Главные вкладки

    Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
    учебно-методический материал ( группа) на тему

                   Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития                                                               

                                                творческих  способностей дошкольников.

       Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

    Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

    Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

    Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

    Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

    Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, нужно использовать разные техники нетрадиционного рисования.

    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

    Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    - вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

    - познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

    - развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

    - стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

    - поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

    - формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

    Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.

    Методы исследования

    - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

    - наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

    - количественный и качественный анализ полученных результатов;

    - анкетирование и беседа с родителями.

    При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

    - обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

    - правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

    - создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом) ;

    - необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

    - на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

    Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

    Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

    Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

    Ожидаемый результат:

    - всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

    - желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

    - умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

    - развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

    Критерии эффективности:

    - уровень освоения образовательной программы;

    - удовлетворение родителей качеством образования;

    - информационно-методическая обеспеченность.

    Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.

    План реализации образовательного проекта

    Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки

    I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :

    Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.

    2. Повышение квалификации педагога.

    3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.

    4. Разработка перспективного плана работы.

    5. Проведение диагностики творческих способностей детей

    6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

    Литература:

    1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

    2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

    3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.

    4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

    5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

    6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

    7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.

    8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

    9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.

    10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

    11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007

    12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

    13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

    14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

    15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

    16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

    17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

    18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                         Боброва Галина Витальевна, воспитатель

                                                                            ГБДОУ детский сад №108 Фрунзенского района

                                                                                                                              Санкт-Петербурга              

                   Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития                                                                

                                                творческих  способностей дошкольников.

       Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

    Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

    Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

    Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

    Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

    Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, нужно использовать разные техники нетрадиционного рисования.

    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

    Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    - вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

    - познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

    - развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

    - стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

    - поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

    - формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

    Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.

    Методы исследования

    - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

    - наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

    - количественный и качественный анализ полученных результатов;

    - анкетирование и беседа с родителями.

    При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

    - обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

    - правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

    - создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом) ;

    - необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

    - на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

    Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

    Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

    Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

    Ожидаемый результат:

    - всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

    - желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

    - умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

    - развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

    Критерии эффективности:

    - уровень освоения образовательной программы;

    - удовлетворение родителей качеством образования;

    - информационно-методическая обеспеченность.

    Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.

    План реализации образовательного проекта

    Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки

    I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :

    Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.

    2. Повышение квалификации педагога.

    3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.

    4. Разработка перспективного плана работы.

    5. Проведение диагностики творческих способностей детей

    6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

    Литература:

    1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

    2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

    3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.

    4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

    5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

    6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

    7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.

    8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

    9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.

    10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

    11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007

    12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

    13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

    14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

    15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

    16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

    17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

    18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

    «Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

    "Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"

    Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

    Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников

    Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...

    «Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

    Проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

    Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно пр...

    Проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проек...