Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах
консультация (младшая группа) на тему

Онищенко Ольга Евгеньевна

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и творческих способностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon речевое развитие99.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Теория об использовании русского фольклора для познавательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах.

  1. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста через знакомство с народным творчеством.
  2. Значение режима для физического развития и здоровья.
  3. Основные принципы построения работы по использованию малых фольклорных форм для познавательно-речевого развития детей раннего возраста.
  4. План работы по использованию  художественного слова  и малых фольклорных форм в режимных моментах.
  5. Достоинства фольклорных малых форм при решении задач познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

  1. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста через знакомство с народным творчеством.

 

           Как велик и необъятен мир для  маленького человечка, совсем недавно в него пришедшего! Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов… В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!  Роль взрослого – предоставление информации ребенку из разных областей культуры. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

                  По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

            Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

                  Приоритетной задачей развития ребенка в дошкольном возрасте является овладение речью на основе языковой культуры народа.  Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению,  в наше время  произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.  А ведь народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

             2. Значение режима для физического развития и здоровья.

   Большое значение для  познавательно-речевого развития детей  имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.   Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью.   Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.  В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях.

  1. Основные принципы построения работы по использованию малых фольклорных форм для познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

         Свою работу по использованию малых фольклорных форм для познавательно-речевого развития детей раннего возраста мы построили на следующих основных принципах:

  1. на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала, так как детский фольклор – часть народной  педагогики,  его  жанры  интуитивно основаны  на  учете  физических  и  психических  особенностей  детей  разного возраста.
  2. интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы, режимными моментами  и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой,  все виды игр (подвижные, словесные, дидактические), сенсорное развитие, конструирование);
  3. активного включения детей. Действенное  соучастие детей  привлекает  малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию.
  4. использования развивающего потенциала малых форм фольклора  на конкретных предметах из  музея русского быта   нашего  ДОУ, что  позволяет ввести  детей в особый самобытный мир путем  действенного познания.  Неоценимую помощь в раскрывании смысла устаревших слов и ушедших из нашей повседневной жизни предметов, оказывают экспонаты музея.    Современному ребёнку непросто объяснить слова: лапти, коромысло, плетень, печь, горшок, которые часто встречаются в потешках, а настоящие предметы утвари русского быта  позволяют это сделать ярко и наглядно.
  5. особым требованиям к интонационной выразительности  речи воспитателя - при исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

 

                Говоря об использовании фольклорных произведений в повседневной жизни ребёнка, нельзя не сказать о рифме. Как раз в раннем возрасте происходит приобщение ребёнка к художественной литературе, прежде всего к поэзии. Стихи для детей – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей. В рифмованном тексте слово выполняет роль ритмической организации движений. Ребята сопровождают рифмованный текст соответствующими движениями, стараясь творчески воспроизвести услышанную ситуацию в действии (ходьба, бег, лазание, прыжки, повороты, наклоны, поскоки и т. д.) и упражнения приобретают форму игры, в которой происходит активный процесс самовыражения. Такой приём удовлетворяет стремление детей к выдумке, творчеству, развивает у них любознательность, воображение, ярче стимулирует двигательную активность.

          Выполняя упражнения, дети подражают движениям животных или знакомых предметов. В народных песенках много звукоподражаний дин-дон; ай-люли, ай-люли; баю-баю; ай, лады, лады, лады; ай, ду-ду-ду-ду -  которые вызывают у детей неизменный интерес. Начиная с потешек и народных песенок, воспитатели постепенно знакомят детей с художественным словом,  что отражено в приложении «Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста».

 

4. План работы по использованию  художественного слова  и малых фольклорных форм в режимных моментах.

  1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
  2. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности  и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
  3. Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
  4. Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
  5. Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
  6. Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях.

5. Достоинства фольклорных малых форм при решении задач познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

                           Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.
Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

             Достоинства фольклорных малых форм при решении задач познавательно-речевого развития детей раннего возраста:

  • В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
  • Формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление) происходит гармонично, и как бы играючи. Задолго до открытия учёными взаимосвязи пальцев руки и речи, наши предки придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки».
  • Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с детьми, в них можно вносить что-нибудь своё.
  • Их простота не имеет ничего общего с упрощённостью,  в них заложена мудрость, проявляющаяся в умении простыми средствами решать сложные задачи, ведь они представляют собой наследство вполне конкретной этнокультурной общности людей, и поэтому именно  потешки и песенки  передают ребенку в образной и доступной форме схему взаимоотношений и причинно-следственных связей в окружающем мире.  
  • Это первые игры ребёнка с пальчиками, ручками, ножками.  Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
  • Играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (однокоренные слова: котя, котенька, коток;  Таня, Танечка, Танюша).
  • Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
  • Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
  • Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям,  обогащает  среду, в которой растёт ребёнок, наполняет жизнь ребенка светом добра и ласки, закладывает предпосылки высоких человеческих начал. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка
  • Поведение детей раннего возраста эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Таким образом закладывается воспитание чувств человека, без которых не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков: дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
  • Обогащается сенсорный опыт ребёнка: размер «велика - маленька, высок терем», цвет «аленька, черноброва, золочёные, лазоревые».

             И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от  тех, кто их окружает, то есть от нас с вами, внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель": вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь. И тогда засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил…

 

 

 

 

 

Подбор «потешек» в режимных моментах

 для детей младшей группы.

Одевание на прогулку

Наша Маша маленька,

 На ней шубка аленька,

 Опушка бобровая,

 Маша чернобровая.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Собираемся гулять.

 Если хочешь прогуляться,

 Нужно быстро одеваться,

 Дверцу шкафа открывай,

 И одежду доставай.

 Собери носок в гармошку,

 И надень его на ножку.

 Ты другой носок возьми

 Точно так же натяни.

 А теперь скорей вставай

 И штанишки надевай.

 Посмотри, на улице

 Стало холодать.

 Пришло время кофточку

 Деткам надевать.

 Тушки-тутушки

 Где твои ушки?

 Ушки в шапке,

 Не достанут лапки

 Чтобы ушки не болели

 Быстро шапочку надели.

 А потом и куртку

 Для длительной прогулки.

Раз,два,три,четыре,пять

 Собираемся гулять.

 Завязала Настеньке

 Шарфик полосатенький.

 Наденем на ножки

 Валенки-сапожки.

 И пойдем скорей гулять,

 Прыгать, бегать и скакать.

 Наденем на ножки

 Валенки-сапожки.

 Хороши сапожки

 Не замерзнут ножки.

 Чтоб не мерзнуть

 Пять ребят

 В печке вязаной сидят.

Обед

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.


А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа.


На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна.

Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери.

Глубоко и мелко, 
Корабли в тарелке, 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди! 
Не видно на ложке 
Капустки, картошки. 
И нет на тарелке — гляди!

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам и вам и вам!
Спасибо тетям поварам!
Спасибо тем, кто варит нам 
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко 

Куклу? Кормили!
Зайку? Кормили!
Мишку? Кормили!
А Машу? Забыли! 

Ест собачка: ам-ам-ам
Я собачке каши дам
Ест собачка с плошки,
А дочурка с ложки 

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой
Ждет лошадка у ворот -
Открывай скорее рот (ложка)

Вот девочка Маша.
А вот каша.
Вкусная каша, ешь, Маша.
Ложку - за брата Антошку!
Ложку - за Лушку-подружку!
Ложку - за рыжую кошку,
ложку - за мышку-крошку,
ложку - за пса Тимошку,
ложку - за уточку-хромоножку!
За Машу - последнюю ложку!
Вот и вся каша. Молодец, Маша!

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку

Умывание


Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!


Теплою водою 
Руки чисто мою. 
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться ,
Грязь куда-то денется 


Теплая водичка 
Умоет Тане личико, 
Пальчики — Антошке, 
Сашеньке — ладошки.

Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки алели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

Я сегодня утром рано 
Умывался из-под крана. 
Я и сам теперь умею 
Вымыть личико и шею.

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно,

Кран, откройся! 
Нос,  умойся! 
Мойтесь сразу, 
Оба глаза! 
Мойтесь, уши, 
Мойся, шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, мойся, 
Обливайся! 
Грязь, смывайся! 
Грязь, смывайся!!!

Эх, водичка хороша, 
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!

Расчёсывание 

Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа.

Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки, 
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой? 
Тане делаем прическу. 

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся. 

Перед сном

Баю-баю, баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Детке спать велят

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки .
Сели гули на кровать ,
Стали гули ворковать ,
Стали гули ворковать .
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай ,
Спи тихонько отдыхай 

Тишина у пруда, 
Не качается вода. 
Не шумят камыши, 
Засыпают малыши.

Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже

 


 Горшок

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили, 
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!