Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.
консультация (младшая группа) по теме

Соколова Наталия Александровна

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с окружающим вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.

Разработала

Воспитатель

Соколова Н.А.

Орел 2016г.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с окружающим вокруг.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали. ») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь куплю калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Умывая, малышей воспитатель приговаривает:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Деткам улыбаемся.

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

***

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Накупайте малыша,

Чтоб сияло личико!

Во время кормления:

Умницы, детки

Ешьте кашку сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

***

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

***

Живет мужик на краю

Он не беден, не богат-

У него много ребят

***

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят

Сердце бьется,

Душа радуется.

***

Травка- муравка

Сосна поднялась,

Птица- синица

За зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки - за молоко.

Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко- ведрышко

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

***

Дождик- дождик

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Радуга- дуга

Не давай дождя

Давай солнышка,

Колоколнышка!

***

Уж ты,

Зимушка – зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Белым снегом замело.

Все дороги на село

Все дороги, все пути-

Ни проехать, ни пройти

Можно более подробно остановиться на колыбельных песнях. Содержание песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей.

Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.

Баю- бай, баю- бай

Ты, собачка, не лай

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

***

Светел день - не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай

Наших деток не пугай!

***

Вот и люди спят.

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках

Зайки спят на травушке

Утки на муравушке

Детки все по люлечкам.

Спят – поспят,

Всему миру спать велят.

Во время одевания после сончаса:

Прилетели пташечки

Принесли рубашечки,

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговки пришили.

Причесывая, девочек воспитатель приговаривает:

Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

***

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша при падении:

При плаче:

Веселее всех игрушка

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

***

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Стихи и потешки для развития детей раннего возраста в режимных моментах

В картотеке собраны авторские стихи, а также стихи известных авторов: А.Барто, А.Рождественской, А.Ахундовой, И.Токмаковой, С.Капутикян, Н.Саконской, О.Кригер, Л.Юровой, стихи и потешки из картотеки Н...

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...