Использовании русского фольклора для познавательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах.
статья на тему

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Теория об использовании русского фольклора для познавательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах.

  1. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста через знакомство с народным творчеством.
  2. Значение режима для физического развития и здоровья.
  3. Основные принципы построения работы по использованию малых фольклорных форм для познавательно-речевого развития детей раннего возраста.
  4. План работы по использованию  художественного слова  и малых фольклорных форм в режимных моментах.
  5. Достоинства фольклорных малых форм при решении задач познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

  1. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста через знакомство с народным творчеством.

 

           Как велик и необъятен мир для  маленького человечка, совсем недавно в него пришедшего! Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов… В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!  Роль взрослого – предоставление информации ребенку из разных областей культуры. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

                  По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

            Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

                  Приоритетной задачей развития ребенка в дошкольном возрасте является овладение речью на основе языковой культуры народа.  Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению,  в наше время  произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.  А ведь народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

             2. Значение режима для физического развития и здоровья.

   Большое значение для  познавательно-речевого развития детей  имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.   Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью.   Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.  В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях.

  1. Основные принципы построения работы по использованию малых фольклорных форм для познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

         Свою работу в МДОУ д/с №2  по использованию малых фольклорных форм для познавательно-речевого развития детей раннего возраста мы построили на следующих основных принципах:

  1. на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала, так как детский фольклор – часть народной  педагогики,  его  жанры  интуитивно основаны  на  учете  физических  и  психических  особенностей  детей  разного возраста.
  2. интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы, режимными моментами  и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой,  все виды игр (подвижные, словесные, дидактические), сенсорное развитие, конструирование);
  3. активного включения детей. Действенное  соучастие детей  привлекает  малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию.
  4. использования развивающего потенциала малых форм фольклора  на конкретных предметах из  музея русского быта   нашего  ДОУ, что  позволяет ввести  детей в особый самобытный мир путем  действенного познания.  Неоценимую помощь в раскрывании смысла устаревших слов и ушедших из нашей повседневной жизни предметов, оказывают экспонаты музея.    Современному ребёнку непросто объяснить слова: лапти, коромысло, плетень, печь, горшок, которые часто встречаются в потешках, а настоящие предметы утвари русского быта  позволяют это сделать ярко и наглядно.
  5. особым требованиям к интонационной выразительности  речи воспитателя - при исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

 

                Говоря об использовании фольклорных произведений в повседневной жизни ребёнка, нельзя не сказать о рифме. Как раз в раннем возрасте происходит приобщение ребёнка к художественной литературе, прежде всего к поэзии. Стихи для детей – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей. В рифмованном тексте слово выполняет роль ритмической организации движений. Ребята сопровождают рифмованный текст соответствующими движениями, стараясь творчески воспроизвести услышанную ситуацию в действии (ходьба, бег, лазание, прыжки, повороты, наклоны, поскоки и т. д.) и упражнения приобретают форму игры, в которой происходит активный процесс самовыражения. Такой приём удовлетворяет стремление детей к выдумке, творчеству, развивает у них любознательность, воображение, ярче стимулирует двигательную активность.

          Выполняя упражнения, дети подражают движениям животных или знакомых предметов. В народных песенках много звукоподражаний дин-дон; ай-люли, ай-люли; баю-баю; ай, лады, лады, лады; ай, ду-ду-ду-ду -  которые вызывают у детей неизменный интерес. Начиная с потешек и народных песенок, воспитатели постепенно знакомят детей с художественным словом,  что отражено в приложении «Примерная подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей раннего возраста».

 

4. План работы по использованию  художественного слова  и малых фольклорных форм в режимных моментах.

  1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
  2. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности  и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
  3. Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
  4. Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
  5. Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
  6. Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях.

5. Достоинства фольклорных малых форм при решении задач познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

                           Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.
Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

             Достоинства фольклорных малых форм при решении задач познавательно-речевого развития детей раннего возраста:

  • В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
  • Формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление) происходит гармонично, и как бы играючи. Задолго до открытия учёными взаимосвязи пальцев руки и речи, наши предки придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки».
  • Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с детьми, в них можно вносить что-нибудь своё.
  • Их простота не имеет ничего общего с упрощённостью,  в них заложена мудрость, проявляющаяся в умении простыми средствами решать сложные задачи, ведь они представляют собой наследство вполне конкретной этнокультурной общности людей, и поэтому именно  потешки и песенки  передают ребенку в образной и доступной форме схему взаимоотношений и причинно-следственных связей в окружающем мире.  
  • Это первые игры ребёнка с пальчиками, ручками, ножками.  Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
  • Играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (однокоренные слова: котя, котенька, коток;  Таня, Танечка, Танюша).
  • Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
  • Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
  • Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям,  обогащает  среду, в которой растёт ребёнок, наполняет жизнь ребенка светом добра и ласки, закладывает предпосылки высоких человеческих начал. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка
  • Поведение детей раннего возраста эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Таким образом закладывается воспитание чувств человека, без которых не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков: дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
  • Обогащается сенсорный опыт ребёнка: размер «велика - маленька, высок терем», цвет «аленька, черноброва, золочёные, лазоревые».

             И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от  тех, кто их окружает, то есть от нас с вами, внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель": вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь. И тогда засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил…

 

 

 

 

 


  • 1. Логинова В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, А. И. Максаков. — М.: Просвещение, 1984.
    2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
    3. Князева О. Л. Парциальная про¬грамма. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
    4. Мельников М. Н. Русский дет¬ский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
    5. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. — М.: Просвещение, 1972.
    6. Роговин А. Хочу сделать сам. — М.: Педагогика, 1984.

    Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С.20-23.
    Колыбельная на сон.

В современном мире, где каждый день создаются новые развивающие игрушки и программы для малышей, к сожалению, многие просто забыли, или даже не слышали о значении колыбельной песни  для развития малыша. Некоторые родители ошибочно считают, что ребенку все равно подо что засыпать: мамин голос, симфонию Моцарта или рок. Однако это не так. Психологи долго наблюдали за детьми, которым мамы пели колыбельные песни и детьми, кому родители просто включали тихую и спокойную музыку. Результат оказался неожиданным: дети, засыпающие под колыбельные, оказались не только более спокойными, послушными, отзывчивыми и контактными, но и более интеллектуальными.

Это можно объяснить тем, что

        колыбельные представляют собой вполне определенную обобщающую модель мироздания, по которой ребенок может ознакомиться, изучить и усвоить картину мира (хотя бы ее некоторые особенности).

        они представляют собой наследство вполне конкретной этнокультурной общности людей, и поэтому именно колыбельные передают ребенку в образной и доступной форме схему взаимоотношений и причинно-следственных связей в окружающем мире.

        колыбельные позволяют установить очень тесную эмоциональную связь между ребенком и матерью, которая никогда не возникает при прослушивании аудиозаписи. Ведь для появления эмоциональной привязанности очень важны прикосновения тел матери и ребенка, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий, дружелюбный и родной голос.

 

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

 Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку,

и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «

металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких

человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. (Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми, представлены в Приложении ).

 

Для познавательно-речевого развития детей используется уютная комната русского быта «Горенка». Здесь дети знакомятся с русским бытом, с народной культурой своих предков, с русским фольклором, осуществляется театрализованная деятельность.

 

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь:

 

  • Рассказывание
  • Рассматривание картинок
  • Обыгрывание игрушек
  • Многократное повторение речевого материала
  • Декламация и пение, сопровождаемые музыкой
  • Чтение детям

. Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя. в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком  впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появляются предпосылки для развития произвольного запоминания  и припоминания

Игра для детей четвертого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние.
Главными педагогическими задачами являются:
– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку,  имели  вполне

определенную цель усыпить его. Этому способствовали  спокойный,  размеренный

ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

      Пестушки,  потешки,  поскакушки  побуждали  ребенка  к  бодрствованию,

обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

      Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его

иной – бодрый, веселый.

засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил…

И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель": вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Стихи и потешки для развития детей раннего возраста в режимных моментах

В картотеке собраны авторские стихи, а также стихи известных авторов: А.Барто, А.Рождественской, А.Ахундовой, И.Токмаковой, С.Капутикян, Н.Саконской, О.Кригер, Л.Юровой, стихи и потешки из картотеки Н...

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...

Использование народного фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста

Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, расширяет знания детей об окружающей действительности, имеет ярко выраженную эстетическую направленность....

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...