Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Рожкова Вера Ивановна

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_rozhovoy_v._i.docx68.32 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МБДОУ «Детский сад «Радуга»

комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

 Инновационный педагогический опыт

Учителя-логопеда

Рожковой Веры Ивановны

по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми

 с общим недоразвитием речи»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Информатизация общества – это реальность наших дней. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Современные информационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. На сегодняшний день среди современных технических новинок особое место занимают компьютерные игры.

А. Г. Шмелев отмечает: "Играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх. И в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".

Возможности компьютерных игр позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Использование компьютеров в образовании, в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Согласно Сеймуру Пейперту, компьютер — это средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения — учение не чему-то определенному, а учение вообще — и сделать его более интересным и эффективным, а полученные знания — более глубокими и обобщенными.

Разделяя точку зрения этого автора, убеждаясь в необратимости процесса информатизации общества, детского в том числе, я считаю не столько возможным разумное, элементное использование информационно-коммуникационных технологий  в системе дошкольного образования как одном из сегментов образования, сколько необходимым элементом формирования информационно-коммуникационной культуры детей.

Занятия с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей.

Для выявления эффективности разработанного инновационного опыта, мною была проведена диагностика развития речи с помощью методик:

  • Методика обследования детской речи третьего уровня развития, предложенная Н.С. Жуковой. 
  • Обследования связной речи детей, предложенная В. П. Глуховым.
  • Индивидуальное обследование самостоятельной устной речи детей старшего дошкольного возраста Иншаковой О. Б.

Были обследованные показатели звукопроизношения, слоговой структуры, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, уровня фонематического слуха, словарного запаса, связной речи. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 15% дошкольников имеют высокий уровень развития, 35% - находятся на среднем уровне и 45% на низком уровне (Рис. 1).

(Рис. 1)

Теоретическая база опыта.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации дошкольников.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологический институт РАО) и других организаций, объединившиеся позднее, в 1990 г., в независимую Ассоциацию «Компьютер и детство».

Ими был сделан вывод о том, что под «новыми информационными технологиями» для дошкольного уровня образования следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» детей, создание новых научно-обоснованных средств для развития ребенка, его активной творческой деятельности, в том числе специальных компьютерных игр и современных педагогических методов их использования.

Компьютер должен входить в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Как отмечают многие авторы, применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития речи и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.). В основу использования новых информационных технологий  в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в коррекционной работе. Таким образом, теоретическую основу составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (А.Н. Корнев, Р.Е. Левина); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных игр (В.В. Давыдов, И.А. Морев, В.В. Рубцов и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы, воспитания и обучения.

Я руководствовалась тем, что важнейшей составляющей теоретической основы использования компьютерных игр в коррекционно-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития. Моя работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, проводится с учетом их психофизиологических особенностей. Система использования компьютерных игр строилась поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи. Каждое занятие с использованием компьютерных игрявляется комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с ОНР.

Первый этап – мотивационный.

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационных компьютерных игр. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа.

Основные направления работы:

  • Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе.
  • Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
  • Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа.
  • Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более высокой мотивационной готовности к обучению.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе. Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа “мышь” помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем идёт изучение правил пользования компьютерной техникой: как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание должно уделяться формированию правильного расположения перед монитором, времени нахождения ребенка за компьютером (Санитарно-гигиенические нормы). Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы требуется привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, инструкции логопеда, также развивать различные типы восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Второй этап – содержательно-формирующий.

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. Все эти задачи могут быть решены при использовании разнообразных компьютерных развивающих игр, при условии сформированного у ребенка на предыдущем этапе осознанного интереса к логопедическим занятиям. В ходе занятий необходимо активизировать речь детей, предлагая интересные и доступные им по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы, например блок развивающей компьютерной игры «Баба Яга учится читать» –  Болото. Различные упражнения можно использовать и для выработки определенного темпа речи. По мере расширения произносительных возможностей детей применяются компьютерные игры, направленные на развитие звукового анализа - например, развивающая игра «Гарфилд» (блок «Составь слово»). Это могут быть задания на преобразование слов, изменение структуры слов с наблюдением за семантическим изменением слова – например, блоки развивающей компьютерной игры «Баба Яга учится читать» Белочка (развитие навыков орфографической зоркости), Ёжик – анализ звуковой структуры слова и семантической составляющей.

На занятиях я создаю эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. Дети легко запоминают, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могут самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят формируется чувство гордости за свои достижения, расширяются возможности положительной оценки собственной деятельности.

Основные направления работы данного этапа:

Пошаговое, вариативное использование игровых компьютерных заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

  • Речевого дыхания;
  • Фонации;
  • Артикуляционного праксиса;
  • Звукового анализа и синтеза;
  • Словарного запаса;
  • Связной речи.
  • Формирование сотруднических взаимоотношений между ребенком и логопедом.

Третий этап – саморазвивающий.

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи у детей с речевыми нарушениями, закрепления полученных навыков контроля за письменной речью в процессе новой деятельности. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий.

Основные направления работы:

  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.
  • Адекватная оценка ребенком своих действий.
  • Творческое выполнение заданий.

Для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, я использую следующий вид задания. Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв "б - д": данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц ("б" - белка, "д" - дятел). Используя компьютерную игру «Веселая азбука», пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.Также используя анимацию в игре, пишем прописную букву "д" на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

Для коррекции просодических характеристик речи использую программы:

«Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Учимся правильно говорить», «Баба Яга учится читать», «Баба Яга. Пойди туда – не зная куда», «Скоро в школу», «Игры с Лунтиком», «Загадки Тигрёнка Усика», «Алик – скоро в школу», «Незнайкина грамота».

Подробнее остановимся на описании блоков программы «Игры для Тигры». Она включает в себя 4 блока, каждый из которых содержит модули:

– Блок «Просодика» включает в себя четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», и «Тембр».

– Блок «Фонематика» включает такие модули: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез», направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

– Блок «Лексика» состоит из модулей «Слова», «Словосочетания», «Валентность».

– Блок  «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление дефектов произношения. Работа с упражнениями блока способствует развитию двигательных функций артикуляционного аппарата. Возможно, работать в двух режимах: мультипликационном и схематичном.

Также я активно использую работу на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо».  Мерсибо – это более двух сот развивающих игр для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит развивающие игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

На каждом логопедическом занятии я провожу для учеников зрительную гимнастику. Предлагаю  интересную зарядку для глаз, подготовленную заранее с помощью компьютерных технологий. Например, вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит муха, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Дошкольник читает один за другим слоги, на которые приземляется муха, и произносит в итоге полученное слово.

Занятия проводятся со старшими дошкольниками один раз в неделю, предельное нахождение ребенка у дисплея – 20-25 минут. Для предупреждения утомления после 5 – минутной работы с экраном монитора – перерыв, для выполнения специальных упражнений. В процессе занятия использую игры с мячом и пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики. Ритмичные движения пальцами детям очень нравятся, и таким образом они подготавливают пальчики ребенка к работе с мышкой.

Дети очень любят выполнять задания самостоятельно на компьютере, за отведенное время им необходимо пройти несколько уровней, за каждый верный ответ они получают бонусы. Например, при правильном выполнении задания на компьютере появляется фрагмент картинки, задача – собрать её целиком. Такого рода соревновательный момент значительно повышает мотивацию к учению.

В случаях, когда дети заменяют в произношении звук «ж» на «ш», после этапов постановки и автоматизации данного звука, необходимо провести дифференциацию этих звуков. В этом отношении, эффективны следующие виды компьютерных игр: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо - «ш». Ребенку необходимо нажимать на изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном нажатии внизу экрана один из кружков окрашивается зеленым цветом, и картинка исчезает, при неправильном - звучит сигнал, и кружок окрашивается в красный цвет. В дальнейшем, учитель-логопед может посмотреть, сколько раз ошибся ребёнок. Такой род задания можно использовать неоднократно в качестве тренировки.

Как видно, при определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно-развивающем обучении может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные игры являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование их органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Анализ результативности.

После проведения эксперимента, мной был проведен контрольный этап. Использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.

После внедрения эксперимента, дошкольников с низким уровнем не выявлено. На высоком уровне выявлено у 65% детей (произошло повышение со среднего уровня до высокого на 40 %). На среднем уровне выявлено у 35 % воспитанников (произошло снижение с низкого уровня 35 %) (Рис. 2).

(Рис. 2)

Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сократились сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Компьютерные игры делают коррекционную работу более интересной для дошкольников, при этом эффективность работы высока и является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции  речевых дефектов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики по работе с детьми с общим недоразвитием речи. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.

Большое значение в развитии детей с ОНР принадлежит семье. Но родители испытывают затруднения в воспитании детей, применении взятой из литературы информации непосредственно на практике. Позиция взрослых должна постепенно меняться: от обучающей позиции к позиции равного партнера в игре, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Поэтому для решения проблемных ситуаций, которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное взаимодействие двух социальных институтов: семьи и детского сада.

В связи со всем вышесказанным необходимо было организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Список использованной литературы

1.    Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

2.    Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии / А. П. Бизюк. – СПб. : Речь, 2005. – 293 с.

3.    Волкова, Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 144 с.

4.    Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С.Выготский // М. : Эксмо, 2014. – 512 с.

5.    Гадасина, Л. Я. Дидактические игры в работе логопеда / Л. Я. Гадасина // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 43-48.

6.    Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева // Коррекционная педагогика.- 2013. - № 6 (18). – С. 27-33

7.    Горчакова А. М. Система коррекционно-логопедической работы по формированию сукцессивных функций у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова // Логопедия. – 2014. - № 1 (3). – С. 24-31

8.    Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов // А. М. Горчакова // Логопедия. – 2003. – № 1-2. – С. 28-30

9.  Грибова, О. Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения / О. Е. Грибова // Дефектология, 1999.- № 3. – С. 3-11.

10.  Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 96 с.

11.  Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А.В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2012. – № 1-2. – С. 14-25.

12.  Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. - 1 сентября.

13.  Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / О.В. Елецкая // СПб. : Изд-во «Речь», 2005. – 180 с.

14.  Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая // М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192 с.

15.  Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: Литур, 2000. – 320 с.

16.   Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / С. Д. Забрамная. – М.: В.Секачев, 2001. – 80 с.

17.  Ивановская, О. Г. От одного до пяти с чудесами по пути: Логопедические игры и задания / О. Г. Ивановская. – СПб.: Каро, 2001. 176 с.

18.  Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

19.  Калягин, В. А. Методы психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В. А. Калягин. СПб.: Каро, 2004. – 432 с. (Коррекционная педагогика).

20.   Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 6. – С. 38-42.

21.  Козырева, Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками / Л. М. Козырева // Ярославль, Академия развития, 2006. 128 с. – ISBN 5-7797-0577-1

22.  Косякова, О. О. Логопсихология: учебное пособие/ О. О. Косякова, Ростов-на Дону: Феникс, 2007. – 254 с. – ISBN 978-5-222-11880-1

23.  Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Галина Федоровна Кумарина [и др.] // М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. - ISBN 5-7695-0576-1

24.   Корнев, А. Н. Механизмы нарушений звуковой стороны речи: Гипотезы и факты / А. Н. Корнев // Логопед. – 2005. - № 5. – С. 36-51.

25.   Колегова, И. И. Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах / И. И. Колегова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2005. - 1. – С. 29-32.

26.   Крылова, Е.В. Дидактическая игра как средство развития речевых и неречевых процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста / Е.В. Крылова // Логопедия. – 2004. - № 4 (6). – С. 54-64.

27.  Лобачева, Е. К. Формирование звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление; Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «Модэк», 2001. – 256 с.

28.   Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций // СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – 272 с. – ISBN 5-9754-0006-6

29.   Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец // М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЖЭК», 2003. – 336 с. – серия «Библиотека логопеда». – ISBN5-89502-388-6

30.   Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефект. Фак. Пед. вузов. В 5 кн. Кн. V. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005.:– 304 с. – ISBN 5-691-01211-8

31.  Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Галины Васильевны Чиркиной // М.: АРКТИ, 2005. – 240 с. – ISBN 5-89415-266-6

32.  Новые информационные технологии в логопедической работе / Гаркуша Ю. Ф., Манина Е.В., Черлина Н.А. // Логопед – 2004, №2.

33.  Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е.А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. - № 3. – С. 76-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

laquo;Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...