Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Используя данную методическую разработку можно проводить работу по развитию речи с детьми в детском саду и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 545.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Росток»
г. Пугачева Саратовской области»
2022-2023 учебный год
Музыкальный руководитель
Мартынова. Н. В.
Представление опыта оказания психолого-педагогической, консультационной, методической помощи родителям
Тема: «Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста»
Вид авторского материала: семинар-практикум
Описание опыта
Цель: содействовать формированию у родителей (законных представителей) умений по использованию скороговорок, направленных на развитие речи у детей раннего возраста.
Оборудование: Колонка, флешнакопитель, компьютер, проектор, экран, столы, стулья по количеству родителей, музыкальные инструменты.
Материалы: Презентация, аудиозаписи музыкальных фонов, картинки, задания на листах бумаги.
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Мартынова Нина Владимировна. Я музыкальный руководитель центра «Росток». Прочитайте высказывание на экране. Как вы думаете, на какую тему мы сегодня поговорим?
Слайд 2.
Да, вы правы, тема нашей беседы «Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей».
Слайд 3.
У многих современных детей отмечаются нарушения в развитии речи. Они проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Если есть нарушения, то и все психические процессы отстают в развитии.
Слайд 4.
Как вы считаете, зачем нужно разучивать скороговорки? (Ответы родителей) Доказано, что скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным, подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок, успешной в будущем личностью.
С какого возраста можно разучивать с ребёнком скороговорки? (Ответы)
Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш ещё только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В этом возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук
Слайд 5.
Развитие речи происходит постепенно. К 2-3 годам ребёнок может освоить более сложные скороговорки. Ознакомьтесь, пожалуйста.
Слайд 6.
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой. С каждым годом скороговорок становится всё больше и больше. А, какие скороговорки известны вам? (Предположительные ответы родителей)
Для развития речи детей можно использовать различные игры со скороговорками. Посмотрите видео. Это интересно, весело и нравится детям!
Видео. Слайд 7.
Развитие речи детей в практике музыкального руководителя ведётся по следующим направлениям.
- Скороговорки и музыкальные инструменты.
- Скороговорки и телесная перкуссия
- Театрализация скороговорок
- Разные музыкальные стили
Попробуем и мы с вами поиграть в игры-скороговорки.
Телесная перкуссия:
Прочитать скороговорку и ритмично прохлопать в ладоши и ударять по коленям ладонями
В
Скороговорки и музыкальные инструменты:
Прочитать скороговорку и подыграть себе на музыкальном инструменте по выбору.
Театрализация скороговорок:
Игра-перевоплощение. «Актёрское мастерство»
Роли могут быть разные: радостный, грустный, весёлый, задумчивый, смеющийся, сердитый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др); образы животных (Лиса, медведь, волк, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль, поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику, жесты этого героя, подберите характерную интонацию.
Разные музыкальные стили:
Прочитать скороговорку в стиле реп, африканский стиль, фристайл, джаз.
Рефлексия: «Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой – для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-196174-1365355840.jpg)
Использование малых форм фольклора в работе с детьми в раннем возрасте.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельност...
Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"
Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-1244005-1588149979.jpg)
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие активной речи детей первого года жизни. Основным инструментом формирования готовности к овладению активной речью предлагается использование малых жа...
Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-804823-1484857532.jpg)
Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В статьн рассказывается о приобщении младших дошкольников к устному народному творчеству как первой ступеньке в осовоении родного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1172271-1573886686.jpg)
статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013879-1519058812.jpg)
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...