Главные вкладки

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми в раннем возрасте.
    статья ( группа) на тему

    Шаулина Ирина Владимировна

    Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл folklor.docx21.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование малых форм фольклора

    в работе с детьми в раннем возрасте.

           Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.  В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

    На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим миром

    и осознания себя как самостоятельного существа. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

    В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам,  пестушкам, закличкам,  приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания, например:

         Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

     

    Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Развитие речи маленьких детей зависит от речевого окружения (речевая среда) и педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания. 

    Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит  огромный  результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

     

    Петушок, петушок
    Золотой гребешок…

    или: Киска, киска, киска брысь
    На дорожку не садись…

    или: Вот собачка Жучка
    Хвостик закорючка…

    Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

    Этот пальчик – дедушка
    Этот пальчик – бабушка
    Этот пальчик - папочка
    Этот пальчик - мамочка
    Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

    Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

    У сороки заболи
    У вороны заболи
    А у Ирочки заживи.

    или: Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

    С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

     

    При умывании:

    Водичка – водичка
    Умой моё личико…

    При причёсывании:

    Расти, коса, до пояса
    Не вырони ни волоса
    Расти косонька до пят,
    Все волосики в ряд…

    Во время приёма пищи:

    Умница Катенька
    Ешь кашку сладеньку,
    Вкусную, пушистую,
    Сладкую, душистую.

    Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

    Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра. Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

    Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

    Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

    Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

    Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

    Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

    Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста...

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитиеи речи...