Главные вкладки

    "Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"
    учебно-методический материал по развитию речи

    Малютина Надежда Михайловна

    Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

    Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

     в режимных моментах

    Режимный момент

    Методы и приемы

    Прием

    Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

     проводится ежедневно, в утренние часы. Пальчиковые игры: «Улитка», «Строим дом», «Овощи», «Червячки», «Зима» и другие. Артикуляционная гимнастика: «Волк», «Пузырек», «Закроем-откроем домик».   Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным сопровождением.

    Упражнения и дидактические игры:

    • «Нанизывание крупных бусин», «Цветные шарики», «Кто что ест?», «Черепашки». Шнуровки - «Ежик и яблоко», «Дерево», «Машина», «Ваза с цветами», игры с водой и песком. Вкладыши - «Деревня», «Геометрические фигуры». Игры с разнообразной мозаикой, кубиками; рисование  восковыми  мелками, карандашами, разминать пальцами пластилин.

    Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания.

    В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

    Умывание

    Параллельный разговор: мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша, обычно сопровождалось репликами, отражающими:
    – процесс: »Будем засучивать рукава. Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;
     – называние необходимых предметов и их качеств: «Возьми  мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;
    – указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки! Хорошо!».

    Чтение художественного слова: дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: 

    Чистая водичка умоет Даше личико, Маше ладошки, а пальчики Тимошке. Закатаем рукава, открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, моем уши и ладошки! Посмотрите, крошки, на свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!

    Прием пищи

    Разговор с самим собой: когда малыш находится не далеко от нас, мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например, «Где чашка? Я вижу чашку на столе. В чашке молоко. Детки пьют молоко». А у нас есть ложки волшебные немножко. Вот тарелка, вот еда. Не останется следа.

    Совместные игры

    Бытовые и игровые ситуации; отобразительные игры: «Наш дом», «Идем в больницу», «Магазин», «Машина». В этих играх дети получают словесное поощрение и поддержку, например, в игровой ситуации «Уложим куклу спать», я говорю: «Как замечательно ты качаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: «Качаем зайку».

    Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

    Одевание

    Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются.

    Чтение художественного слова. Для освоения навыков необходимых для одевания мы вместе с младшим воспитателем проговариваем потешки: «Вот они – сапожки», «Таня варежку надела», «А сейчас пойдем гулять» и другие.

    Прогулка

    Наблюдение и элементарный труд в природе (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами и т.д.).

    Вечерний отрезок времени

    Игры – забавы, игры – хороводы: (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать звук речи, устанавливать ее ритм).

    Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, ждут своей очереди.

    Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешек сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «….  Маслом поливала, детям давала: Кате два, Диме два, Полине два, т.д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

    Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок: это нравится детям, увлекает их, и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать ее, пересказывать наизусть то, что было  рассказано и прочитано воспитателем.

    Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)

    Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевает, но и играет на музыкальных инструментах, знакомятся с ними


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация"опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3682775","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"368278...

    Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

    В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

    Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста

    Консультация для воспитателелей "Приемы  повышения  эффективности  работы  по речевому  развитию  детей  раннего  возраста"...

    Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

    Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

    Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

    Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

    «Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»

    Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка....

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    рассматриваются особенности развития детей раннего возраста и формы организации работы с ними...