Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»
статья по логопедии (старшая группа)

Халаимова  Людмила Ефимовна

Сообщение из опыта работы по теме:

«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intergatsiya_poz-issled_i_izo.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме:

«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»

                                            Воспитатель: Халаимова Л.Е.

Интегрированная ОД - это специально организованная ОД, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Формой проведения такой образовательной деятельности - могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.

На таких занятиях дети с интересом узнают новую информацию и тут же могут применить их на практике в изобразительной деятельности. Особенно большую роль такие занятия играют в образовательном процессе с детьми с ТНР, когда каждая неделя посвящена определенной лексической теме.

Например, осенью, когда мы с детьми проходили лексическую тему «Деревья нашего края» в ОД по Омскому Прииртышью «Березовая роща» в ходе познавательно исследовательской деятельности дети узнали много интересной информации о русской березке (бетулин-вещество, дающее белый цвет коре, чечевички –пятнышки, через которые дерево дыши др.), а затем в технике нетрадиционного рисования с помощью скотча изобразили березовую рощу.

Когда мы всю неделю говорили о животных жарких стран, на изобразительной деятельности дети узнали новую информацию об особенностях жизни животных в сезон дождей саванны, и в ходе опытно-экспериментальной деятельности детям было предложено окрасить обычную воду в цветную для изображения фона рисунка «А в Африке, а в Африке».

При изучении темы недели «Рыбы», большое внимание уделялось изучению рыб нашего Омского Прииртышья.  В интегрированной ОД «Подводный мир подо льдом» (изобразительная и позн-исследов) реализованы задачи по формированию представлений о пользе льда в живой природе на водоемах  и жизни подводный жителей подо льдом через изобразительную деятельность. Связующим элементом в данном занятии можно назвать лед. Дети узнали о влиянии льда на подводный мир рек и озер, и с помощью же льда дети рисовали фон для рисунка. А тренажер су джок в данном занятии превратился в рыбку ершика, который разминал пальчики перед работой детям, что оказывает большое положительное влияние на развитие речевых зон мозга детей с ТНР.

Каждое такое занятие сопровождается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, речевыми играми и упражнениями,  что способствует снятию напряжения, развитию мелкой моторики, артикуляционного аппарата и развитию речи у детей с ТНР.

ОД по математическому развитию мы также  интегририруем с ИЗО. Например, при изучении геометрических фигур, во второй половине занятия предлагаем детям перейти к рисованию и превратить фигуры в какие-либо предметы, что оказывает положительное влияние на развитие воображения, творческого мышления и закрепление представления о свойствах геометрических фигур. А при изучении новых цифр в конце занятия дети изображают цифру с помощью пластилиновых жгутиков или превращают цифру в какой-либо предмет или животное.  

Также на ОД по изобразительной деятельности обращаем внимание на предметы сложных форм, в которых учим детей видеть простые геометрические фигуры (круг – солнце, голова птицы, овал – туловище животного, куклы, треугольник- уши кошки, крыша дома т.д.), где реализуются задачи в интеграции изобразительной деятельности и  ФЭМП.

Наблюдения за процессом самостоятельной изобразительной деятельности детей показывают, что дети пытаются самостоятельно использовать свойства различных материалов для создания выразительных рисунков. Для этого стараемся систематически пополнять и обновлять центр изобразительного творчества различными нетрадиционными материалами, которые можно рассмотреть, потрогать, поэкспериментировать с ними и использовать их в своих рисунках. Например, осенью лучше всего подходят различные сухие листья и травинки для отпечатков на бумаге.

Когда изучаем свойства материалов, выкладываем небольшие спилы деревьев, какую-нибудь пластмассовую или металлическую деталь с ребристой поверхностью для такой техники рисования как фроттаж. С помощью шерстяной нити рисуем цифры, геометрические фигуры или различные природные объекты. А в центр познавательно-исследовательской деятельности при изучении свойства воды (окрашивание) предлагаем пробирки с цветной водой, чтобы в ходе самостоятельной деятельности дети убедились, что при смешивании воды разных цветов появляется новый цвет, тем самым решается задача по изобразительной деятельности.

Таким образом, в ходе систематических занятий с интегрированием данных областей у детей формируются следующие мотивы и потребности:

 интерес к новым изобразительным техникам и нетрадиционным материалам; желание экспериментировать со свойствами и качествами новых материалов; потребность самоутверждения в процессе самостоятельной поисковой деятельности; желание овладеть новой информацией на основе имеющегося личного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"

Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»

В настоящее время общество нуждается в  инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Сообщение из опыта работы на тему « Интеграция образовательных областей в театрализованной деятельности дошкольников»

  Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель- воспитание у подрастающего поколения тв...