Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

Чиркина Ирина Николаевна

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  детскому началу, присутствующем в каждом человеке. Метод характеризуется  эмоциональным интересом  ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика использования элементов  сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  детскому началу, присутствующем в каждом человеке. Метод характеризуется  эмоциональным интересом  ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

  • развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые  причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать  модели поведения в различных жизненных ситуациях;
  • развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
  • помогать  усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;
  • помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Используя в своей работе с детьми средней логопедической группы элементы сказкотерапии, я обязательно  учитываю  следующие особенности:

  • речевой статус  детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

  • недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

  • специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Считаю нужным отметить, что  выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки:

  • используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки,  например  « Курочка Ряба»,  « Репка», « Три медведя», «Теремок»,

     « Заюшкина избушка»;

  • сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;
  • возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком;
  • отбор языковых средств доступных всем детям группы.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

 Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области:  познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.

Далее  я привожу в пример лишь некоторые игры и упражнения, которые используются в моей совместной деятельности с детьми среднего возраста с ОНР.

 

Активизация познавательных способностей детей:

использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модальности восприятия.

  • Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

  • Игра: «Домики  для друзей-  животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:

  • сила голоса. Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

  • речевое дыхание. Упр.: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

     Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:

     « пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная,    

     сладкая».

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

 

Развитие лексико-грамматических категорий.

Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность  проведения  игр и упражнений.

  • Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

  • Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно с использованием графической символики:

  • договаривание отдельных слов во фразе;
  • произнесение отдельных фраз сказочных героев;
  • повторение, составление простых фраз;
  • рассказывание сказки.

Более подробно  хотелось бы остановиться на приемах,  задействованные при пересказе сказки:

- готовые пособия (деревянные, картонные, « сказка на пальчиках» - деревянные игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка);

-  пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, карточки с графическими символами).

Выше я упоминала о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому  мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

  • сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена герое в сказки),
  • снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
  • формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи  среднего возраста

В дальнейшем логопедическая работа  с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт  расширения  речевых возможностей детей, изменений их  психо-эмоционального статуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....