Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, поэтому особую значимость фольклор приобретает в период адаптации ребенка в саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста

Пояснительная записка

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей.

Фольклор обладает определенными ритмами и повторениями, несет в себе конкретные образы, что очень важно для детей раннего возраста. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития.

С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи. Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации ребенка в саду. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком. Поэтому можно сказать что, русское народное творчество-фольклор способствует:

  1. развитию образности речи;
  2. формированию словаря;
  3. развитию речевой среды;
  4. развитию умения вслушиваться в речь, улавливая ее ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
  5. развитию фонематического слуха;
  6. формированию творческих способностей;
  7. нравственному развитию.

Методы, приемы при использовании малых фольклорных форм с детьми раннего возраста

Методы и приемы приносят результативность в тех случаях, если применять их системно, учитывая психическое развитие ребенка, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребенка.

1.Игровые методы и приемы:

  • Внесение игрушек;
  • Создание игровых ситуаций;
  • Обыгрывание игрушек, предметов;
  • Сюрпризность, эмоциональность;
  • Внезапность появление, исчезновение игрушки;
  • Изменение местонахождения игрушки;
  • Показ предметов в разных действиях;

2. Словесные методы и приемы:

  • Показ с называние игрушек, предметов;
  • Просьба произнести слово за взрослым;
  • Подсказывание нужного слова;
  • Объяснение назначения предмета;
  • Многократное повторение;
  • Договаривание слова в конце фразы;
  • Повторение за воспитателем;
  • Пояснение;
  • Напоминание;
  • Использование художественного слова (потешки, песенки и т.д.);

3.Практические методы:

  • Совместные действия воспитателя с ребенком;
  • Выполнение поручений;

4. Наглядные методы и приемы:

  • Показ предметов и игрушек;
  • Наблюдение за  явлениями природы  и трудом взрослых;
  • Рассматривание живых объектов;
  • Показ образца;
  • Использование кукольного театра, настольного, фланелеграфа;
  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки;
  • Показ с называнием;
  • Включение предмета в деятельность детей;

Формы совместной деятельности с использованием малых форм фольклора

  1. наблюдение;
  2. дидактические игры и упражнения;
  3. бытовые и игровые ситуации;
  4. игры-забавы, игры- хороводы;
  5. инсценировка и драматизация произведений устного народного творчества.

Важно чувствовать эмоциональное настроение детей перед любым видом деятельности, поощрять их за инициативность и старание, радоваться результатам, которых они достигли. При систематическом знакомстве детей с малыми формами фольклора происходит приобщение ребенка к художественному наследию наших предков. Произведения устного народного творчества оказывает положительное влияние на воспитание ребенка, расширяют и углубляют кругозор.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор. Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения.

Что же относится к малым формам фольклора?

  1. Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
  2. Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
  3. Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).
  4. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  5. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  6. Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

***

Придет киска не спеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

***

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

«Петух»

 Все играющие встают в круг и берутся за руки.  Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух – тух

Ту – ру – рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку – ка – ре – ку!

 Все разбегаются, петух ловит детей,

 Пойманный становится петухом.

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Божья коровка

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого!

Дождик

Дождик лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей - по крошке,

На меня - по ложке.

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

***

Тимошка, Тимошка,

Наполни лукошко.

Целое!

***

Икота, икота,

Дойди до Федота,

С Федота — до Якова,

С Якова — до всякого!

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Наша Маша

Наша Маша Рано встала,

Кукол всех Пересчитала:

Две матрешки На окошке,

Две Аринки На перинке,

Две танюшки На подушке,

А Петрушка В колпачке

На дубовом Сундучке!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки:

Игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками.

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д.

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные игры, содержащие в себе-потешки, заклички, приговорки, считалочки, незаменимы в работе с детьми дошкольного возраста. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук подготавливает совершенствование движений органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А так же дети намного легче и с удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены.

Играя с детьми Вы развиваете их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми в раннем возрасте.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельност...

Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"

Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

«Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»

laquo;Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему:Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»...

статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов  «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Используя данную методическую разработку можно проводить работу по развитию речи с детьми в детском саду и дома....