Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Использование произведений устного народного творчества в

Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования произведений устного народного творчества в процессе работы по речевому развитию детей раннего возраста        6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития детей раннего возраста        6

1.2. Произведения устного народного творчества как средство речевого развития детей раннего возраста        10

1.3. Педагогические условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества        14

Выводы по 1 главе        19

Глава 2. Практические аспекты педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества        20

2.1. Изучения уровня речевого развития детей раннего возраста        20

2.2. Перспективный план педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества        26

Выводы по 2 главе        38

Заключение        39

Список литературы        41

Приложение        43


Введение

Ранний возраст является периодом, когда закладываются основы познавательной деятельности и личностного развития ребенка. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Одним из важнейших новообразований возраста является становление и развитие речи. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.

Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.

В связи с этим в педагогике и психологии раннего возраста активно ведется поиск путей речевого развития детей раннего возраста, одним из которых является использование устного народного творчества.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к устному народному творчеству, фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф. Афанасьев, М.А. Булатов, М. Забылин, О.И. Капица, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П.Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека и в развитии ребенка.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Именно эти формы наиболее доступны для понимания детей раннего возраста, при этом они способствуют развитию речи.

Таким образом, актуальность проблемы по развитию речи детей раннего возраста путем использования произведений устного народного творчества обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования – педагогическая работа по речевому развитию детей раннего возраста.

Предмет исследования – условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества.

Цель исследования – изучить особенности организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста.

2. Теоретически обосновать и практически апробировать условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования произведений устного народного творчества в процессе работы по речевому развитию детей раннего возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития детей раннего возраста

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев).

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными [14].

К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте - непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным. На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие. Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?» (Д.Б.Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность [20].

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

Практическая предметная деятельность детей - важный этап перехода от практического опосредования к умственному, она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров [9].

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий [20].

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременною. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию.

Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение «примериванием» и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на «сигнальном» уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа (Л.А.Венгер, В.С.Мухина) [14].

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов [16].

К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период его повышенной восприимчивости к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным для развития речи ребенка).

Формирование речи в этом возрасте - основа всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться. В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей (подражают взрослым). В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т.п., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами-заменителями.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка [7].

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

1.2. Произведения устного народного творчества как средство речевого развития детей раннего возраста

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина и другие). Исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Ученые в области народно педагогики среди его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения.

Фольклор - один из разделов поэтического творчества, исторически сложившаяся и развивающаяся область искусства. Определяя фольклор как «народную словесность», «устную словесность», «народную поэзию», филологи М.К.Азадовский, В.Е.Гусев, Б.Н.Путилов, Ю.М.Соколов, В.И.Чичеров выделяют в своих исследованиях характерные черты народного поэтического творчества: устную форму бытования, традиционность, непосредственную народность, вариативность, коллективность создания и распространения [1].

Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии). Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники) [5].

Каждое фольклорное произведение является фактом словесного искусства и одновременно народного быта, так как выполняет определенную социально-бытовую функцию. Эта определенность назначения вызывает к жизни различные жанры фольклора, обособляет свойственные им темы, образы, поэтику, стиль [19].

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Являясь частью народной педагогики, детский фольклор имеет особое познавательное и воспитательное значение, несет в себе большой пласт текстов, обслуживающих проблемные ситуации общения или связанных с переживанием положительных чувств и эмоций. Определяя место фольклора в общей системе воспитания, К.Д.Ушинский основными приоритетами устного народного творчества считал историзм и народность. По его мнению, прибаутки, потешки, небылицы, сказки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики, высвечивают эпоху, быт, колорит национальной культуры [1].

Развивая идеи К.Д.Ушинского, О.И.Соловьева, Е.И.Тихеева, А.П.Усова подчеркивали возможность использования произведений фольклора для ознакомления детей с окружающим миром, формирования обобщенных знаний о предметах и явлениях, воспитания уважительного отношения к труду.

Особое значение в их работах приобретает проблема использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников: обогащения и активизации словаря, овладения грамматическим строем, осознанного употребления образных слов и выражений, формирования словесного творчества.

Фольклорные произведения содержат множество художественных приемов (аллегория, диалог, повторения, олицетворение), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Тексты детского фольклора отличаются своей пластичностью, рифмой и звукописью.

Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства [19].

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [5].

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Таким образом, фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

1.3. Педагогические условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества

К педагогическим условиях развития речи детей можно отнести, во-первых, использование доступных жанров фольклора в работе с детьми от года до трех лет, во-вторых, компетентность воспитателя по вопросам развития речи путем использования фольклора, в-третьих, развитие речи средства устных произведений народного творчества не только на занятиях, но и в режимных процессах, в играх.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) [4]. Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.

Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.

Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.

Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки- баю», «Катя, Катя маленькая...».

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки.

Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.


Выводы по 1 главе

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Одним из средств развития речи детей раннего возраста является фольклор, или устное народное творчество.

В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

К педагогическим условиях развития речи детей можно отнести, во-первых, использование доступных жанров фольклора в работе с детьми от года до трех лет, во-вторых, компетентность воспитателя по вопросам развития речи путем использования фольклора, в-третьих, развитие речи средства устных произведений народного творчества не только на занятиях, но и в режимных процессах, в играх.


Глава 2. Практические аспекты педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества

2.1. Изучения уровня речевого развития детей раннего возраста

Изучение уровня развития речи проводилось на базе МДОУ детский сад №110 г. Челябинска, группа детей раннего возраста. Всего в группе 14 детей в возрасте 2-2,5 лет.

Обследование речи проводилось в двух направлениях: импрессивная и экспрессивная речь. Исследование начиналось с изучения понимания слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, понимания обобщающих слов, понимания слов, обозначающих признаки предметов, действия предметов, а затем их называние.

Были использованы следующие диагностические задания (наглядный диагностический материал к заданиям представлен в Приложении):

Задание 1.

Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира.

Предложить ребенку рассмотреть, кто нарисован: «Покажи, где у мальчика голова, лицо, глаз, нос, рот, ухо, брови, шея, руки, локоть, пальцы, ноги, ступня». Затем предложить рассмотреть девочку и показать ее части тела

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании частей тела отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанная часть тела) - имеются нарушения в узнавании частей тела;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - узнавание частей тела практически отсутствует.

Два вида помощи: незначительная - инструкция типа «смотри внимательней»; значительная - указательный жест « а это что? ».

Задание 2.

Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений  окружающего мира (тема «Игрушки»).

Предложить ребенку рассмотреть, что нарисовано: «Покажи, где барабан, где кукла, где кубики, где лошадка, где мишка, где пирамидка, где мячик, машина, матрешка».

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании игрушек отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании игрушек;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - узнавание игрушек практически отсутствует.

Задание 3.

Методика позволяет оценить понимание ребенком обобщающих слов при выполнении поручений по вашей просьбе.

Заранее подобраны предметы (например, куклу, мяч, машинку, тарелку, ложку, чашку, рубашку, носки, ботинки) и разложены перед ребенком.

Попросить: «Поставь посуду на стол. Принеси обувь. Положи одежду на диван».

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании обобщающих слов отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в понимании обобщающих слов;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - понимание обобщающих слов практически отсутствует, подсказка почти не помогает.

Задание 4.

Методика позволяет оценить понимание ребенком действий.

Задайте ребенку вопросы по картинке: «Посмотри, как много щенят на полянке! Покажи того, который спит! А где щенок, который сидит? А где щенок, который пьет, который прыгает?»

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании действий отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное действие) - имеются нарушения в понимании действий;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - понимание действий практически отсутствует.

Задание 5.

Методика позволяет оценить умение ребенка называть слова, обозначающие признаки предметов по величине, понимание ребенком понятий «большой - маленький».

Задать ребенку вопросы по картинке: «Как много зверят! Найди больших, найди маленьких! Посмотри, зверята играют в песочнице. Скажи, кто большой? Кто маленький? Раздай им игрушки правильно». (Показать пальчиком или карандашом соединить игрушку с героем.)

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по величине, отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по величине;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - понимание слов, обозначающих признаки предметов по величине, практически отсутствует.

Задание 6.

Методика позволяет проверить способность ребенка различать сходные по назначению предметы.

Попросить ребенка посмотреть на картинку и выполнить задание: «Покажи, где стул, где табуретка, где скамейка; где шуба, где пальто, где дубленка».

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в различении сходных по назначению предметов отсутствует;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в различении сходных по назначению предметов;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - понимание практически отсутствует.

Задание 7.

Методика позволяет проверить понимание ребенком предлогов на, под, в. Попросить ребенка: «Положи кубик на стол; под стол; в стол».

Оценка результатов:

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании предлогов отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в понимании предлогов;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - понимание практически отсутствует, подсказка почти не помогает.

Задание 8.

Методика направлена на выяснение возможности употребления предлогов на, в, под в речи.

Показать ребенку картинку: «Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек».

Оценка результатов

  • задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании предлогов отсутствуют;
  • задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названный предлог) - имеются нарушения в понимании предлогов;
  • задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, - понимание практически отсутствует.

В процессе выполнения заданий оценивается также уровень экспрессивной речи.

Оценка выполненных заданий производится следующим образом:

2 балла - ребенок задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок;

1 балл - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого;

0 баллов - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого.

По итогам выполнения всех заданий делается вывод об уровне развития речи детей:

0-5 баллов – низкий уровень;

6-11 баллов – средний уровень;

12-16 баллов – высокий уровень.

Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни речевого развития детей третьего года жизни

Уровни

Количество детей

человек

%

Высокий

4

28,6

Средний

8

57,1

Низкий

2

14,3

Итого

14

100,0

Проведенная диагностика позволила выявить уровни развития речи. У каждого третьего ребенка выявлен высокий уровень развития речи. Затруднений предъявляемые задания у детей не вызвали, дети выполняли их самостоятельно и без ошибок, не прибегая к помощи взрослых. Этих детей отличает высокий уровень словарного запаса и наличие в речи распространенных предложений.

Более чем у половины детей речь сформирована на среднем уровне (57,1%). Эти дети допускали ошибки при выполнении либо давали правильный ответ при незначительной помощи взрослого; у них отмечаются нарушения в понимании слов, близкий к норме активный и пассивный словарь, наличие предложений в речи.

Также в группе выявлены дети с низким уровнем развития речи (14,3%). Эти дети не смогли выполнить задания, несмотря на значительную помощь взрослого, либо вообще отказывались от прохождения диагностики. Их отличает низкий уровень общительности, ограниченный словарный запас, отсутствие в речи предложений.

В целом, проведенная диагностика показала, что уровень развития детей данной группы соответствует нормативам, но при этом необходимо проводить дальнейшую групповую работу по развитию речи и индивидуальные занятия с детьми, имеющими низкий уровень. Для этого был разработан перспективный план работы по речевому развитию детей с использованием произведений устного народного творчества.

2.2. Перспективный план педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях.

В таблице 2 представлен план занятий на первое полугодие в группе детей третьего года жизни.

Таблица 2 – Перспективный план занятий по речевому развитию детей третьего года жизни с использованием произведений устного народного творчества

Период

Тема занятия

Задачи

Материал

Сентябрь

Тема «Игрушки»

Колокольчики

Учить детей менять высоту и силу голоса, выразительно читать потешки, стихи по подражанию, сопровождая их игровыми действиями. Развивать голосовой аппарат, речевое дыхание. Упражнять в четком произношении звукосочетаний. Закреплять звукоподражательные слова во фразовой речи, активизировать словарь. Воспитывать интерес к фольклору

ширма, кукла Петрушка, колокольчик (большой и маленький), иллюстрация к потешке «Кошкин дом», маска кошки, курочки, ведерко, картинка с изображением огня, дудочка, мыльные пузыри

Ложки

Познакомить детей с русской традиционной игрушкой. Учить детей слушать и понимать смысл потешек. Развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам, прибауткам, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней

деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки

Октябрь

Тема «Домашние животные»

Кот Василий

Учить детей внимательно слушать  воспитателя, поощрять повторение отдельных слов и фраз потешке, развивать произносительную сторону речи. Расширять запас понимаемых слов. Совершенствовать певческие способности детей. Воспитывать поэтическое восприятие, интерес к фольклору

игрушки – кот, котенок, мышка, белка, утенок

Коза рогатая

Учить детей внимательно слушать потешку, развивать речь, звукоподражание. Выполнять речевые инструкции воспитателя, развивать умение детей согласовывать движения со словами

игрушка-козочка, сорока, кастрюля

Ноябрь

Тема «Домашние животные и их детеныши»

Котенок Пушок

Учить детей строить короткие фразы из 2-3 слов, обозначать словами признаки знакомых объектов. Формировать активную речь. Закрепить представления о домашних животных и их детенышах. Продолжать знакомство с русским бытом. Воспитывать интерес к фольклору, доброжелательное отношение к животным

панорама русской избы, печь, котенок – игрушка

Декабрь

Тема «Домашние птицы»

Петушок

Учить детей выразительно читать потешки с помощью воспитателя. Развивать и обогащать речь детей словами и строками народных поэтических творений. Закреплять способность подражать игровым действиям взрослого. Воспитывать интерес к устному народному творчеству и любовь к родному языку

ширма, игрушки: петушок, курочка, цыплята

Калачи

(по сказке «Курочка Ряба»

Учить детей пересказывать знакомую сказку совместно с воспитателем, развивать речь. Знакомить детей с русским народным творчеством, побеждать к игре с движениями. Воспитывать поэтическое восприятие, интерес к фольклору

курочка-игрушка; убранство для русской избы (половички, печь, горшок, противень, калачи, баранки), русский народный костюм

На основе плана были разработаны конспекты (Приложение) и проведены в группе.

Также планировалась и проводилась работа по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества в режимных процессах (таблица 3).

Работу по использованию малых фольклорных форм в режимных процессах мы построили на следующих основных принципах:

  • на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала, так как детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей;
  • интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы, режимными моментами и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, все виды игр (подвижные, словесные, дидактические), сенсорное развитие, конструирование);
  • активного включения детей. Действенное соучастие детей привлекает малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию;
  • особым требованиям к интонационной выразительности речи воспитателя - при исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса.

Таблица 3 – Использование произведений устного народного творчества в режимных процессах

Режимный момент

Малые фольклорные формы

Методические указания

Утренний приём детей.

«С добрым утром, Детский сад!»

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки

Отдохнем немножко

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

Использовать как ритуал при утренней встрече детей в форме: вопрос-ответ

Утренняя гимнастика.

«Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам!»

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Вот мы руки развели

Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, Растем, Растем!

Использовать как речёвку во время построения на зарядку.

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.            

Водные процедуры. «Радость умывания»

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Использовать как упражнение на координацию речи с движением во время принятия водных процедур.

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем

Причёсывание

«Я возьму расчёски,

Сделаю причёски»

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коснька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса

Для режимных моментов подбираются потешки, которые, не только понятны детям по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня

Подготовка к принятию пищи.

«Вся наша пища - такая вкуснотища!»

Топ-топ по земле –

Ведь земля-то наша,

 И для нас на ней растут

Пироги и каша!

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку -на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Использовать: вовремя подготовки к принятию пищи; в период изучения темы «Овощи»; как элемент математического счёта

Дежурство в уголке природы.

«Во саду ли, в огороде»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Использовать во время дежурства в уголке природы

Подготовка к прогулке.

«На прогулку собирайся,

Поскорее одевайся!»

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

У сыночка в гостях
два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке

Использовать во время подготовки к прогулке.

Подбирать материал на каждый сезон (одежда, обувь, головной убор)

Прогулка.

«Очень весело гулять,

Бегать, прыгать и играть. Мы по городу гуляем, всё замечаем и наблюдаем!»

Ты, рябинушка  раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Использовать во время прогулок, наблюдений, экскурсий.

Подготовка ко сну.

«Мы учились и играли

И немножко все устали

Нам пора уж отдохнуть –

Всем тихонечко заснуть».

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать:

Приди, конь, успокой,

Приди, щука, убаюкай,

Приди сом, дай нам сон,

Приди, несушка, дай подушку.

Все придут тебя качать,  

Будет Коля засыпать.

Где Ваня спит?

Где люлька висит?

В высоком терему,

Пробойцы золоченые,

Подцепочки шелковые.

А подушка у него - Лебединое перо,

Одеяльце-покрывальце - Соболиное

Использовать во время подготовки ко сну. Этот материал способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию.

Пробуждение.

«Просыпайтесь, улыбайтесь,

На зарядку собирайтесь!»

Ночь прошла, темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко - Колоколнышко!»

Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием, помогает радостному и спокойному пробуждению

Закаливание

«Закаляться нужно нам – и большим, и малышам»

Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками

Потешки  дают ребенку возможность настроится на нужный лад, понять что от него хотят взрослые

Игры.

«Любим мы играть всегда,

И в жару, и в холода!»

Хороводная игра « Куры и лиса».

Как на птичьем на дворе,

Ходят куры по траве,

Ай-люли, ай-люли...

Дети гуляют по кругу, высоко поднимая колени, махая руками.

Зерна, крошечки клюют

И цыплят к себе зовут.

Ай-люли, ай-люли...

На корточках сидят и «клюют» Стучат пальчиком по полу.

К нам лисичка не ходи,

Кур из дома не кради!

Ай-люли, ай-люли... Грозят пальцем лисе.

Лиса: Я вас не послушаю, все равно всех скушаю.

Догоняет курочек, дети - куры убегают на стульчики – домики

Использовать подобранный материал, как подготовку к играм  всех видов, а также в качестве сопровождения пальчиковых игр и игр на координацию речи с движением

Вечерний уход  детей домой

«Вот уж вечер наступил - нам пора прощаться»

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Использовать как ритуал ежедневного прощания

План работы по использованию малых фольклорных форм в режимных моментах включал:

  1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту.
  2. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка).
  3. Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним.
  4. Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
  5. Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях.
  6. Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (однокоренные слова: котя, котенька, коток; Таня, Танечка, Танюша). Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.


Выводы по 2 главе

Изучение уровня развития речи проводилось в двух направлениях: импрессивная и экспрессивная речь. Исследование начиналось с изучения понимания слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, понимания обобщающих слов, понимания слов, обозначающих признаки предметов, действия предметов, а затем их называние. Были использованы различные диагностические задания.

Проведенная диагностика позволила выявить уровни развития речи. У каждого третьего ребенка выявлен высокий уровень развития речи. Затруднений предъявляемые задания у детей не вызвали, дети выполняли их самостоятельно и без ошибок, не прибегая к помощи взрослых. Этих детей отличает высокий уровень словарного запаса и наличие в речи распространенных предложений.

Более чем у половины детей речь сформирована на среднем уровне (57,1%). Эти дети допускали ошибки при выполнении либо давали правильный ответ при незначительной помощи взрослого; у них отмечаются нарушения в понимании слов, близкий к норме активный и пассивный словарь, наличие предложений в речи.

Также в группе выявлены дети с низким уровнем развития речи (14,3%). Эти дети не смогли выполнить задания, несмотря на значительную помощь взрослого, либо вообще отказывались от прохождения диагностики. Их отличает низкий уровень общительности, ограниченный словарный запас, отсутствие в речи предложений.

При проектировании педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста с использованием произведений устного народного творчества мы планировали такие формы организации, как занятия и деятельность детей в повседневной жизни (режимные процессы).


Заключение

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Одним из средств развития речи детей раннего возраста является фольклор, или устное народное творчество. К педагогическим условиях развития речи детей мы отнесли: использование доступных жанров фольклора в работе с детьми от года до трех лет, компетентность воспитателя по вопросам развития речи путем использования фольклора, развитие речи средства устных произведений народного творчества не только на занятиях, но и в режимных процессах, в играх.

На следующем этапе исследования была проведена диагностика уровня развития речи и разработка плана работы.

Изучение уровня развития речи проводилось в двух направлениях: импрессивная и экспрессивная речь. Исследование начиналось с изучения понимания слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, понимания обобщающих слов, понимания слов, обозначающих признаки предметов, действия предметов, а затем их называние. Были использованы различные диагностические задания.

Проведенная диагностика позволила выявить уровни развития речи. У каждого третьего ребенка выявлен высокий уровень развития речи. Затруднений предъявляемые задания у детей не вызвали, дети выполняли их самостоятельно и без ошибок, не прибегая к помощи взрослых. Этих детей отличает высокий уровень словарного запаса и наличие в речи распространенных предложений.

Более чем у половины детей речь сформирована на среднем уровне (57,1%). Эти дети допускали ошибки при выполнении либо давали правильный ответ при незначительной помощи взрослого; у них отмечаются нарушения в понимании слов, близкий к норме активный и пассивный словарь, наличие предложений в речи.

Также в группе выявлены дети с низким уровнем развития речи (14,3%). Эти дети не смогли выполнить задания, несмотря на значительную помощь взрослого, либо вообще отказывались от прохождения диагностики. Их отличает низкий уровень общительности, ограниченный словарный запас, отсутствие в речи предложений.

При проектировании педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста с использованием произведений устного народного творчества мы планировали такие формы организации, как занятия и деятельность детей в повседневной жизни (режимные процессы).

Этим исследованием не оканчивается изучение данной проблемы. В перспективе можно продолжить исследование по использованию в развитии речи таких произведений устного народного творчества, как сказка, пословицы и поговорки, загадки.


Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
  2. Аникин, В.П. Русские народные сказки [Текст] / В. П. Аникин. – М., 1984. – 176 с.
  3. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. - 207с.
  4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  5. Гладких, Л. П., Макеева, И. Б., Чуракова, Д. Воспитание сказкой [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошк.образ. учреждения ( серия духовно - нраственное воспитание для детей дошкольного возраста ) – М., 2002. – 343 с.
  6. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
  7. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
  8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
  9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
  10. Леонова, М.А. Первые шаги в страну звуков и букв. Ч.2. Произнесение отдельных звуков [Текст] / М.А. Леонова. - М., 1999. - 29с.
  11. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
  12. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.И. Максакова. - М.: Просвещение, 1982. - 159с.
  13. Максакова, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Туманова. – М., 1979. – 127 с.
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2000. – 456 с.
  15. Подрезова, Т.И.Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ [Текст] / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
  16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
  17. Старенкова, В. О дифференциации смешиваемых звуков [Текст] / В. Старенкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С.81-86.
  18. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с.
  19. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М., ООО «Фирма издательство АСТ», 2000. – 464 с.
  20. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

Приложение

Картинки к диагностическим заданиям

Задание 1

 

Задание 2

Задание 4

Задание 5

Задание 7

Задание 8


Занятие по развитию речи для детей I младшей группы с использованием фольклора

Тема: «ПЕТУШОК»

Программное содержание: Учить детей выразительно читать потешки с помощью воспитателя. Развивать и обогащать речь детей словами и строками народных поэтических творений. Закреплять способность подражать игровым действиям взрослого. Воспитывать интерес к устному народному творчеству и любовь к родному языку.

Материал: ширма, игрушки: петушок, курочка, цыплята.

Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, рассматривание иллюстраций, игры.

Методические приемы: художественное слово, игровой прием, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание.

Активизация словаря: умывается, водичка, личико, роток, зубок, причесаться, гребешок, головушка, бородушка.

Обогащение словаря: курочка-тараторочка, хохолок, пушистенькие, желтенькие, клювики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

На столе за ширмой спрятаны игрушки, дети сидят на стульчиках перед ширмой.

Воспитатель: «Ребята, когда мы утром просыпаемся, то одеваемся, а потом что мы делаем?»

Дети: «Умываемся!»

Воспитатель: «Правильно, ребята, умываемся! А какую потешку мы знаем про водичку?»

Дети: Водичка, водичка,

Умой мое личико –

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, когда мы умывались, что же нам еще осталось сделать?»

Дети: «Причесаться!»

Воспитатель: «Ребята, какие вы сообразительные! Отгадайте загадку: «Утром рано встает, деткам спать не дает». Кто это?» (ответы детей). Правильно, петушок. А как он голосисто поет?»

Дети: «Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: «Молодцы! Давайте позовем петушка к нам.

Дети: «Петушок, петушок иди к нам!»

Из-за ширмы появляется Петушок.

Петушок: «Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети! Вы ведь знаете кто я такой? А какую можете прочитать про меня потешку?»

Дети: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка

Что так рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель обращает внимание детей на особенности птицы: гребешок, бородушка, перышки, лапки.

Проводится физкультминутка «Петушок».

Петушился, петушился,

Петушился петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка.

Воспитатель: «Ребята, а кого петушок зовет? (ответы). Правильно курочку. Давайте поможем ему, позовем громко курочку.

Дети: «Курочка, иди к нам!»

Петушок: «Ку-ка-ре-ку!»

Из-за ширмы появляется Курочка.

Курочка: «Ко-ко-ко! Здравствуйте, ребята, куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне их найти».

Воспитатель: «Курочка-тараторочка по двору ходит, хохолок раздувает, малых деток созывает: «Ко-ко-ко!»

Дети встают и ищут цыплят, приговаривая: «Ко-ко-ко».

Воспитатель: (обращается к Петушку)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок!

Через темный лесок,

Через лес за реку

Покричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Ребята, давайте поможем петушку и громко прокричим: «Ку-ка-ре-ку!

Дети помогают петушку. Воспитатель подает всем детям знак «тихо».

Цыплята: «Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!»

Воспитатель: «Ребята, слышите, кто-то пищит. Как вы думаете кто это?»

Дети отвечают, если затрудняются с ответом, воспитатель им помогает. Из-за ширмы появляются цыплята.

Нашлись наши цыплята, посмотрите, ребята, какие они… (маленькие, пушистенькие, желтенькие), какие у них маленькие… (клювики, крылышки, лапки)

Дети рассматривают игрушек-цыплят.

Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!».

А как Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Ребята, делайте как я (дети повторяют).

А как Петя-петушок, рано-рано поутру нам споет: «Ку-ка-ре-ку!» (дети повторяют).

Воспитатель: «Ребята, а как пищат наши цыплята? Почему же они так громко пищат? (ответы детей). Да они есть хотят. Нужно их покормить и насыпать им зернышек (дети кормят цыплят). А теперь повторяйте за мной движения. Я буду курочка, а вы – цыплята.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ка-ко! Ко-ка-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра дошкольного образования

Яшенкова Ирина Петровна

Использование произведений устного народного творчества в

Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Выпускная аттестационная работа  

                                        Научный руководитель:

                                                 Копытова А.В. канд.пед.наук,

                        доцент кафедры

                                        дошкольного образования

Челябинск

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»

ОТЧЕТ по проекту  «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет  в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»...

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...

Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Живя в России и всем сердцем любя её, мы должны в совершенстве владеть русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном ...

Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста

Консультация для родителей на тему: "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста"...