Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Нина Владимировна Мартынова

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Используя данную методическую разработку можно проводить работу по развитию речи с детьми в детском саду и дома. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                  http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/square_thumbnail/public/media/2014/02/25/dukhovnost_vospitanie_0.gif?itok=2XUIHkIa

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад «Росток»

 г. Пугачева Саратовской области»

2022-2023 учебный год

                                                                               Музыкальный руководитель

                                                                                                   Мартынова. Н. В.

Представление опыта оказания психолого-педагогической, консультационной, методической помощи родителям

Тема: «Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста»

Вид авторского материала: семинар-практикум

Описание опыта

Цель: содействовать формированию у родителей (законных представителей) умений по использованию скороговорок, направленных на развитие речи у детей раннего возраста.

Оборудование: Колонка, флешнакопитель, компьютер, проектор, экран, столы, стулья по количеству родителей, музыкальные инструменты.

Материалы: Презентация, аудиозаписи музыкальных фонов, картинки, задания на листах бумаги.

  Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Мартынова Нина Владимировна. Я музыкальный руководитель центра «Росток». Прочитайте высказывание на экране. Как вы думаете, на какую тему мы сегодня поговорим?

  Слайд 2.

Да, вы правы, тема нашей беседы «Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей».

  Слайд 3.  

У многих современных детей отмечаются нарушения в развитии речи. Они проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Если есть нарушения, то и все психические процессы отстают в развитии.

  Слайд 4.

Как вы считаете, зачем нужно разучивать скороговорки? (Ответы родителей) Доказано, что скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным, подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок, успешной в будущем личностью.

С какого возраста можно разучивать с ребёнком скороговорки? (Ответы)

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш ещё только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В этом возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук

 Слайд 5.

Развитие речи происходит постепенно. К 2-3 годам ребёнок может освоить более сложные скороговорки. Ознакомьтесь, пожалуйста.

 Слайд 6.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой. С каждым годом скороговорок становится всё больше и больше. А, какие скороговорки известны вам? (Предположительные ответы родителей)

Для развития речи детей можно использовать различные игры со скороговорками.  Посмотрите видео. Это интересно, весело и нравится детям!

 Видео. Слайд 7.

Развитие речи детей в практике музыкального руководителя ведётся по следующим направлениям.

  1. Скороговорки и музыкальные инструменты.
  2. Скороговорки и телесная перкуссия
  3. Театрализация скороговорок
  4. Разные музыкальные стили

Попробуем и мы с вами поиграть в игры-скороговорки.

Телесная перкуссия:

Прочитать скороговорку и ритмично прохлопать в ладоши и ударять по коленям ладонями

В

Скороговорки и музыкальные инструменты:

Прочитать скороговорку и подыграть себе на музыкальном инструменте по выбору.

Театрализация скороговорок:

Игра-перевоплощение. «Актёрское мастерство»

Роли могут быть разные: радостный, грустный, весёлый, задумчивый, смеющийся, сердитый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др); образы животных (Лиса, медведь, волк, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль, поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику, жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

Разные музыкальные стили:

Прочитать скороговорку в стиле реп, африканский стиль, фристайл, джаз.

Рефлексия: «Ладошка»

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

большой – для меня это важно … / неважно …

указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец – хочу для себя выяснить 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми в раннем возрасте.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельност...

Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"

Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие активной речи детей первого года жизни. Основным инструментом формирования готовности к овладению активной речью предлагается использование малых жа...

Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...

Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В статьн рассказывается о приобщении младших дошкольников к устному народному творчеству как первой ступеньке в осовоении родного языка....

статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов  «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...