Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
консультация (старшая группа) на тему

Никифорова Любовь Владимировна

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudakova_mbdou_12.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях

 с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

                   

      Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4 годам и позже.

Речевая активность у данной группы детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, неразборчива и малопонятна. Так же у данной категории детей страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений (общей, тонкой и речевой моторики.)

     Одним из способов повысить эффективность логопедических занятий является использование элементов логоритмики – методики, опирающейся на связь слова, музыки и движения, и включающей в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

      Методика направлена на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

Логоритмика включает в себя следующие элементы:

- артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку и без нее на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;

- упражнения для развития речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

      Используя логоритмические элементы на занятиях необходимо учитывать два основных направления:

           Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти.

           Второе направление работы – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.    

      Все виды логоритмических игр и упражнений необходимо давать циклично и порционно. Начинать стоит с простых упражнений по словестной инструкции педагога, затем под счет и под музыку, игры и упражнения должны даваться в стихотворной форме.        

      Подбирая стихотворный материал следует учитывать:

- какую задачу мы решаем на данном занятии (автоматизация звука у детей, развитие фонематического восприятия или развития речевого дыхания, темпа и ритма речи);

- определенный размер стихотворения и длину строки;

- насыщенность лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

- возраст, речевые и двигательные возможности детей.

      Использовать элементы логоритмики необходимо на разных этапах занятия, это позволяет сконцентрировать внимание ребенка на протяжении всего  занятия и успешно решать образовательные задачи: укреплять костно-мышечный и артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру, вырабатывать темп речи, ритм речевого дыхания, формировать фонематическую систему, умение сочетать движения и речь, развивать речевой слух и речевую память, отрабатывать ритмическую структуру слова, четкое произношение звуков, обогащать словарь детей.  

       Задачи решаются на основе принципов:

- доступности и индивидуализации;

-  систиматичности;

-  всестороннего воздействия;

- опережающего подхода;

- сознательности и активности детей;

- учета симптоматики;

- наглядности.

       На этапе подготовки речевого  аппарата к постановке звука целесообразно подключать движения рук во время выполнения артикуляционных упражнений и произнесения звуков, то есть ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционное движение и одновременно руками показывает в каком положении находится язык, губы или зубы(в зависимости от упражнения). Для удержания интереса ребенка используем  стихи, которые помогают в объяснении положения языка или губ. Например:

Язык широкий положи

   И спокойно удержи.(Упражнение «Лопатка», «Блинчик». Рот открыт,  широкий  расслабленный  язык  лежит  на  нижней  губе).

        Во время постановки звуков ребенок так же показывает рукой положение и движение языка при произнесении того или иного звука.

        Так же стоит уделить  внимание произнесение гласных звуков, так как от этого зависит четкость речи, ее плавность и  выполнение звуко-слогового анализа слов в дальнейшем.  Во время изучения гласных звуков на подгрупповых занятиях дети  пропевают звуки: А, О, У, Ы, Э. Сопровождая пение определенным движением:

А-руки в стороны; У- руки вперед; О-круг перед собой и т.д. Важно, чтобы на протяжении всего обучения для каждого звука сохранялось свое обозначение.

            Во время обучения умению определять наличие звука в словах, используется игра «Поймай звук». Педагог произносит слово, если есть нужный звук, дети хлопают в ладоши, постепенно задание можно усложнять и видоизменять.

          Для развития мелкой моторики используются различные  пальчиковые гимнастики, су-джок терапия, задания с прищепками и резинками под музыку или счет педагога.

         Для  автоматизации и дифференциации звуков важно подобрать скороговорки и  чистоговорки с движениями. Ребенок произносит чистоговорку, проговаривая четко, отрабатываемый звук и выполняет движения. Во время автоматизации на уровне слога – говорит только слоги. Во время автоматизации в предложениях и в связной речи – говорит весь текст.

         Для развития общей моторики, координации движений, ориентировки в пространстве используются различные стихи с движениями под музыку во время физминутки.

        Кроме использования логоритмических упражнений на подгрупповых и индивидуальных занятиях,  необходимо проводить занятия совместно с воспитателем, давать задания на дом, чтобы родители так же закрепляли полученные знания с детьми.

         Использование элементов логоритмики позволяет вызвать у детей желание исправлять неправильное звукопроизношение, контролировать свою речь, учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...