Использование народного фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста
статья

Станкевич Наталия Алексеевна

 Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, расширяет знания детей об окружающей действительности, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народный фольклор30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народного фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста

                                                                                                                                                                  Станкевич Н. А., воспитатель дошкольного отделения ГБОУ ООШ №460

 

       Термин «фольклор» от англ. folk-lore — «народная мудрость». Русский классический детский фольклор творился и в наиболее полной и естественной форме жил в деревне. Органичны и многосторонни его связи с основами и специфическими особенностями традиционного крестьянского труда и быта, семейных отношений, представлений о мире, с богатейшими традициями живой крестьянской речи. Народная традиция воспитания детей придаёт большое значение общению взрослого с ребёнком, начиная с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщён в мудрой народной пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца, каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша, воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.

       Отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, расширяет знания детей об окружающей действительности, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

      В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма было доступна ребёнку определённого возраста (проста, завершённость формы, обобщённость образа, небольшой объём), именно поэтому эти произведения близки восприятию ребёнка, понятны ему. Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички, забавы, поговорки.

    «Умел дитя родить – умей и научить», - гласит народная пословица. В период младенчества и раннего детства закладываются основы характера, формируется речь, мышление, и не последнее место в этом ряду занимает отношение к жизни. Именно оно впоследствии нередко помогает человеку выжить, сохранить себя как личность.     Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества.

       С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком раннего возраста. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления малыша в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка. Малыши в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются с другими детьми и взрослыми, плохо кушают и много плачут. Здесь полезны будут уговорушки.

 Лёвушка? Не Лёвушка…

Рёвушка? Не рёвушка..

Так откуда «У у-уу!»

Раздаётся – не пойму.

Нету рёвушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лёва слёзки прячет –

Больше он не плачет!

       Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с малышом. Потешки для новичка:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Или:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

     В период адаптации взрослому необходимо установить с ребенком эмоциональный контакт, наладить эмоциональное общение. Для этого подойдут игры-забавы, задача которых просто растормошить малыша, улучшить его настроение, вызвать весёлый смех. Самый простой способ растормошить малыша – игра «Шило». Взрослый старается попасть своим указательным пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает:

Шило, шило,

Проскочило!

С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его.

 Или игра «Два пожарника». Двумя пальцами перебирали, будто «бежали» по животику малыша, по его грудке, по подбородку:

Два пожарника бежали

Эту кнопочку нажали:

Пи-и-ип!

И, все, конечно, знают игру «Коза».

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

За малыми ребятами.

- Кто каши не ест?

- Молока не пьёт?

Забодаю, забодаю.

       Игры на коленях взрослого – это забава, воспитывающая смелость, тренирующая реакцию, развивающая координацию. Проводятся такие игры с ритмичными припевками или присказками, благодаря чему простая забава превращается в яркое, образное переживание.

По кочкам, кочкам,

По маленьким листочкам,

В ямку бух –

Раздавили сорок мух!   В конце забавы взрослый раздвигает колени, и малыш неожиданно проваливается «в ямку».

А вот ещё, к примеру, весёлое упражнение на развитие координации «Калачики, калачики». Ребёнок должен вращать ручки, зажатые в кулачки, одна вокруг другой. Очень маленькие детки делают это упражнение с помощью взрослого, сидя у него на коленях.

Калачики, калачики!

Пышки, пышки!

Калачики, калачики!

Пышки, пышки!

Малыши очень любят играть в «цапки». Такие игры тренируют быстроту реакции, помогают развитию координации. Вот одна из таких игр «Под горой стояли зайцы».

Взрослый держит свою руку ладонью вниз, ребёнок ставит свой указательный пальчик к ладони взрослого, приговаривая:

Под горой стояли зайцы

И кричали:

- Спрятче пальчик!  На слове «пальчик» взрослый «закрывает» ладонь и ловит пальчик малыша, если тот не успеет убрать его.

     Для поднятия настроения ребёнка, когда он устаёт, капризничает, хочет плакать или когда ребёнок болен, а другие расшалились и никак не могут успокоиться, опять на помощь приходит потешка:

Не плачь, я куплю тебе калач.

Не плачь дорогой, я куплю тебе другой.

Не плачь, не кричи я куплю тебе три.

***

У лисы боли, у медведя боли, -

А у Васеньки боли

Уйдите за горы.

***

Чок, чок, чок, зубы на крючок,

А кто слово скажет –

Тому щелчок!        

        Особое место в фольклоре занимают всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию пальцев и рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.

      «Ладушки» - это песенка, под которую хлопают в ладошки.

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

А что на закуску?

- Хлеб да капустка.

Попили-поели,

Шу! Полетели,

На головку сели.

     Или всем известная игра «Сорока-белобока» - круговые движения пальцем взрослого по детской ладони. «Этот пальчик дедушка,…» - массаж каждого пальчика в отдельности, усвоение понятия семья.

      «Говорящие пальчики» - сюжетные пальчиковые игры. Этот вид пальчиковых игр сложен для детей до трёх лет. Вместе с тем взрослые могут сами показать малышам «кукольный спектакль на пальцах». Чем раньше дети увидят представление в исполнении взрослых, тем скорее они будут пытаться воспроизвести его самостоятельно.

      Итак, игра «Два солдатика пришли переночевать». Складываем руки «домиком»: ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Два больших пальца ставим крест-накрест – как бы домик наш закрыт. Остальные пальцы действуют парами:

Два указательных – это солдатики,

Два средних – это папа,

Дав безымянных – это мама,

Два мизинчика – это детки.

Каждая пара пальчиков во время диалога расходятся и сходятся в ритме речи, как бы «говорят»:

Солдатики (указательные). Тук-тук!

Детки (мизинчики) Кто там?

Солдатики (указательные): Два солдатика пришли переночевать!

Детки (мизинцы). Спросим у мамы. – Мама!

Мама (безымянные). Что, детки?

Детки (мизинцы). Два солдатика пришли переночевать.

Мама (безымянные). Спросите у папы.

Детки (мизинцы). Папа!

Папа (средние). Что, детки?

Детки (мизинцы). Два солдатика пришли переночевать.

Папа (средние). Пустите.

Детки (мизинцы). Войдите.

Солдатики (указательные). Ах, какая благодать, что пустили ночевать!

      Наиболее общее (и, пожалуй, универсальное) свойство традиционного детского фольклора – это его непременная включённость в многообразную повседневную жизнь детей: в разные режимные моменты, в играх-занятиях, при ознакомлении с миром природы и природными явлениями, в играх, на праздниках, в воспитании навыков культурного поведения и т.д.

       Начиная с колыбельных песен ребёнок по-своему активно воспринимает живое песенное слово, приобщаясь к мелодии, к ритму музыки, знакомится с окружающими его людьми, предметами, животными; колыбельные песенки содержат элементарные нравоучения, учат добру. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни.

А, баю, баю, баю!

Баю детоньку мою,

Баю маленькую,

Бай хорошенькую!

О,о,о.о!

       Отдельные образы, фрагменты текстов можно использовать при игре с куклами, разыгрывании сказок, на занятиях по развитию речевой деятельности, на занятиях музыки.

Спи-ка, Валюшка , поспи,

Сладкий сон к себе мани,

И без люльки, без рожка,

Без парного молочка.

         Чтобы пробуждения малыша после сна было приятным, можно погладить спинку, ручки, ножки, головушку малыша – сопровождая такой массаж ласковым напевным приговором - пестушкой:

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

    Пестованья – поглаживание по телу, другие движения, ритмически упорядоченные, составляющие некоторый физический комплекс, - сопровождаются музыкой, движением стиха, почти обязательной игрой слов.

     При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста, невозможно представить себе без элементов фольклора. Процесс  умывания малышей сопровождается веселыми потешками. Дети не только запоминают слова потешки, но и последовательность действий при умывании.

Чистая водичка

Умоет Ване личико,

Машеньке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

***

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щёчки,

Моем ушки и ладошки!

- Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

      Расчёсывая девочкам волосы, приговаривают:

Ты расти, расти, коса,

До шёлкова пояса:

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

А потом, во время игры с куклами, причёсывая их, девочки вспоминают потешку.

      Пришло время кормления. Накормить малыша – это ведь тоже иногда трудная задача. И тут на помощь снова приходят потешки и процесс приема пищи становится непринуждённым, дети с аппетитом принимаются за еду:

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

        Обучая детей одеваться и раздеваться необходимо этот процесс сделать приятным для них. Для этого нужно - эмоционально рассказать потешку, поощрять  стремление детей к самостоятельности. Обязательно называть предметы одежды, части тела.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

        Во время прогулки ребёнок соприкасается с природой. Общение детей с природой: птицами, насекомыми, растениями, животными, наблюдения за природными явлениями в народной традиции выразились в поэтическом слове, которое обогащает ребёнка, побуждает в его душе поэтическую любовь ко всему живому. Например, по весне, завидев летящую гусиную стаю, дети машут птицам ручками и кричат:

Гуси вы гуси,

Летите с заморья,

Несите нам здоровья!

Также ознакомление с миром природы и природными явлениями проходит на занятиях, праздниках, утренниках, развлечениях:

- Весна-красна,

Ты с чем пришла?

- С сохой, бороной,

С лошадкой вороной,

С рожью зернистой;

С травою шёлковою,

С водой ключевою,

С калиной-малиной,

С красной рябиной!

       Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление, речь детей. 

       У детей раннего возраста с трудом удается вызвать речевую активность, а устное народное творчество как раз даёт такую возможность, обладая высокой интонационной выразительностью, простатой рифмы, неоднократно повторяющимися звуками, словами, восклицаниями и эмоциональным обращением к ребёнку. Всё это позволяет показать  красоту русского языка и поэтапно сформировать у детей интерес к фольклору, а заодно разговорить малышей.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши гуленьки вверху –

Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя – петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку! (дети подражают голосам домашних животных).

       Загадки – замечательный материал для развивающих игр-занятий:

Бьют – не плачет,

Прыгает – скачет. (мяч)

***

Нарисую, что хочу,

Только носик подточу. (карандаш)

   Потешки-игры постепенно подводят к процессу счёта, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету без абстрактного цифрового обозначения счета. Например, малыш запоминает, что на руке пять пальцев:

Ершей, ершей! (пальцами манят к себе)

По пяти грошей! (пять пальцев показывают или берут за каждый пальчик по очереди в ритме песенки)

Один ершок – (показывают один большой палец)

Ухи горшок! (руками делают «кругло»: вот такой большой горшок наварить можно).

      Игра имеет в жизни ребёнка исключительно важное значение. Для ребёнка всякая игра серьёзна, поскольку играя, он живёт. К примеру, в сюжетно-отобразительной ситуации «Купание куклы Маши» мы показываем поэтапность этой процедуры используя потешку:

Тёплую водичку льём на нашу птичку.

       А когда окачиваем водой с головы до пят:

Вода текучая –

Дитя растучее.

С гуся вода –

С тебя худоба!

Вода – книзу,

А дитя – кверху!

Вода – на пол,

Младенец – на пол (чтобы ходить скорее начинал).

         А вытирая куклу можно сказать:

Рубашка на плечики,

Чистота – на тело…

        Постепенно приходит пора сказок. Детям раннего возраста рассказывают прежде всего сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость), которые осуждает сказка, и в этом и заключается её мораль и воспитательное значение. Бытование сказок о животных определило их стиль – они просты по своей композиции. Большую роль в них играют повторяемость одного и того же эпизода. Цепные (кумулятивные) сказки, такие как «Колобок», «Как коза избушку построила», композиционный приём которых состоит в многократном наращивании повторяющихся действий. Такое построение сказок способствует лучшему их запоминанию ребёнком.

             Формы подачи фольклора разнообразны – это и наглядный красочный материал (игрушки, картинки, книжки с красочными иллюстрациями, диафильмы и т.д.), и инсценировка элементов фольклора, с её помощью можно добиться предельного понимания содержания текста, и через обучение разнообразным выразительным движениям (например, имитация движений животных или имитация игры на музыкальных инструментах) и т.д.

       В заключении хочется сказать, использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста позволяет осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать красоту родного языка, знакомит с окружающей действительностью, развивает речевые навыки, пробуждает познавательную активность, самостоятельность и яркую индивидуальность, формирует творчески активную личность, развивает его физически и духовно. Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей. 

       

         

 

   

   

         

 

 

                                                                                                                           

                                                                                                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"

Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"...

Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...

Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающем...