Педагогические условия использования народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
консультация на тему

Портнова Елена Александровна

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Педагогические условия использования народных традиций

в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила: Портнова Е.А., старший воспитатель

МДЛАУ «Детский сад № 63 г. Орска»

        Одним из определяющих подходов современного поликультурного образования является этнопедагогический подход, предполагающий максимальный учёт конкретных национальных реалий в социокультурном контексте развития личности.

Поликультурное образование (гр. – многокультурное) - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения, превращая планету в «глобальную деревню», то потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е. поликультурное при сохранении качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика.

В современной философской, этнопедагогической, этнографичекой литературе под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающих от поколения к поколению.

Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность.

Обычаи – стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приёма пищи, виды приветствий в быту и пр.

Обряды – символические действия по поводу определённых событий, закреплённые в ритуалах, церемониях, праздниках.

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова традиция рассматривается как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Народная традиция содержит богатый воспитательный потенциал: дети приобщаются к культуре своего народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона. Народные культурно-исторические традиции объединяют в себе духовные, исторические, культурное, семейное воспитание детей. Приобщаясь к традициям своего народа, ребёнок реализует деятельность и ролевое поведение индивида.

Общими педагогическими условиями использования разнообразных традиций являются:

- учёт триадности этнокультурного образования: формирование у детей; представлений, понятий, суждений о традициях народной культуры; воспитание эмоционально-ценностного отношения, предполагающего развитие эмоциональной сферы дошкольников (эмоции удивления, догадки, радости познания и др.); развитие действенно-практической направленности поведения дошкольников;

- поэтапная  реализация содержания народных традиций:

1 этап – отбор содержания и формы подачи заявлений о традициях народов Южного Урала; адаптация содержания народных традиций к психологическим особенностям детей.

2 этап – анализ усвоения детьми содержательной стороны традиции народов Южного Урала; определение динамики формирования детской образованности (диагностика);

- принцип тематического планирования приобщения дошкольников к истории, культуре, природе Южного Урала.

- организация закрепления познавательного материала о народных традициях (осуществляется в совместной (партнёрской) и самостоятельной деятельности детей);

- интеграция этнографических средств в приобщении детей к народным традициям (фольклор, народные игры, атрибуты народного быта, народный календарь, музыка, танцы, разные виды традиций);

- совместное проектирование и оформление с детьми предметно-развивающей среды, отражающей содержание различных видов традиций;

- использование разнообразных форм приобщения дошкольников к народным традициям: музеи народной культуры, народные декоративно-прикладные мастерские и т.д;

- организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников (различные виды наглядности, оформление специальных стендов и рубрик, консультации, выпуск газет и журналов, проведение совместных народных праздники и посиделок, Дня народных традиций, мониторинг этнокультурных традиций семей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)

Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно - нравственное,  патриотическое воспитание, познавательное...

Использование марийской народной сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

В статье предлагается классификация марийских народных сказок по темам, используемых в познавательном и художественно - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста....

Роль башкирских народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредото...

"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...

педагогическая находка на тему: «Использование лэпбуков и мэджик- боксов как метода обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ  САД № 48»КОПЕЙСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА (МДОУ «ДС № 48»)456652, Челябинская област...