Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osn_metody_razv_rechi.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил  СССР п.г.т. Стройкерамика

структурное подразделение  «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка:

«Основные формы и методы речевого развития 

дошкольников среднего возраста»

        Составила  воспитатель

                                                                                                        Сеземина Н.Н.

2018 – 2019 учебный год

п.г.т.Стройкерамика

Основные формы и методы речевого развития 

дошкольников среднего возраста.

Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности для общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать, воздействовать на себя и другого человека. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), и ее функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Целью работы педагогов ЖДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает , что речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающим миром.

  Для достижения ребенком коммуникативной компетентности  педагог помогает ее становлению  посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Основной формой по развитию речи  детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня , чаще всего утром, вечером или во время прогулки.

Другая форма работы – проектная деятельность. Здесь прослеживается  интеграция всех образовательных областей. Но основой этого метода – речевое развитие ребенка. В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

И, конечно, главной формой речевого развития является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом  и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальные средства для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Все это стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воспитывает быстроту реакции.

Именно пальчиковые игры в процессе развития речи ребенка неоценимы.  Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие  находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает,  то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием  кинестических импульсов от  рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры – основополагающий вид игры, так как они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе  и речевые.

Педагогами активно используется  интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, с аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций –внимания, восприятия мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств.

Способы развития речи традиционно делятся на три группы:

-- словесные, они широко применяются на практике. К ним относят: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос.

-- наглядные приемы – показ иллюстративного материала , показ положения органов артикуляции  при обучении правильному звукопроизношению.

-- игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место в речевом развитии ребенка.

Основные направления работы по развитию речи детей.

  1. Развитие  и обогащение словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи  и произношения.
  3. Формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
  4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная), монологическая (высказывание).
  5. Формирование элементарного осознания: явления языка и речи, различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
  6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Воспитатель: Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" на педагогическом совете....

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

В презентации  проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" обобщен опыт работы по данной теме...

Особенности современных форм и методов речевого развития дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогическом совете «Применение современных и традиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при реализации направления «Речевое...

Методическая разработка "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования ...

Речевое развитие дошкольников среднего возраста в режимных моментах.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю развитию речи воспитанников. Целью работы по этому направл...