Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Иванова Александра Николаевна

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.  Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Они  направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно  образовательной деятельности.

В  устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки  звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

           Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь.

Особую значимость фольклор представляет  в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

        Знакомство ребенка с малыми формами фольклора начинается с песенок- потешек. Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я в своей работе прибегаю  к потешкам.

Для того, чтобы сон ребенка был спокойным и глубоким, чтобы малыши быстрее засыпали, я  пою им колыбельные песни:  

***

Баю-баюшки-баю,
Глазкам песенку пою!
Расскажу и сказки –
Закрывайтесь, глазки!
Льется полдень голубой
Над полями, селами…
Отдохнете час-другой –
Станете веселыми!

***

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.

***

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.


***

Баю-баю-баиньки…
В огороде заиньки.
Зайки травоньку едят,
Деткам спатиньки велят.

***

Люли - люли - люленьки!
Люли - люли - люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте
На кровать,
Начинайте
Ворковать.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье...
Спи на здоровье!

При пробуждении детям также помогают потешки:

***

Потягушка, потянись,
Поскорей-скорей проснись
День настал давным-давно
И глядит в твое окно.

***

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Наших деток подними!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?

 Во время умывания используем следующие потешки:

***

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!

***

Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!

***

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Эй, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Дружно улыбаемся!

***

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои   ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Детки  умывается,
Солнцу улыбаются!

Во время приема пищи нам  помогают нам помогают следующие потешки:

***

Гречневая каша - матушка наша,

А  хлебец ржаной - отец наш родной.

***

Жили- были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать –

Начинай считать опять.

***

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

***

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

***

Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

 ***

Кашка из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Мишенька ел,
Кашу хвалил,
На всех разделил!

***

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут - поедим,
И воробышкам дадим.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.

        Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается  в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам.

Особое значение малые фольклорные формы имеют непосредственно в образовательной деятельности. На занятиях мы ставим обучающие задачи – чисто речевые или развивающие.  Например, использую потешку с звукоподражанием птиц:

***

Наши уточки с утра
«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Читать надо протяжно, каждое двустишье читается отдельно, между ними делаем паузу, чтобы добиться от детей отклика, потом потешку повторяем. При этом развивается подражательная способность ребенка, что  оказывает  положительное воздействие на нервную систему ребенка.  Песенки – потешки не только прекрасный речевой материал, но и у детей отрабатывается понимание текста, появляется навык, дети начинают выполнять действия по слову.

        В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. Уже в младшем дошкольном возрасте, слушая выразительные народные прибаутки и поговорки, дети сталкиваются с мотивами трудовой деятельности.

***

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

***

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Саше - два,
Маше - два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

***

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Детство -  начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Стихи и потешки для развития детей раннего возраста в режимных моментах

В картотеке собраны авторские стихи, а также стихи известных авторов: А.Барто, А.Рождественской, А.Ахундовой, И.Токмаковой, С.Капутикян, Н.Саконской, О.Кригер, Л.Юровой, стихи и потешки из картотеки Н...

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...