99

3

«Такие разные фигуры»

Игра «Найди предмет»

Игра «Собери фигуру»

Аппликация «Коврик для мамы»

Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Развивать зрительное восприятие; уточнять представление о геометрических фигурах.

Развивать мелкие движения пальцев рук; пробуждать интерес с аппликации.

Поддоны с песком на каждого ребенка, геометрические фигуры.

Геометрические фигуры основных цветов спектра, разрезанные надвое.

Геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, плотный лист бумаги.

И.В. Рогожкина стр. 99, 101

4

«Божья коровка»

Игра «Божья коровка»

Игра «домик божьей коровка»

Игра «Точки на божьей коровке»

Развивать движения кистей рук.

Развивать силу хватательных и соотносящих движений рук.

Развивать зрительную координацию рук.

Игрушка «Божья коровка»

Пластиковая коробочка «Киндер-сюрприз» и крупная бусина на каждого ребенка.

Шаблон из картона «Божья коровка» с нарисованными черточками-прорехами, шесть-восемь пуговиц.

И.В. Рогожкина стр. 78, 79, 80

Май

1

«Гусеничка»

Игра «Нарядим гусеницу»

Игра «Туфли для прогулки»

Игра «Накорми подружку»

Развивать ловкость рук.

Развивать соотносящие движения рук.

Развивать точные движения пальцев рук.

Длинные мягкие бигуди, цветные резинки.

Три-четыре бельевые прищепки на каждого ребенка.

Шнурок, дидактическое пособие или картонный шаблон «Груша»

И.В. Рогожкина стр. 81. 82

2

«Зеленый лягушонок»

Пальчиковая игра «Лягушата на зарядке»

Игра «Накорми лягушонка»

Игра «Длинноногая цапля»

Развивать движения пальцев и кистей рук, умение подражать движениям взрослого.

Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук.

Пуговицы, небольшие контейнеры с прорезью на крышке.

Бельевые прищепки на каждого ребенка

И.В. Рогожкина стр. 83. 84

3-4

Мониторинг

Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики (Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера)

Задания для детей 3 - 4 лет

1.  Пальчик с носиком здороваются. После   предварительного показа   задания   ребенку  предлагается  закрыть  глаза   и коснуться  указательным  пальцем  правой  руки:  а) кончика  носа;  б) мочки  левого  уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

         Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

 

2.  Уложи монеты в коробку. На стол  ставится картонная коробка размером  10x10 см,  перед которой на расстоянии  5 см  раскладываются  в  беспорядке  20 монет  (жетонов,  пуговиц)  диаметром  2 см. По сигналу взрослого ребенок  должен  уложить как можно быстрее  все  монеты (нужно брать их по одной)  в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

 

3.  Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый   предлагает   ребенку   протянуть:   а)  левую  руку  для   приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

  

5. «Колечко». Сложить в  колечко  по очереди большой  палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод.  Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений ( нормальная, некоординированные  движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики». Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод.   Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженость, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

        Оценка состояния всех параметров исследования определяется по уровням и баллам:

        0 баллов – ребенок не выполнил задание;

        1 балл – при выполнении задания испытывает значительные трудности;

        2 балла – ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

        3 балла – четкое выполнение задания.

У р о в н и:

- ниже нижнего: от 0 до 0,9;

- низкий: от 1 до 1.9;

- средний: от 2 до 2,5;

- высокий: от 2,6 до 3.

Используемая литература

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфреа, 2021. – 64 с.
  2. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с.
  3. Разина Т.В. Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей / авт.-сост. Т.В. Разина. – Волгоград : Учитель. – 35 с.
  4. Рогожкина И.В. Игры на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста / И.В. Рогожкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"...

План кружковой работы по развитию мелкой моторики «Чудо-пальчики» для детей 1-ой младшей группы «Теремок»

Кружок «Чудо-пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимн...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук и графических навыков дошкольников "Фитнес для пальчиков"

В подготовительной группе по кружковой работе свою работу построила по форме комплексно - разминочных, развивающих упражнений, включая элементы развития графических навыков.Возраст старших дошкольнико...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики « Пальчик, ручка, язычок»

Кружковая работапо развитию мелкой моторики«Пальчик, ручка, язычок»...

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...