Главные вкладки

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    статья

    Белякина Марина Сергеевна

    Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Белякина М. С., воспитатель

    Захарова Н.А., воспитатель

    МБДОУ «Детский сад №25 «Журавлик»

    Важнейшее условии всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем  богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

    Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей  с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи.

    Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

    Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и   подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения и автоматизации  звуков речи,  для усвоения  для освоения ребёнком  интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

     Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ОНР является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению.

    В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравненениями, эпитетами, олицетворениями,  метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок – перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

    Рассмотрим формы малого фольклора, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.

    Колыбельные песни – песни,  исполняемые  матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

    Потешки –  песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

    Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи.

    Однако главная роль прибауток – познавательная. Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие.

    Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.  Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся я выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь.

    Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи.

     Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.  С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление.

     Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.  Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

    Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное",  интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

          Использование в логопедической  работе  фольклорных  произведений позволяет: расширять  детские представления об окружающем их мире;  сформировать  первоначальные знания о культуре своего народа; обогащать  лексический запас новыми словами, выражениями;  речь детей становится  более яркой;  улучшаются  разные виды связного высказывания. Таким образом,  фольклор способствует  познавательному,  речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

    Список использованной литературы

    1..Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.

    2.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1984.-№4.- С.8-11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

    Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

    Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

    Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

    Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

    Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитиеи речи...