Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи на тему

Холодова Марина Георгиевна

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_po_razvitiyu_rechi.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по речевому развитию детей  раннего возраста.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя,

                             которое обеспечивает своевременное психическое

                             развитие ребенка.

 Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый момент, когда малыш произнес первое слово. А на самом деле гораздо раньше.  

Психологи все чаще и настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является,

безусловно, главенствующей.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь, как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и специальных занятий по развитию речи.

      В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную речь. Ребенок уже может по просьбе найти игрушку, а к 1г. 3м. он может выполнять простые действия, не сложные поручения.

     До 1г. 6м. фразовая речь у детей отсутствует.

      Со второй половины второго года жизни ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (мама, би – би), а в 1г. 10м. употребляет двух и четырех словные предложения, но слова в таких предложениях еще не связаны друг с другом.

       На своем опыте работы с детьми раннего возраста, я убедилась, что активный словарный запас имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы малыш начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 – 60 слов. Особенно быстро пополняется словарь к двум годам. Количество слов, которыми пользуется ребенок от 100 до 300. Чаще всего это существительные. Из прилагательных используются слова, обозначающие размер предмета. Я считаю, что объем словаря на прямую зависит от условий воспитания,  от частоты общения со взрослым, а качество речи – от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о том, что необходимо больше внимания уделять развитию речи детей. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития речи у детей раннего возраста появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи и на развитие его собственной речи.

Работая с детьми раннего возраста, я из года в год сталкивалась с одними и теми же проблемами, а именно: очень мало материала по речевому развитию детей от 1 года до 2 лет. Имеющийся материал частично устарел и потерял свою актуальность, а новые разработки разбросаны по методической литературе. Таким образом, я пришла к выводу, что нужно систематизировать работу по развитию речи детей раннего возраста, обработав многие источники и внеся новые формы и методы работы.

 В сентябре я провела ряд наблюдений с целью выявления речевых отклонений.

  • все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.
  • 10 детей легко находят нужные предметы и выполняют элементарные поручения и инструкции.
  • 8  детей активно пользуются речью, обращаясь  ко взрослым и к  сверстникам, используя простые слова и словосочетания.
  • 4 ребёнка используют в речи предложения из 2 - 3 слов.

Также были обнаружены следующие проблемы:

  • 8 детей не проявляют инициативу в общении со взрослым, не обращаются к нему с просьбой или высказыванием.
  • 5 детей пользуются лепетной речью и упрощенными словами.
  • 3 ребёнка заменяют речь мимикой и жестами.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но  наряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.

 В результате обследования детей по методике К. Л. Печоры ( см. приложение ), я составила следующие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста:

  • Ежедневно проводить артикуляционную гимнастику и упражнения: «Улыбка», «язычок играет», «кошечка лакает молоко», «трубочка», «лошадка».
  • Ежедневно использовать пальчиковые игры: « сорока – ворона», «ладушки», «петушок», «весёлые ладошки», «котик – коток».
  • Использовать игры для развития воздушной струи: «закружи снежинки», «осенние листочки».
  • Обогащать активный и пассивный словарь, опираясь на задачи по развитию речи.
  • Учить выражать свои желания и потребности речью, а не жестами.
  • Включать в жизнь детей игры – инсценировки  и игры  - драматизации по сказкам.
  • Ежедневно использовать художественное слово (потешки, короткие стихи) в режимных моментах.
  • Читать сказки с повторяющимися действиями.
  • Рассматривать предметные и сюжетные картинки.
  • Рассматривать игрушки и описывать их.
  • Ежедневно использовать игры на развитие мелкой моторики рук.
  • Учить выполнять поручения и инструкции взрослых.

Для детей с низким уровнем развития речи я рекомендую следующее:

  • Учить понимать речь взрослого обращенную к нему.
  • Учить активно использовать в речи простые слова и звуковые комплексы (би – би, тук – тук, ням – ням).
  • Продолжать знакомить детей с названиями окружающих предметов, учить их узнавать их на картинке.
  • Учить играть рядом с другими детьми.
  • Играть вместе с другими детьми.
  • Побуждать повторять за взрослым простые слова , отвечать на вопросы (что это?; кто это?).
  • Учить выполнять простые поручения взрослых.

   Для успешного речевого развития детей второго года жизни, я ставлю следующие задачи:

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  1. Содействовать развитию понимания речи и расширять запас понимаемых слов:

- учить по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды.

- учить понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица, бытовые и игровые действия, признаки предметов (цвет, размер, форму).

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

- учить понимать сюжеты небольших инсценировок с игрушками, состоящих из двух или трех действий.

- системообучающая задача на втором году жизни - поддерживать и развивать потребность в общении.

2. Содействовать развитию активной речи:

    - совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий.

     - учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы.

     - формировать умение отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?»

     - развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

         -  учить произносить по подражанию предложения из двух слов.

 

От 1г.6м. до 2 лет.

  1. Развитие понимания речи:

- расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела и лица ребенка ( руки, ноги, голова, живот, рот, глаза, нос, уши, щеки, лоб)

- называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер ( большой, маленький), форму ( кубик, кирпичик, крыша- призма),

Состояние ( чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там), временные ( сейчас ) и количественные ( один, много) отношения ( к концу года).

- закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.

- учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает), способы питания (лакает, клюет), голосовые реакции (мяукает, лает); способы передвижения человека ( идет, бежит ), его трудовые действия ( стирает, моет), а также слова, характеризующие его настроение ( плачет).

- учить понимать предложения с предлогами  в, на.

- формировать обобщенные представления о предметах и действиях.

- учить узнавать и показывать знакомые предметы не зависимо от их размера и цвета; соотносить одно и тоже действие с несколькими предметами (кормить можно не только куклу, но и мишку).

- содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.

2. Развитие активной речи:

              - поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.

              - предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей

                к подражанию.

               - продолжать расширять и обогащать словарный запас детей:

  • существительными, обозначающими название игрушек, одежды, обуви, посуды, транспортных средств, ярких представителей животного и растительного мира; именами собственными.
  • глаголами, обозначающие бытовые, игровые действия ; действия , противоположные по значению (снимать – надевать); действия, обозначающее желание и эмоциональное состояние людей (смеяться, плакать, хотеть), их взаимоотношения .
  • прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, вкусовые качества, температурные различия  (сладкий, кислый, холодный).
  • наречиями (высоко, низко, тихо, впереди).

         - учить детей составлять фразы из двух – трёх слов; употреблять

           правильные грамматические формы; согласовывать существительные и

           местоимения  с глаголами, употреблять глаголы в настоящем,

           прошедшем и будущем времени; использовать предлоги.

           Предлагать образцы употребления вопросительных слов.

        - учить интонационной выразительности речи.

        - способствовать развитию потребности  детей в общении посредством  речи. Подсказывать им поводы для обращения ко взрослым и сверстникам.  Давать образцы  правильного произношения слов.

В своей работе я всегда объединяю игру с обучением и получаю возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, на мой взгляд, заинтересовать малышей, пробудить творческую и познавательную активность. Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приобретению ими сенсорного и сенсорно – моторного опыта.

Игры – занятия по обучению детей развитию речи я строю на сочетании разных видов деятельности ( ознакомление с окружающим, игра, театр, конструирование, занятия с дидактическим материалом) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей сюжетному конструированию, действиям с дидактической игрушкой, ознакомлению с окружающим активно использую игру. Обыгрывание постройки, какого – либо сюжета картинки с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождаю эмоциональными комментариями, активно использую художественное слово, литературный материал. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занятия по ознакомлению с окружающим, с дидактическим материалом, конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов я всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушками, персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

На занятиях и в повседневной жизни детей я широко использую художественное слово: песенки, потешки, короткие стихи. Этим ярким произведениям присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов ( вопрос – ответ ). Многие народные песенки, потешки и авторские стихи отвечают потребностям детей в игре. В этих играх могут одновременно участвовать все малыши. Дети с удовольствием повторяют звукоподражания, сопровождая их движениями, соответствующими тексту.

Движениями мы сопровождаем не только тексты потешек и стихов, но и некоторые сюжеты сказок.

Предлагаю вашему вниманию некоторые методы и приемы, которые я с успехом использую на занятиях по развитию речи.

Артикуляционная гимнастика.

 Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции речи необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут.  Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

 На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим я широко использую артикуляционную гимнастику. Дети с удовольствием включаются в игру и выполняют упражнения:

  • «Окошко» Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • «Шарики» Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • «Вкусное варенье» Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • «Кошечка лакает молоко» Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • «Барабан» Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • «Слоненок» Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • «Лошадка» Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • «Заборчик» Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
  • «Чистим зубки» Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • «Паровозик» Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • «Пароходик» Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • «Часики» Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Также очень часто использую наши любимые упражнения:

  • «Кошечка лакает молоко»
  • «Поезд»
  • «Язычок играет в прятки»
  • «Лошадка»
  • «Вкусное варенье»
  • «Рыбка»

Пальчиковая гимнастика.

Активизации речевого развития также способствует пальчиковая гимнастика и специальные упражнения на согласование речи с движениями. Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Ведь каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. С этой целью я часто использую народные «пальчиковые» игры не только на занятиях, но и вне их. Дети очень быстро их осваивают и играют в них без показа взрослого. Это такие игры как:

  • «Ладушки»
  • «Сорока- Ворона»
  • «Коза рогатая»
  • «Петушок»
  • «Пальчик- мальчик»
  • «Прятки»
  • «Замочек»
  • «Паучок»



Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий с использованием пальчиковых игр:

  • Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст при этом необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 Пальчиковую гимнастику стараюсь проводить в любой удобный момент:

  • «Дождик»
  • «Зайка серенький»
  • «Котята»
  • «Веселая семейка»
  • «Пальчик- мальчик»
  • «Мы делили апельсин»
  • «Кукла Маша печенье пекла»
  • «Кораблик»
  • «Цветочки»

Развитие мелкой моторики рук.

На занятиях я широко использую игры на развитие мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук, способствует активации речевых центров, улучшению артикуляционных движений, развитию координации, ребенок познает свойства предметов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь. Мои малыши очень любят играть в следующие игры:

  • Настольная и напольная мозайка.
  • Конструкторы типа «лего».
  • Строительные наборы.
  • Шнуровка.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц.
  • Игры с липучками.
  • Пальчиковый бассейн.

Игры для детей от одного года:

  • сильные ладошки
    Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
  • мозаика
    Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
  • конструктор
    Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
  • бусины
    Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
  • шнуровки
    Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
  • волшебный поднос
    На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • разноцветные прищепки
    Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
  • золушка
    Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • забавные картинки
    По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • счетные палочки
    Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
  • маленький скульптор
    Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • застегни пуговку
    Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.
  • Трафареты Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить трафареты
    внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума.

 Развитию мелкой моторики способствуют игры с водой и песком:

  • «Звонкий ручеек»
  • «Капля- раз, капля- два»
  • Формование песка
  • «Постираем платочки»
  • «Пальчики купаются»
  • «Веселая рыбка»
  • «Маленькие рыболовы»

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Эти упражнения очень нравятся малышам своей яркостью и необычностью. Целью этих упражнений является выработка плавного речевого выдоха.

Упражнения для развития речевого дыхания:

  • футбол
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Мыльные пузыри

Стараться плавно выдуть как можно больше пузырей.

Потешки и стихи для пальчиковых игр.

Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.

Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.

Предлагаем Вашему внимаю  потешеки для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.

cорока

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)


ладушки

- Что ели? - Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.

- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)


варежка

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

Использование художественного слова.

Также в своей работе широко использую художественное слово.

Я считаю, что фольклор для самых маленьких (песенки, потешки, пестушки, колыбельные) эмоционально обогащает малышей, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего детства ребенок должен слышать произведения устного народного творчества. Утром, во время приема, встречаю детей с яркой красочной игрушкой (кошкой, петушком), чтобы переключить внимание ребенка на игрушку и сопровождаю ее движения чтением потешки:

  • «Петушок»
  • «Киска»
  • «Собачка»

Знакомство с потешками начинаю с рассматривания иллюстраций, картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываю о персонаже потешки, его особенностях. Дети учатся двигаться, «говорить» как киска, собачка, мишка в зависимости от того, о ком потешка.

Потешки использую во всех режимных моментах. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Чтобы малыши быстрее запомнили потешки, произношу их выразительно, эмоционально.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом.

Игру с ребенком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка».

Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребенка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребенка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет еще больше, если в это время он услышит слова песенки «Солнышко-ведрышко».

Читая потешки («Курочка - рябушечка», «Кисонька - мурысенька» и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.

Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

Ежедневно проводя целенаправленную работу по речевому развитию детей раннего возраста, мы достигли следующих результатов:

  • Расширили представление детей об окружающей действительности. На этой основе усиленно развилась речь детей, появилась потребность в речевом общении.
  • Звукоподражательные слова дети заменили на общеупотребительные.
  • Значительно увеличился объём словаря (от 10 - 30 до 200 – 300).
  • Многие дети усвоили некоторые грамматические конструкции языка.
  • Дети проявляют инициативу и активность в общении со взрослым и сверстниками.
  • Дети начали употреблять предложения из 2 – 3 слов.
  • Начало происходить становление связной речи.

Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию речи детей раннего возраста с элементами пальчиковых игр и гимнастик.


В гостях у бабушки.

Программное содержание:

  • Расширять ориентировку в окружающем; учить узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петушок).
  • Учить запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц; умению подражать их голосам.
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать их речь словами и строками народных поэтических творений.
  • Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
  • Воспитывать доброжелательность, общительность.

Словарь: звукоподражания – «гав-гав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку»; гребешок, бородушка, перышки, лапки, ноги, хвостик, уши, глаза, пушистые, мягкие, оладушки.

Материал: игрушки – собака, кошка, петух; будка для собаки, печка для кошки, забор для петуха, пшено в круглой крышке для петуха, платок, фартук, оладушки.

Предварительная работа:

  • «Разучивание» стихотворения «Собачка» Н.Комисарова.
  • «Разучивание» потешек «Как у нашего кота», «Петушок», «Ладушки»
  • «Разучивание» игр с пальчиками – «Собачка», «Петушок», «Вышел котик погулять».
  • Наблюдение во время прогулки за птицами, кошками, собаками, их кормление.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах.
  • Чтение художественных произведений или рассказ воспитателя о животных и птицах.
  • Загадывание загадок о собаке, кошке, петушке.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы хотите к бабушке в гости?
Дети: Хотим.
(Надеваю платок и фартук).
Бабушка: Ребята, вы хотите узнать, кто у бабушки живет?
Дети: Да, хотим.
Бабушка: Пойдемте со мной, я вам что-то покажу. Посмотрите, что это?
Дети: Это будка.
Бабушка: Отгадайте загадку и вы узнаете кто в ней живет: «Кто гав-гав (лает), чужих в дом не пускает? гав-гав.» Кто же это?
Дети: собака.
Бабушка: Правильно, собака! Это наша Жучка – хвостик закорючкой! Погладьте собачку. Какая у нее шерстка? Мягкая, пушистая. Какого цвета? У собаки есть хвостик. А что еще есть у собаки?
Стихотворение «Собачка» Н.Комисарова (дети договаривают последние слова в строчках)

К нам пришла собачка
Умная собачка,
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает:
гав-гав-гав!

Бабушка: Ребята, давайте покажем собачку из пальчиков. У всех получилась собачка? У всех. А теперь собачки полайте: гав-гав-гав.

Пальчиковая гимнастика: Дети соединяют подушечки пальцев, изображая собачью морду, а два пальца поднимают вверх – показывают уши.
Бабушка: В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу –
Гав, гав, гав!
Дети: Собака.
Бабушка: А что любит собака?
Дети: Косточку.
Бабушка: Давайте угостим собаку косточкой (угощаем). Собака вам, ребятки, говорит «Спасибо».
Воспитатель: Мяу-мяу? Ребята, кто это?
Дети: Котик, кошка, киска!
Бабушка: А где же он? Давайте поищем. Вот он где спрятался. На печке! Посмотрите, какой у меня красивый котик. Погладьте котика. Какая шерстка? Какого цвета? У котика есть шерстка.
А что еще есть у котика?

- Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

(Рассказывание потешки сопровождается движениями рук, последние слова в строчках говорят дети.)
Ребята, давайте поиграем пальчиками, а котик посмотрит.

Пальчиковая игра: «Вышел котик погулять»
Бабушка:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел котик погулять,
Вышел котик погулять,
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Наши пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца. При повторении игры загибать пальцы на правой руке.
Бабушка: Котик хочет молочка. Давайте угостим котика молочком. Котик нам говорит «Спасибо».
Бабушка: Ребятки, отгадайте загадку:

- Встает на заре,
Поет на дворе.
На голове гребешок. Кто же это?

Дети: Петушок.
Бабушка: Правильно, ребятки, петушок.

 - Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой!

Погладьте петушка. Посмотрите, что у петушка есть.
Дети: Гребешок, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный, ноги, перышки.
Бабушка: Давайте прочитаем петушку потешку:

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь.
Деткам спать не даешь?

Дети: Ку-ка-ре-ку!
(Слова потешки сопровождаются движениями рук. Последние слова в строчке говорят дети.)
Бабушка: А что это у петушка?
Дети: Клюв.
Бабушка: А что петушок любит клевать?
Дети: Пшено.
Бабушка: Посмотрите, сколько я пшена припасла для петушка. Как петушок клюет? Клю-клю (указательным пальчиком показывают как петушок клюет - на ладошке.) А когда петушок голосисто поет?
Дети: Когда солнышко просыпается.
Бабушка: Давайте нарисуем петушку солнышко. Я нарисую пальчиком большое-большое, круглое, круглое солнышко и прямой-прямой лучик и вы нарисуете пальчиком прямой-прямой лучик. (Рисуем на пшене солнышко.) Вот какое красивое солнышко у нас получилось. Посмотри, петушок на солнышко. (Петушок кукарекает).
Бабушка: Это петушок нам сказал «спасибо за солнышко. Давайте из пальчиков сделаем петушка.

Пальчиковая игра: «Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой (клюв). Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – гребешок.
Петушки: Ку-ка-ре-ку!

Бабушка: Ребятки, вы сегодня порадовали бабушку и если поможете мне, я угощу вас оладушками.
Ладони горизонтально. Хлопать в ладоши, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая.

- Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки.
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.

Левую ладонь держать горизонтально и стучать по ней собранными щепотью пальцами правой руки.

Маслом поливала.

Обе руки вытянуть перед собой.

Деткам давала.
Лене два, Ксюше два,
Даше два, Оле два,
Жене два – всем дала!

Вытянуть руки вперед – в стороны и слегка поклониться.

Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Молодцы, хорошие ребятки. Помогли мне напечь оладушек. Я вас сейчас угощу оладушками. (Достаю из печки оладушки и угощаю детей).
Дети: Спасибо, бабушка!
Бабушка: А теперь, ребятки, приглашайте гостей отведать наших оладушек и чаю. «Пойдемте, гости дорогие, отведаем наших оладушек, попьем чайку!

«Курочка Ряба»

Задачи:

закрепить знание содержания сказки; повторять вслед за взрослым отдельные слова и фразы;

способствовать формированию интонационной выразительности речи;

развивать мелкую моторику, соотносить движения пальцев рук; развивать концентрацию внимания, координацию;

вызывать у детей радость от слушания сказки, желание послушать ее еще и участвовать в рассказывании.

Оборудование:

волшебный сундучок ( сухой бассейн ),

персонажи к сказке "Курочка Ряба" ( игрушки ).

Словарная работа: активизация в речи глаголов.

Ход занятия

1. Воспитатель вносит в группу волшебный сундучок, наполненный различными крупами.

- Посмотрите, ребята, что я принесла? (ответы детей).

Воспитатель предлагает одному ребенку подойти и попробовать достать, что там находится.

( ребенок подходит, трогает руками сухой бассейн и оттуда достает яйцо).

- Что это? (Яйцо)

- Посмотрите, какое это яйцо? (ответы детей).

- Правильно, ребята! А вы знаете, кто его снес? (курочка Ряба).

Воспитатель достает из корзины курочку Рябу.

- Посмотрите, ребята, а вот и курочка Ряба, к нам пришла.

- А каких героев из сказки вы еще знаете? (дед, баба, мышка )

По мере ответов детей воспитатель достает из корзины всех героев сказки.

- Молодцы, вех героев вспомнили. Хорошо сказку знаете.

- Я предлагаю вам эту сказку показать с помощью наших пальчиков.

2. Воспитатель проговаривает текст и показывает движения, дети повторяют вместе с ним.

Жили-были дед

Обводят двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.

И баба

Изображают, как завязывают под подбородком уголки платка.

И была у них курочка Ряба

Стучат указательным пальцем по столу.

Снесла курочка яичко

упражнение "Колечки"

Подушечками больших пальцев прикасаются к подушечкам остальных пальцев.

Да не простое, а золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

"Молоточки"

Ритмично с чередованием постукивают кулачком одной руки по ладони другой.

Баба била, била - не разбила.

"Молоточки"

Мышка бежала

"Волны"

Шевелят прямыми пальцами

без напряжения.

Хвостиком махнула

"Лучики" - напрягают выпрямленные пальцы.

- яичко упало и разбилось

Роняют расслабленные руки на колени.

Дед плачет

Закрывают лицо руками.

Баба плачет

Закрывают лицо руками.

А курочка кудахчет:

"Не плачь, дед не плачь баба, я снесу вам яичко

"Колечки"

другое, не золотое, а простое.

3. Итог занятия.

- Вам понравилась показывать сказка?

- А как мы ее показывали? Пальчиками.

- Какие герои у нас побывали в гостях?

        


сентябрь

январь

май

возраст

понимание речи

активная речь

возраст

понимание речи

активная речь

возраст

понимание речи

активная речь

Рома Д.

1 г. 7м.

норма

норма

1г.11м.

норма

норма

2г.3м.

Артём С.

1г. 9м.

норма

норма

2г.1м.

норма

норма

2г.5м.

Полина П.

1г. 8м.

норма

откл. на 1э. с.

2 г

норма

откл. на 1э. с.

2г.4м.

Тёма С.

1г. 4м.

норма

откл. на 1э. с.

1г.8м.

норма

откл. на 1э. с.

2г.

Виталик Р.

1г.10 м.

норма

откл. на 1э. с.

2г.2м.

норма

норма

2г.6м.

Ярослав

1г.10 м.

норма

норма

2г.2м.

норма

норма

2г.6м.

Марк Л.

1г. 9м.

норма

откл. на 1э. с.

2г.1м.

норма

норма

2г.5м.

Алла П.

1г. 2м.

норма

норма

1г.6м.

норма

норма

1г.10м.

Стася С.

1г.2м.

норма

откл. на 1э. с.

1г.6м.

норма

откл. на 1э. с.

1г.10м.

Кристина

1 г.7м.

норма

откл.

на 1э. с.

1г.11м.

норма

откл. на 1э. с.

2г.3м.

Егор В.

1г. 2м.

норма

откл.

на 1э. с.

1г.6м.

норма

норма

2г.10м.

Лера М.

1г. 4м.

норма

норма

1г.8м.

норма

норма

2 г.

Игнат Р.

1 год

норма

норма

1г.4м.

норма

откл. на 1э. с.

1г.8м.

Оля М.

1г. 4м.

норма

норма

1г.8м.

норма

норма

2 г.

Артём Т.

1г.8м.

норма

откл.

на 1э. с.

2 г.

норма

норма

2г.4м.

Яна С.

1г.10м.

норма

норма

2г.2м.

норма

норма

2г.6м.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация"опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3682775","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"368278...

Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста

Консультация для воспитателелей "Приемы  повышения  эффективности  работы  по речевому  развитию  детей  раннего  возраста"...

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...

«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»

Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка....

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...