ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация по физкультуре (младшая группа)

Свиридова С.А.

рассматриваются особенности развития детей раннего возраста и формы организации работы с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Свиридова Светлана Анатольевна

Инструктор по физической культуре. ГБОУ Школа № 1161 корпус№6

 E – mail: aniska-84@mail.ru

Кауц Ирина Леонидовна

Инструктор по физической культуре. ГБОУ Школа № 1161 корпус№6

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития детей раннего возраста и формы организации работы с ними.

Ключевые слова. Ранний возраст, физическое развитие ребенка, двигательная активность.

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Большинство детей не могут усидеть на месте: им срочно нужно познавать мир не пешком, а бегом. В этом возрасте детей можно и нужно приучать к простым физическим упражнениям, приобщать к спорту, развивать мелкую и общую моторику во время подвижных игр. Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства [2, с. 3].

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в группе раннего возраста.

Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха. Движения ребёнка пока не сформированы как произвольные  Характерной особенностью возраста является огромный интерес к новым движениям, потребность настойчиво овладевать ими.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, новые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом).

Движения у детей раннего дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. 

Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением. 

Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп.

Физическое развитие детей раннего возраста направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно – гигиенических навыков, полезных привычек [1, с. 43-44].

Необходимо создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми. Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм [1. с. 131,133]. 

К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки). Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.

Повторение   не   должно   быть   механическим   и   однообразным,   теряется

интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей,

повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию,

не изменяя характера движений.

Планируя   занятия   по   физической   культуре   с   детьми   раннего   возраста,

педагогу следует учитывать такие факторы:

 помнить,   что   упражнения   должны   соответствовать   возрастным   и

функциональным   возможностям   ребенка   (разница   в   возможностях

детей,   например,   2   и   3   лет   очень   большая,   поэтому   от   совсем

маленьких детей не следует ожидать одновременности выполнения и

т.п.);

 предусматривать   упражнения   для   всех   крупных   групп   мышц

плечевого   пояса,   спины,   живота,   ног,   которые   необходимо

чередовать;

 не   заменять   полностью   все   упражнения   предыдущего   занятия,   а

оставить   2—3   знакомых,   которые  дети   слабо   усвоили,   требующих

повторения   (желательно   повторить   те   упражнения,   которые

доставляют детям удовольствие);

 предусматривать   постепенное   нарастание   нагрузки   на   организм

ребенка и снижение ее в конце занятия;

 избегать длительного статического положения, ожидания;

 методы   и   способы   организации   детей   согласовывать   с   их

возрастными возможностями;

 умело вызывать у ребенка положительные эмоции;

 учитывать   время,   отведенное   на   непосредственное   выполнение

движения

Планируя занятия по физической культуре с детьми раннего   возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

  • помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка (разница  в  возможностях детей, например, 2 и 3 лет очень большая, поэтому от совсем маленьких детей не следует ожидать одновременности выполнения ит.п.);
  • предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;
  • не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);
  •  предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;
  • избегать длительного статического положения, ожидания;
  • методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
  • умело вызывать у ребенка положительные эмоции;
  • учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения

Комплекс упражнений для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев

1.Сгибание и разгибание рук с кольцами. Выполняется детьми попарно.

Исходное положение — стоя на полу

2.Поднятие  выпрямленных ног до палочки. Выполняется лежа на полу,

попарно.

3.Приседание  с  кольцами. Выполняется  стоя на полу, попарно.

4.Пролезание через обруч.  Выполняется  лежа  на животе.

5.Ходьба по ребристой горизонтальной доске. Дети ходят «гуськом».

6.Ходьба по дорожке шириной 25—30 см.

Примерный подбор игр и упражнений для детей 2-3 лет.

  • Построим дорожку: Взрослый предлагает ребенку построить дорожку из 2-3 обручей (шнуров) и пройти по ней, перешагивая из обруча в обруч.
  • Мяч по дорожке: Ребенок прокатывает мяч по дорожке из 2-х параллельно положенных шнуров (по доске, скамейке), а взрослый ловит мяч.
  • Два мяча: Двое детей сидят друг напротив друга на расстоянии, примерно в 1 метр, у обоих в руках по большому мячу. Взрослый считает: «Раз, два, три!» -дети толкают мячи навстречу друг другу, чтобы они   столкнулись. Постепенно расстояние увеличивается.
  • Забрось в корзину: Ребенок бросает мяч в корзину, стоящую на полу на расстоянии 1 метра (двумя руками, правой и левой рукой).
  • Пролезь в обруч: Взрослый держит вертикально обруч, а ребенок пролезает в него.
  • Догони мяч: Взрослый бросает мяч, ребенок бежит за ним, берет в руки и

несет взрослому. Затем взрослый опять бросает мяч, но уже в другом направлении. Ребенок бежит за мячом.

  • Попрыгай  как мячик: Взрослый   показывает ребенку,  как  прыгает  мяч   при ударе его о землю. Затем предлагает ему попрыгать вместе с мячом. Прокати мячик с горки и догони его: Ребенок скатывает мяч с небольшой горки и быстро бежит за ним, догоняя его.
  • Машина: ребенок держит обруч «как руль» (горизонтально к полу) и, поворачивая его влево и вправо, бегает с ним.
  • Достань шарик: взрослый держит воздушный шар на высоте поднятых рук ребенка, затем выше на 5-10 см, ребенок пытается достать шар, подпрыгивает.
  • Упражнения с мячом: Вращение мяча вокруг своей оси на полу; забрасывание в корзину прокатывание в ворота; прокатывание между двумя параллельно положенными шнурами, скакалками, по доске; сбивание мячом кегли; перебрасывание через голову назад.
  • Упражнения с обручем: пролезание в вертикально поставленный обруч; ходьба по краю обруча (с круглым ободом); перешагивание из обруча в обруч; катание обруча вперед и бег за ним; скатывание с горки и бег; прыжки из обруча в обруч.
  • Упражнения со шнуром  (скакалкой): прыжки через шнур, положенный на пол, бег вдоль скакалки, разложенной на полу, по дорожке из 2-х скакалок.
  • Построим дорожку: Взрослый предлагает ребенку построить дорожку из 2-3обручей (шнуров) и пройти по ней, перешагивая из обруча в обруч.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья детей раннего возраста.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2019. – с.336

2.Увлекательные занятия по физической культуре в первой младшей группе учреждения дошкольного образования: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / сост. Ю.В. Евтухович. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

Использование нетрадиционного оборудования при организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Внедрение нового нестандартного оборудования для использования его на занятиях, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию для укрепления здоровья детей....