Вебинар «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
статья
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Алисултанова Галина Темирбековна
воспитатель
МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
«Использование малых форм фольклора
в формировании речевой компетенции детей
раннего и старшего дошкольного возраста»
Речь… - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти какое -то время, чтобы ребёнок начал говорить. А задача взрослых - помочь и сделать всё возможное, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Известно, что развитие речи детей происходит под влиянием взрослых и напрямую зависит от нормального социального и речевого окружения, достаточной речевой практики, воспитания и обучения начиная с самого раннего возраста.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
К сожалению, в современном мире родители в силу занятости, все реже читают детям, в свободное время отдают предпочтение походу в кафе или развлекательные центры. Ребенок дома больше времени проводит за компьютером или телевизором, планшетом.
Общаясь со своими детьми, родители очень редко или совсем не используют малые фольклорные формы: потешки, пословицы, поговорки, сказки, пальчиковые игры, загадки. Но ведь, ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Малые формы фольклора для детей - раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Малые формы фольклора влияют на развитие речи детей:
• обогащают словарь,
• развивают артикуляционный аппарат,
• развивают фонематический слух,
• дают образцы для составления описательных рассказов
Эти формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пестушек, потешек, хороводных игр, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.
Уже в первые месяцы жизни ребенок слышит колыбельные песни, которые напевает каждая мама, качая колыбель с младенцем, а в детских садах мы используем аудиозапись.
Колыбельные песни —основаны на лирической силе слова и музыки, любви, нежности, ласки, заботы, которые убаюкивают.
Народом создано множество таких песен для тесного эмоционального контакта с ребенком. Эти песни хоть и имеют небольшой объём, но при этом являются настоящим кладезем для достижения воспитательных и образовательных задач. Их особый ритм, мелодичность и напевность способствуют формированию у детей плавного произношения отдельных фраз, предложений, обогащению словарного запаса, усвоению грамматического строя речи.
Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивают речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.
Припевки, потешки, народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. В детском саду, например, такие процессы как умывание, одевание, прием пищи, подготовка ко сну, требуют словесного сопровождения. И здесь на помощь приходят малые жанры фольклора.
Потешки – короткие стишки. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, выразительность, повышение и понижение тона.
Существует огромное количество потешек на все случаи.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда малыш плачет:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Потешка при кормлении
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
Читая потешки, необходимо демонстрировать эмоции, передавать детям настроение стиха, выделяя его голосом и тембром.
Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр, которые также способствуют развитию речевого общения. Дети с удовольствием перебирают пальчики, наделяя их именами близких людей.
Роль малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.
Возрастная особенность - способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени. Поэтому выбирая потешки, обращаем внимание на то, чтобы они были просты и коротки.
Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе, активизируя свою речь.
Особое место занимают музыкальные песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.
Хороводные игры - любимые забавы у малышей, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяют самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. Такие игры формируют произвольное запоминание текста и движений. Хороводы включают повторы слов с чёткой концовкой и действий.
В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.
Дети взрослеют, интересы меняются… меняются и формы работы и взаимодействия педагога с детьми: от простых форм потешек мы переходим к многослойным хороводным играм с национальным колоритом.
Развитие речи, употребление забытых народных слов, которые развивают у ребенка компетенции не только речевые, но и познавательные. Он может не только выучить потешку или хороводную игру, ребенку интересно - откуда произошла эта игра, кто ее придумал, какой народ. Через эти знания приобретается, расширяется, раскрывается информационный опыт.
Хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души.
Хороводная народная игра — это движение людей по кругу, взявшихся за руки с пением и пляской (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов). ХОРОВОД, древний круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и произвести их содержание, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи ребенка.
«Пугало», «Салки», «Горелки», «Аленушка и Иванушка», «Горячий картофель» «Золотые ворота» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами. Для ребят старшего дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Признаками народных игр являются спонтанность, добровольный характер, коллективность, наличие правил.
В игре, часто необходимо выбирать водящего. И в этом нам помогает Считалочка:
Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.
Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. В старшем дошкольном возрасте можно предложить детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева). Звёзды (невидно днём, а ночью видно, да и то не всегда, находятся далеко-далеко). Молния (сверкает в небе, после неё много шума). Если загадку отгадать не удаётся, то ребёнок подсказывает вам дальше: предлагая новые описания загаданного предмета (про стену – на это можно повесить ковёр, в этом могут быть окна или двери и т.д. пока вы не угадаете). Детям очень нравятся такие игры, особенно когда загадку придумывают они сами.
Эта форма народного творчества, может быть, с лёгкостью использована в домашних условиях, в быту, на прогулке. Например, гуляя в выходной день по парку вы поиграете с ребёнком в загадки и отгадки!
Пословица. В пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации.
Пословицы и поговорки напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь, то – будет так, а вот это случилось потому-то…
В детском саду воспитатель поясняет детям каждую пословицу, что она означает, как ее понять, осмыслить и растолковать. И для начало знакомит детей с более понятными для ребёнка пословицами. Например, за столом «Хлеб – всему голова!» Зимой, при одевании: «Береги нос в большой мороз»; о выполненной работе, быстро и некачественно можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!»
И только когда ребёнок научится понимать глубокий смысл, заложенный народом в каждое слово пословицы, тогда, заинтересовав его новыми открытиями можно продолжать знакомство с фольклорным творчеством.
Например, «Где лад там и клад» - более сложная для понимания ребенка пословица. (Встречаются слова, редко употребляемые в обычной повседневной речи). Воспитатель пояснит значение слова, «лад», что оно обозначает: «порядок», «согласие». Вспоминает пословицы, близкие по смыслу этой: «На что клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берет» для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь. Можно предложить детям нарисовать понравившуюся пословицу, чтобы убедиться, что они понимаю смысл этой пословицы.
Поговорка – это нечто другое. Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»
Например, давайте сравним:
Поговорка | Пословица звучит по-другому: |
Воду в ступе толочь | Воду в ступе толочь — вода и будет |
И нашим, и вашим | И нашим, и вашим за копейку спляшем |
Чудеса в решете | Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда |
Это вызывает интерес для человека, который в этом разбирается, ребенок же не разбирается в терминологии, поэтому в детском саду мы разбиваемся на две команды, одна команда составляет поговорку, другая пословицу, и ребята рассуждают, придумывают, творят, предполагают, чтобы это значило и почему это звучит иначе. В итоге приходят к выводу, что им легче запомнить поговорку или пословицу и запоминают.
Предлагаем и вам дома попробовать проверить себя, вы то взрослые разбираетесь, есть ли разница и помните ли вы об этом?
Скороговорка. Самая сложная форма фольклора для детей. Скороговорки нужно говорить быстро, четко произносить все звуки и слова. Редко кто-то без подготовки может произнести скороговорку правильно и в нужном темпе:
«Проворонила ворона вороненка»;
«Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула»;
«Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком».
Думаю, многие со мной согласятся в том, что дети в повседневной жизни часто ссорятся, особенно, если они малознакомы. И на этот случай есть словесный помощник — это мирилки. Мирилки – это небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети обычно произносят после ссоры или обиды для того, чтобы помириться.
«Пальчик за пальчик | Ссориться не будем. |
С их помощью в детском саду и мир, и лад.
Еще одна форма фольклора - небылицы-перевёртыши, т.е. игра с понятиями, направленная на развитие словотворчества.
Для взрослого — это нелепицы, а для ребёнка — смешные истории про то, чего не бывает. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру ребёнок познаёт мир. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится выдумывать, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Подведём итоги:
- Необходимо использовать малые фольклорные формы в раннем и младшем дошкольном возрасте:
- Пойте колыбельные на ночь!
- Напевайте знакомые весёлые песенки за любым занятием с детьми!
- Играйте в пальчиковые игры даже когда едете в автобусе!
А с детьми старшего дошкольного возраста:
- Разучивайте скороговорки, устраивайте семейные состязания «Кто быстрее!»!
- Творите! Развивайте словотворчество! Придумывайте новые слова, которые будут принадлежать только вашей семье!
- Играйте всей семьей в народные игры под открытым небом!
И тогда речь – этот чудесный дар природы, поможет маленькому человеку раскрыться и стать большой личностью в огромном, современном мире слов и открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики"
Цель проекта: Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....

Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста
Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...

Презентация "Малые формы фольклора как средство патриотического воспитания детей раннего возраста"
Презентация для педагогов...

Формирование навыков ориентировки на плоскости как эффективная возможность повышения уровня познавательно-речевого развития детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Данная презентация представляет собой обобщение системы работы по формированию навыков ориентировки на плоскости у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)