Главные вкладки

    "Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"
    статья (старшая группа) по теме

    Савельева Екатерина Александровна

    Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_savelevoy_e.a.docx19.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников

    Савельева Екатерина Александровна

    Воспитатель ГБДОУ № 7

    Колпинского р-на Санкт-Петербурга,

     магистрант  (выпускница)

    РГПУ им. А.И.Герцена

    На современном этапе модернизации образования всё настойчивее подчеркивается значимость проблемы повышения качества образования. Это относится как к содержанию, целям образования, так и к методам и формам обучения, направленным на формирование личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, к самоопределению в обществе, что является актуальной задачей современной педагогической науки, обусловленной потребностями общества.

    Формирование духовного мира человека должно стать первоочередной задачей в нашем государстве. Разбудить чувствительность души, обратиться к воспитанию эстетических вкусов, идеалов, оценок и суждений – одна из главных задач, поставленных сегодня самой жизнью, поскольку будущее общества напрямую зависит от духовного мира каждого ребенка.

    Поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы ребёнок мог реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность, постоянно находятся в центре внимания учёных, исследователей и педагогов-практиков.

    Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. В ходе модернизации образования в свете реформ в современном российском обществе, концепция перспективного развития дошкольного образования ориентирована на переход от общего к продуктивному образованию. Особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути (Ш.А. Амонашвили, Б.П. Битинас, Е.В.Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова и др.).

    С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Участники образовательного процесса, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление школьников. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

    Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев В.И., Козырева Ю.Л., Кудюткин Ю.Н. и др.). Исследователи (Веретенникова Л.К., Ветлугская Н.А., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Ряд авторов (Браже Т.Г., Гутчин И.Б., Лыкова И.А., Комарова Т.С., Матюшкин A.M., Харламов И.Ф. и др.) подчеркивают, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Таким образом, творчество – это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение.

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Их можно рассматривать как  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Интересным является перечень творческих способностей, выделенный А.Н. Луком на основе биографий выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов. К ним были отнесены: способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой, способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, гибкость мышления, способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией, лёгкость генерирования идей, творческое воображение, способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла и др. Часть из перечисленных творческих способностей имеет прямое отношение к детям дошкольного возраста и может быть использовано как проявления в разных видах деятельности и, творческой деятельности, в частности.

    Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

    Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет определить основные критерии творчества: оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры; быстрота как способность быстро адаптироваться в сложной ситуации; гибкость как способность предложить новое использование для известного объекта;  вариативность как умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: развитие воображения, развитие творческого мышления, которые формируют креативность.

    В связи с этим, одной из педагогических задач по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

    Анализ трудов Л.С. Выготского позволил обобщить основные педагогические задачи по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, включающие: развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении; выработка умения четко формулировать выявленные противоречия; формирование умения разрешать противоречия; формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени; развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален и др.

    Решение данных задач возможно при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста, и старшими дошкольниками, в частности, рисование, лепка, аппликация, конструирование объединяют общим понятием «продуктивная деятельность». В рамках проводимого нами исследования, развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться в продуктивной изобразительной деятельности и требует уточнения условий их развития.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). – Донецк, 2010.
    2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - СПб., 2006.
    3. Дубровская. Приглашение к творчеству. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
    4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2006.
    5. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
    6. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез, 2005.
    7. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2006.
    8. Художественное творчество и ребенок. Под редакцией Н.А. Ветлугская. - М, 2010.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

                 Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

    «Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

    «Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

    Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»

    В настоящее время общество нуждается в  инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...

    Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников

    Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...

    Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

    «Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....