Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»
проект по развитию речи (средняя группа)

Кузьминова Елена Петровна

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt.docx172.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»

C:\Users\hp\AppData\Local\Temp\HZ$D.082.3661\e0e8323b-3d82-4ab2-9201-809fbc27c253.JPG

Тема: «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемо-таблиц»

Вид проекта: интегративный, коммуникационный.

Продолжительность: долгосрочный (декабрь 2020 г. –февраль 2021 г.).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Составитель: Кузьминова Елена Петровна

Актуальность: к началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр, театрализации и мнемо-таблиц можно развить данные компоненты речи. Речевая среда играет огромную роль в решении этой задачи.

Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры, театрализацию и мнемо- таблицы. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи:

- пополнит речевой уголок и уголок театрализации новыми играми и новыми видами театра направленных на речевое развитие;

- обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, использование мнемо-таблиц  компоненты театрализации то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Предполагаемый результат

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта

Наглядные, словесные, практические, игровые

Продукты проектной деятельности:

Оформление картотеки дидактических игр с разнообразным содержанием.

Создание фланнелеграфа.

Пополнение речевого уголка новыми дидактическими играми, направленными на всестороннее речевое развитие детей.

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека», с рекомендациями по развитию речи детей - дошкольников в домашних условиях.

Этапы проекта:

I этап – проектирования: изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

II этап – практический: введение в организованно-образовательную деятельность детей дидактических игр, театрализацию и мнемо-таблицы, консультации с родителями, создание картотеки и дидактического материала родителями совместно с детьми.

III этап – заключительный: создание картотеки дидактических игр по развитию речи, наборы различных театров из разных материалов.

   

Формы организации совместной деятельности с детьми

Форма организации

Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Пополнение театрального уголка

  1. Изготовление фланелеграфа -декабрь
  2. Сказка «Маша и медведь» на фланелеграфе-декабрь
  3.  Сказка «Колобок» на фланелеграфе -январь
  4. Сказка «Волк и лиса» на стаканчиках-январь
  5. Пальчиковый оригами театр-февраль

Декабрь

Дидактические игры:

 «Времена года»Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе .

 «Отгадай предмет по названию его частей»

 «Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам» Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам

«Мини библиотека»

 «Что перепутал художник?»

«Профессии» Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей

Театрализованные игры :«Маша и медведь»-фланелеграф Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием

Работа с мнемотаблицей «Курочка Ряба»

Развитие речевого дыхания:

  1. Игра «Когда это бывает?»

Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Игра «Кто внимательный?»

Январь

Дидактические игры:

«Скажи какой?»

 «Собери семью»

Учить подбирать пару к картинке в определенной последовательности, называть картинку.

Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

Фигуры для наглядного моделирования

Скрабинг

 «Я умею»

 «Театр оригами»

«Составь предложение»

«Слова-действия»

Игра –драматизация «Колобок» Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием

Работа с мнемотаблицей «Заюшкина избушка»

Развитие речевого дыхания:

  1. Игра «Когда это бывает?»

Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Сказка «Поспешили-насмешили»

Февраль

Дидактические игры:

«Составь предложение»

«Домино. Учимся составлять предложения»

«Дикие животные . Зоопарк» задание учит детей согласовывать слова в винительном падеже

«Слова- действия» задание учит детей образовывать формы глагола в настоящем времени.

«Местоположение» предлоги.

Игра –драматизация «Волк и лиса» театр на столе-Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием

Работа с мнемотаблицей «Заюшкина избушка»

Развитие речевого дыхания:

  1. Игра «Когда это бывает?»

Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Игра «Угадай, кто сказал»

Работа с родителями

Форма работы

Сроки

  1. Консультация «Игры дома для детей для развития речи  – как организовать домашний досуг для ребёнка?»
  2. Консультация «Игра и её роль в развитии речи  ребёнка»

Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду»

Изготовление дидактических игр

Папка-передвижка «Игротека»

декабрь

январь

февраль

Заключение

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Итоговые мероприятия

Консультация «Игры дома для детей для развития речи  – как организовать домашний досуг для ребёнка?»

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм,  умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.

Связная речь имеет две формы:

·        диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

·        монологическую(речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:

Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

Формировать интерес ребенка  к театрализованной деятельности.

Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие  и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:

Игра   «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».

Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.

Игра «Так бывает или нет?»

Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

Игра «Угадай, что это».

Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

Игра «Скажи наоборот».

Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.

Игра «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Игра «Добавлялки».

Подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)

Важно по морю  плывет трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)

Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ир-ир-ир – мой папа… (командир)

Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».

И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

Желаю вам удачи!

Сила речи состоит в умении

 выразить многое в немногих словах.

 (Плутарх.)

 

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

 

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...».В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значитих можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

- «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»

Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».

Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. 

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

 

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?».

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся
«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?».

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 «Заучиваем стихи с малышами»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.Сначала прочитайте два-три стихотворения.Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.Повторите все движения вместе с ребенком.Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда  и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

 

Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) .

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

СЦЕНАРИЙ

игры драматизации сказки «Колобок»

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок»

Задачи:

  1. Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики.
  2. Развивать речь, память, мышление, имитационные движения, театральные способности, общую и мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда:

- напечатанный портрет колобка

- маски для детей – зайца, волка, медведя, лисы, кепка для деда, платок для бабки.

Ход ООД:

(дети собираются вокруг воспитателя)

Воспитатель: Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям!

Ребята поздоровайтесь к гостями!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята слышите, к нам кто-то в гости спешит

Вы сможете узнать, если отгадаете загадку.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч,

Спрыгнул со стола он на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок

И зовется … (Колобок)

Дети: Колобок!

Появляется Колобок. Колобок: Здравствуйте ребята! Я к вам пришел в гости, чтобы пригласить в свою сказку.

Хотите попасть в эту сказку?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Но в сказке колобок живет не один. Отгадайте мои загадки, и вы узнаете, кто еще поживает в этой сказке.

Длинноухий, длинноногий,

По лесной спешит дороге.

Дети: Заяц!

Воспитатель: Правильно, зайцем у нас будет … следующая загадка.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

Воспитатель: Правильно, волком будет … следующая загадка.

Зверь мохнатый любит мед.

Если что-то не поймет,

Может дико зареветь,

Потому что он - …

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, медведем будет … следующая загадка.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…

Дети: Лиса.

Воспитатель: Правильно, лисой будет … следующая загадка.

А кто знает, кто испек колобка?

Дети: Старуха.

Воспитатель: Кто старуху об этом попросил?

Дети: Старик.

Воспитатель: Правильно, старухой у нас будет … , а стариком …

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки угадали.

А вы догадались, в какую сказку будем играть?

Дети: Колобок.

Воспитатель: А сейчас начинаем сказочку рассказывать (дети садятся на стульчики).


Игра-драматизация:

Воспитатель: Жили-были старик со старухой (выходят дед с бабкой к столу и присаживаются на стульчики). Вот и просит старик.

Дед: Испеки мне бабка колобок.

Бабка: Да из чего тебе испеку? Муки-то нет!

Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберешь муки.

Воспитатель: Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти 2 муки, замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окно остывать (старуха показывает) – надоело Колобку лежать, он спрыгнул с окна и покатился по дорожке. Катится Колобок, а навстречу ему заяц.

Заяц: Колобок, Колобок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою (Колобок поет песенку).

Я Колобок, Колобок. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А от тебя заяц не хитро уйти.

Воспитатель: И покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему волк.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня! Лучше послушай, я тебе песенку спою. (Песенка колобка).

Воспитатель: Катится Колобок дальше, а навстречу ему медведь.

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня! Лучше послушай, я тебе стишок расскажу. (Колобок рассказывает стишок «Мишка косолапый»).

Воспитатель: Катится Колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Лиса: Здравствуй Колобок, Какой ты вкусненький!

Воспитатель: Хитрая плутовка нашего Колобка хочет съесть. А хочешь лиса с лесными зверюшками подружиться? Хоровод с нами поводить, петь и танцевать. Давай дружить будем?

Лиса: Давайте, я согласна.

Хоровод с Колобком:

Дети в кругу, взявшись за руки стоят. Под текст песенки Колобка выполняют разные движения

Я Колобок, Колобок (все идут по кругу),

Я от бабушки ушел (идут на носочках),

Я от дедушки ушел (присядка),

Я от зайчика ушел (прыгают как заяц),

Я от волка ушел (повороты вокруг себя),

Я от медведя ушел (повороты на вогнутой ступе),

А с тобой лиса мы станцуем в кругу (лиса и Колобок кружатся лодочкой, дети хлопают в ладоши).

Колобок: Ах, какие молодцы! Ребята скажите, в какую сказку мы с вами играли?

Дети: Сказка «Колобок»

Воспитатель: А каких зверей встретили в сказке?

Дети: Зайца, волка, медведя и лису.

Воспитатель: Вот и сказочка наша закончилась, а на прощание Колобок вам подарит открытки со своим портретом.


 


Сценарий

« Драматизация русой народной сказки

hello_html_m5d25199c.gif

Звучит р.н.м. « Ой ты , русская метелица»!

Ведущий.Однажды зимним утром вышла в лес на охоту рыжая кумушка- лиса

исполняет танец под р.н.м. «Как у наших у ворот».

Едет мужик к проруби. Увидела лиса сани и решила посмотреть, зачем это мужик к едет.(прячется за ёлку)

Мужик.(закидывает удочку)

- Ловись рыбка мола и велика!

- Ловись рыбка мола и велика!

( достаёт из проруби рыбу и кладёт на санки)

Лиса подглядывает из-за ёлки.

Ведущий.

И задумала лиса перехитрить мужика.

Притворилась мёртвой.

Мужик.

Вот славная находка. Будет моей старухе воротник на шубу. ( перекладывает лису на санки)

Но-но, пошла!

Ведущий.

Осмелела лиса. Будет у неё вкусный обед.( выкидывает рыбу )

Сидит ест.

Ведущий.

Идёт по лесу голодный волк и видит лису.

Волк.

-хлеб да соль!

Лиса.

Я ем свой, а ты подальше стой!

Волк.

Отдай рыбку!

Лиса.

А ты налови сам и ешь!

Волк.

А я не умею.

Лиса.

А я тебя научу. Пойдём к проруби.

(обходят ёлку подходят к проруби)

Лиса.

Сиди и приговаривай, ловись рыбка мола и велика.

(волк садится, хвост опускает в прорубь)

Волк повторяет .- Ловись рыбка мола и велика!

Ведущий.

Крепчал, крепчал мороз ,а волк всё ждал , когда наловится рыбка.

А в это время народ – то к новому году готовится, хороводы водят да в игры играют. (прорубь убирают, волк встаёт в хоровод)

Ребёнок.

Эй, весёлый наш народ,

Становись – ка, в хоровод!

Пора себя нам показать,

Пора веселье начинать!

Будем петь и танцевать,

А потом будем играть!

Дети исполняют хоровод « Ой ты , зимушка – сударушка». р.н.п.

Ведущий.

А теперь играем.

Ваню потешаем!

Проводится игра со словом « Барашеньки» (р.н.)

Ведущий.

Одна игра кончается, другая начинается! Только на русских народных инструментах.

Звучит оркестр р. н. инструментов « Пошла млада за водой»

Зимой по пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей весне

: сколько снега навалило, каков и мороз, а когда первые сосульки закапают. Ведь многие приметы зимы рассказывали о наступлении весны, ранняя или поздняя, а от весны уже зависело то, каким будет лето. А с ним и урожай на весь год.

Дети читаю пословицы о зиме.

(прорубь ставят на место. Волк сидит рядом).

Ведущий.Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться — не тут-то было.
Он и думает:
— « Сколько рыбы привалило — и не вытащить!»
ведущий.

В это время идёт баба с вёдрами за водой.( под музыку выходит из-за ёлки)
Увидела волка и закричала:
Баба.

— Волк, волк! Бейте его!
ведущий.

Волк — туда-сюда — не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била — волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк. 
«Хорошо же, — думает, — ужо я отплачу тебе, кума!»
А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит стонет.
Волк ей навстречу:
— Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили...
Лиса

— Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили, смотри — мозг выступил, насилу плетусь.
волк.

— И то правда, — Где тебе, кума, идти, садись на меня, я тебя довезу.
ведущий.

Села лисица волку на спину. Он её и повёз. Вот лисица едет на волке и потихоньку поёт:
Лиса.

— Битый небитого везёт, битый небитого везёт!
Волк.

— Ты чего, кума, всё говоришь?
Лиса.

— Я, куманёк, твою боль заговариваю.
— Битый небитого везёт, Битый небитого везёт! ( Уходят ).

Ведущий.

Вот так хитрая и умная Лиса проучила глупого Волка. Не всем можно верить.

Театрализованная игра

Маша и медведь

(фланелеграф)

       

   

Действующие лица:

Сказочница (взрослый)

Маша

Медведь

Подружка         Бабушка

Дедушка

        Декорации:  домик бабушки и дедушки, домик медведя, елочки, кустик.

        Оборудование: ширма, короб.

        Сказочница   За ступенькою ступенька –

                        Будет лесенка,

                        Слово к слову складненько –

                        Будет песенка,

                        А колечко на колечко –

                        Будет вязочка.

                        Сядем рядышком тесненько

                        Слушать сказочку.

                       - А что за сказку мы услышим, увидим? Давайте отгадаем.

                        Кто мохнатый, косолапый

                        По лесной тропе идет,

                        Что мохнатый, косолапый

                        В большом коробе несет?

                                          (Маша и медведь)

- Жили – были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька, девица – красавица, умница – разумница. Еще только солнце взойдет – а она уже за работу принимается.

Маша – бабушке я помогу,

         Всем оладьев напеку

Песня «Ладушки»:                       

Ладушки, ладушки!              «Пекут оладушки – (то одна ладошка сверху, то другая).

Мы пекли оладушки.            

Получилось целых пять:          (Поднимают ладошку с широко раздвинутыми пальцами)

Один Жучке надо дать!           Загибают мизинец.

Один коту с усами!!               Загибают безымянный палец.

Три съедим мы сами!!!            Показывают три пальца.

Сказочница:    Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли

                  звать с собой Машеньку.

Подружка:      - Машенька, пойдем с нами по грибы да по ягоды.

Маша:          - Сейчас я у дедушки и у бабушки разрешения спрошу.

                  (появляются дедушка и бабушка).

Маша:          - Дедушка и бабушка, отпустите меня в лес с подружками.

Бабушка и дедушка: - Иди, только смотри от подружек не отставай, - а не то

                        Заблудишься.

Маша:           Земляника аленькая

                  Вкусная да маленькая.

                  Под листочек загляну

                  И найду еще одну.

Маша:           Дальше я пойду в лесок

                  Может, там найду грибок.

Сказочница:    Вот Машенька – деревцо за деревцо, кустик за кустик – и ушла

                  далеко – далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их

                  звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила

                  Машенька по лесу – совсем заблудилась.

                  Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит

                  избушка. Постучала в дверь – не отвечают. Толкнула дверь –

                  дверь и открылась. Зашла девочка в избушку, а в ней такой

                  беспорядок. Прибрала Машенька в избе, да каши наварила

                  неведомому хозяину. Села и думает:

Маша:           - «Кто же здесь живет?

                  Почему никого не видно?»  

Сказочница:     А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда

                  дома не было. Он по лесу ходил.

                  Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

Медведь:        Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь

                  печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Сказочница:    Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала

                   она жить у медведя в избушке.

                         Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает

                         никуда без него из избушки не выходить.

                         Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом

                         лес, а в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого.

                         Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из

                         леса, а Машенька и говорит ему:

Маша:          - Медведь, а медведь, отпусти меня на денек в деревню. Я

                  бабушке с дедушкой гостинцев отнесу.

Медведь:       - Нет! Ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам

                  отнесу.

Сказочница:    А Машеньке того и надо было. Напекла она пирожков,

                 достала большой – пребольшой короб и говорит медведю:

Маша:          Вот, смотри. Я в этот короб положу пирожки, а ты отнесешь их

                 дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай,

                 пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду.

Медведь:       Ладно, давай короб!

Машенька:     Выйди на крылечко, посмотри: не идет ли дождик!

Сказочница:    Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же

                 залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками

                 поставила.

                 Вернулся медведь, видит: короб готов. Взвалил его на спину и

                 пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет между

                 березками. Шел – шел, устал и говорит:

Медведь:       - Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:     - Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси

                  Бабушке, неси дедушке!

Медведь:       - Ишь, какая глазастая, все видит.

Сказочница:    Поднял медведь короб и пошел дальше. Шел – шел, шел – шел,

                 остановился, сел и говорит:

Медведь:       - Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:     - Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси

                  Бабушке, неси дедушке!

Медведь:       - Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Сказочница:    Встал медведь и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом,

                  где бабушка с дедушкой жили, и давай изо всех сил стучать в

                  ворота.

Медведь:       - Тук – тук – тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки

                  гостинцев принес.

Сказочница:    А собаки почуяли медведя и давай лаять. Испугался медведь,

                 поставил короб у ворот и бежать. Тут Маша из короба вылезла.

Маша:          Мишенька, не убегай, не бойся. Оставайся чай с пирогами пить.

Сказочница:    Тут дедушка и бабушка из дома вышли. Давай внучку

                  обнимать, целовать. Медведя в гости звать.

Дедушка и бабушка:  Оставайся Мишка! Чай попьем, пирогов поедим.

Медведь:       Извините, что Машу не отпускал. Мне одному в лесу скучно.

Сказочница:    С тех пор медведь стал частым гостем в доме у Машеньки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...

Проект «Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры»

Развитие  связной речи детей  средней группы через дидактические игры ...

Проект по развитию связной речи детей средней группы через дидактические игры.

Проект на тему: "Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры "Играя - развиваем речь"...

Развитие речи дошкольников с ОВЗ через дидактическую игру «Речевая карусель»

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения  Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТРИЗ...