Речевое развитие дошкольников среднего возраста в режимных моментах.
консультация по развитию речи (средняя группа)

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю развитию речи воспитанников. Целью работы по этому направлению является формирование у детей навыков овладения речью, как средством общения и культуры, становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников среднего возраста

в режимных моментах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю развитию речи воспитанников. Целью работы по этому направлению является формирование у детей навыков овладения речью, как средством общения и культуры, становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:

  • Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми;
  • Формировать навыки связной, диалогической, монологической речи;
  • Развивать речевое творчество;
  • Способствовать расширению кругозора;
  • Воспитывать интерес к художественному слову.

Поставленные задачи решаю не только в организованной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.

В часы утреннего приема, во вторую половину дня, на прогулке создаю условия для стимулирования потребности ребенка в общении со сверстниками. Для этого предлагаю выполнить поручение двум – трем детям («Полить растения на огороде», «Переложить конструктор в новый контейнер», «Собрать листья для осеннего букета»; «Навести порядок в игровом уголке»), это способствует развитию коммуникативных умений в процессе работы.

Организую, коллективные обсуждения событий из жизни детей («Как украсим нашу елку в группе к новогоднему празднику?», «Чем понравилась прочитанная сказка?», «Что увидели по дороге в детский сад?» и др.).

Особое значение для развития общения в среднем возрасте имеет организация поисковой деятельности. Для этого создаю проблемные образовательные ситуации, которые требуют размышления и рассуждения («Как перевести груз?», «Почему птицы улетают в теплые края?» и др.).

Организую индивидуальные беседы на различные темы: «Времена года», «С кем ты пришел или приехал в детский сад», «Моя семья», «Транспорт», «Как я маме помогаю»,  разговариваю с ребенком о его настроении, о любимой игрушке и др. или поддерживаю беседу, предложенную самим ребёнком. Стараюсь организовать диалог в непринужденной, ненавязчивой форме. Основываюсь на вопросах к детям с учетом имеющихся речевых навыков, а также индивидуальных особенностей,  четко формулирую вопросы, выдерживаю паузы между своими вопросами и ответом ребенка.

Для формирования у детей умений составлять описательный рассказ, организую игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов («Отгадай игрушку», «Что у тебя, а что у меня?», «Отгадай, что задумали»).

Для развития объяснительной речи использую игровые проблемные ситуации, элементарное экспериментирование, загадывание загадок. В процессе режимных моментов обращаю внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют. Например, перед мытьем рук загадываю загадки о гигиенических принадлежностях. Затем вместе с детьми провожу обследовательские действия, в процессе которых ребята узнают значение слов «мылится», «пенится», «мыльная пена», «скользкое», «гладкое», «душистое». Придумываем сравнение «мыло выпрыгнуло как мячик», «ускакало как лягушка».

Во время дежурства по столовой обращаю внимание детей к посуде, которую расставляют на стол дежурные. Прошу рассмотреть и назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Беседу с детьми продолжаю, когда они сядут за столы, уточняю название блюда, из чего оно приготовлено.

Поведение ребенка в игре, его активность - показатель уровня речевого развития. Игра развивает язык, а язык организует игру. В нашей группе есть дети, которые имеют скудный словарный запас. Для этих детей подбираю такие варианты дидактических игр и упражнений, в которых они смогли бы обогатить свой словарь, пополнить знания об окружающем для дальнейшего отражения в играх: « Цвет и форма», «Найди по тени», «Назови одним словом», «Назови предметы», «За покупками в магазин», «Веселый огород», «Собери семью», «Что на что похоже».

При организации сюжетно-ролевых игр создаю условия необходимые для повышения речевой активности с учетом возможностей дошкольников. Обращаю внимание на то, чтобы дети не повторяли за своими сверстниками, а старались   придумывать   свои   варианты   ответов.   Так   участвуя   в   игре, направляю действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждаю к высказываниям. Например, в игре «Больница».  Обращаю внимание детей, что кукла Катя грустная и у нее горячий лоб. Кажется,  кукла заболела. Надо срочно что-то делать.

- Если кто-то заболел, взрослые или дети, мы куда обращаемся?  (В больницу).

- Как помочь Кате?   (показать врачу).

- А кто знает,  как называется врач, который лечит детей?   (врач-педиатр).
- Как врач лечит? (осматривает больного, слушает,  измеряет температуру,  смотрит горло, выписывает лекарство и пр.).
-  Каким должен быть врач? (Внимательным, заботливым).

   - Что нужно доктору для работы? Дети выбирают из предложенных предметов,  нужные врачу, рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет.

Всех внимательно выслушиваю.

Таким образом, в результате проведенной работы значительно расширяется словарь дошкольников, игровые действия сопровождаются речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

Работа над правильным построением предложений проводится не только в организованной образовательной деятельности, но и продолжается в самостоятельной игровой деятельности. При этом соблюдаю принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Например, вначале вместе с детьми намечаем содержание и ход игры «Автобус». Дети строят из стульчиков автобус, прошу у ребят разрешения взять на себя роль водителя, а дети, исполняют  роль,  пассажиров. Водитель объявляет остановки, например: остановка  «Овощной магазин». Воспитанник, который правильно рассказывает, что можно купить в этом магазине, выходит на этой остановке. Поиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно.

Регулярно организую по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам. В вечернее время побуждаю детей к рассказыванию сказок по их выбору. Это привлекает внимание детей, и то, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр-драматизаций откладывается в памяти, запоминается без напряжения.

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметными и обобщающими понятиями одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к взрослым. На прогулке после нескольких наблюдений предлагаю составить рассказ об объекте наблюдения. Так, например, весной наблюдали за цветами на клумбе, рисовали их, читали стихи и сказки о них. После этого предлагаю   детям   составить  описательный рассказ о   красивом   Нарциссе. Такие рассказы дошкольники могут составлять, о чем угодно: солнышке, насекомых, деревьях.

Для развития связной речи регулярно разговариваю с детьми, побуждаю их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками, которых они видят в детском саду. Например, выйдя на прогулку, дети обратили внимание на инструменты, которыми работает дворник. Стали интересоваться, что это такое. Мы стали беседовать о том, что на территории детского сада всегда чисто, благодаря работе дворника. Мы встретили дворников – Ольгу Николаевну и Людмилу Анатольевну.  Дети обступили работников и стали задавать вопросы. Что они делают? Для чего это делают? Что будут ещё делать? Ольга Николаевна и Людмила Анатольевна ответили на все вопросы и рассказали о своей работе. Иногда останавливаю рассказ взрослого на интересном месте, с целью развития умения дошкольников самостоятельно поразмышлять и придумать свое продолжение.

Для подготовки детей к звуковому анализу слова использую приемы, когда звуки речи сравниваются с природными или бытовыми звуками и называются песенками «Песенка ветра», «Веселые песенка» (пропевание гласных звуков), «Песенка змеи», «Песенка жука», «Песенка самолета» и т.д.; использую игровые упражнения «Чья песенка?», «Что звучит?». Такая работа создает благоприятный   эмоциональный   фон, способствует   развитию   умения слушать и понимать содержание, формировать навык правильного звукопроизношения и   вырабатывать хорошую дикцию.

Для детей, у которых не выработалось четкое звукопроизношение, организую индивидуальную работу в течение дня, используя чтение  стихов, потешек, песенок с использованием игр с пальчиками, кистями рук. Одному ребенку предлагаю рассказать потешку немного громче обычного, другому   вполголоса, третьему - с обычной громкостью, и наконец, шепотом, как бы по секрету. Например,: Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик-папочка, этот пальчик-мамочка, этот пальчик-я, вот и вся моя семья.

Во время чтения сказок выделяю, оттеняю наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Для того, чтобы они стали достоянием детской   речи, предоставляю детям возможность произнести, проговорить их. Например: начинаю фразу, а дети заканчивают: «Кот   лапкой   слезы   утирает, а   петушок...?   («Крылышком подбирает»). Такое чтение учит детей слушать сказку, рассказ и следить не только за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям.

При заучивании стихотворений детьми использую универсальную опорную таблицу с картинками. Выразительность чтения отрабатываю в свободной игровой деятельности. Формирование у дошкольников представления о художественной литературе способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными, более внимательно относиться к своей речи, к речи других.

Правильно организованная  предметно-развивающая среда  с целью развития речевых способностей,   позволяет создать у детей эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в речевом общении. В процессе игры дошкольники легко и непринужденно развивают  и совершенствуют свои коммуникативные навыки. Для  развития речевых умений воспитанников в группе оборудовано несколько центров – речевой, книжный, центр  театрализованной деятельности.

Центр речевого развития оборудован и наполнен в соответствии с возрастом детей.

Наглядные материалы, пособия, иллюстрации: «Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Расскажи про детский сад» т. д.

Материалы для развития мелкой моторики: сухой бассейн, шнуровки, мозаики различной величины,  различные массажеры для рук, графомоторные упражнения, штриховки.

Предметы для развития дыхания:  трубочки,  вертушки, теннисные мячики, ватные шарики,

Дидактические материалы: мягкие кубики с изображением сказок,  лэпбук «Хочу все знать».  Наполняемость лэпбука меняется в соответствии с  темой проекта. Дидактические игры: «Большой – маленький», «Найди по тени», «Кто что ест», «Большой - маленький», «Цвет и форма», «Составь рассказ» и др.

Центр речевого развития  предполагает проведение организованной образовательной деятельности с подгруппой детей, индивидуальной работы, самостоятельной деятельности детей. 

Центр книги расположен рядом с центром речевого развития. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

         Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в  группе оборудован центр театрализованной деятельности.

Здесь размещаются материалы:  маски животных, куклы на пальчики, куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо, различные настольные театры.

             Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом. 

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" на педагогическом совете....

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

В презентации  проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" обобщен опыт работы по данной теме...

Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников среднего возраста "Чудо-дерево" - викторина по сказкам Корнея Чуковского "

Цель: активизация словаря детейЗадачи: обогащать и способствовать активизации словарного запаса детей, закреплять начальные навыки деления слов на слоги, совершенствовать умение употреблять в речи пре...