Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"
статья (средняя группа)

Каминская Нина Владимировна

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каминская Нина Владимировна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга» г. Лесосибирска

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Развитие речи ребенка процесс сложный и многогранный. Дошкольник накапливает определенный запас слов, опираясь на свой опыт из предыдущих общений. Главное место в речи ребенка 4-5 лет занимают существительные, и глаголы, и только потом начинают активно употребляться прилагательные и местоимения, которые не только описывают предмет, но и его состояние. Постепенно дети начинают задействовать разговорную речь, излагая свои действия и мысли простыми и сложными предложениями, также происходит становление звуковой системы языка. Чем богаче речь, тем у ребенка появляется больше возможностей в познании окружающего мира, рассказ ребенка становится более содержательным, ему легче общаться со сверстниками и взрослыми. Происходит активное психологическое развитие. Речь ребенка необходимо формировать в комплексе с общим развитием. К четырем годам в физическом и психическом развитии происходят значительные изменения, но для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, неспособность к длительным волевым усилиям. Для формирования речевых умений требуется многократное повторение, доступность и увлекательный материал, который заинтересует ребенка и благоприятная эмоциональная атмосфера.

Для речевого развития дошкольников необходимо использовать различные виды игр, так как игровая деятельность является ведущей, важно учитывать цель и мотив игры.  Дидактическая игра является важным звеном обучения и развития, при усвоении программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность развивать все компоненты речевого аппарата ребенка. В игровой деятельности дети получают возможность закрепить словарь, развивать связную и диалогическую речь, расширять и закреплять полученные знания, развивать навыки коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками, Игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, стимулирует процесс усвоения знаний, умений и навыков. Посредством игр решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности, что очень важно для развития логического мышления.      

Дидактические игры имеют определенную структуру, дидактическую задачу, игровые правила и действия. Игра отличается от других видов игр тем, что выполнение правил контролируется игровыми действиями. Методика проведения игры включает в себя – ознакомление с содержанием игры, материалом, объяснением правил. Соблюдение правил игры - обязательное условие, которое требует от детей умений выстраивать общение между играющими, и волевых усилий.

Существует несколько видов дидактической игры: дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. 

Дидактические игры с предметами разнообразны по игровым материалам.

Игровым материалом могут быть игрушки, бытовые предметы, природный материал (листья, камешки, ракушки и т. д), произведения декоративно-прикладного искусства, также подручные материалы (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки ткани).  

Настольно - печатные игры основываются на парности картинок, которые могут дифференцироваться по задачам и степени сложности. Это различные лото, конструкторы, мозаики, пазлы. Такие игры имеют коллективный характер, поэтому имеют соревновательный эффект, стимулирующий детей на развитие самостоятельности и активность мышления и речи. Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Для словесных игр характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Ребёнок может представлять, фантазировать, совершенствовать имеющиеся знания без игрового материала и без наглядности. При использовании такой игры у ребенка задействованы аудиальный (слуховой) канал для восприятия информации и происходит развитие внимания, речи, быстроты реакции. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, потешки, загадки, прибаутки.

Основной задачей взрослого является направление и наблюдение, создание условий, чтобы заинтересовать и мотивировать ребенка. По окончанию игры педагог может сделать анализ какие приемы оказались наиболее эффективными для достижения целей, кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности ребенка для проведения последующей работы. Любые дидактические игры дают возможность решать различные воспитательно – образовательные задачи. Также важно отметить, что игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.

Дидактическая игра позволяет повысить восприимчивость детей, и разнообразит образовательную деятельность. Данная игра является основным способом развития связной речи для детей среднего возраста. В современном мире педагогу необходимо найти максимум педагогических ситуаций и игровых элементов, чтобы мотивировать детей к активной речевой деятельности, все это позволяет более качественно усвоить ребенку программный материал.

Список литературы

1. Бондарeнко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 2015. – 112 с.

3. Борoдич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с.

4. Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Ёлкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. – 76 с.

5. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. /Под. Ред. О. С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

6. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984 г.

7. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – 368 с.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2013 № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...

Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эт...