Система работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Полукеева Наталия Викторовна

Игра на детских музыкальных инструментах. Театр с использованием кукол бибабо. Танцевальные движения.

Развитие выразительности в пении и танце.

Распевки. Использование попевок.

Движения с речью под музыку. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием.

Разучивание текстов песен.  Упражнения - распевки:

1.Пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук.

2.Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на развитие тембрового и динамического восприятия на последующих звуках.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях: речевых игр, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок,  музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокальная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_muzykalnogo_rukovoditelya_s_detmi_ovz.docx30.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система работы музыкального руководителя по коррекции  нарушений обучающегося с ТНР

Выявленные проблемы

Задачи

Содержание деятельности

сроки

1. Ограниченный словарный запас, плохая дикция.

2. Неправильно передает мелодический рисунок песни.

3. Слабый артикуляционный аппарат.

4. Неправильно пользуется дыханием.

5.Недостаточно развито чувство ритма.

6. Несогласованность движений с музыкой.

7.Недостаточная координация

пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

1.Обогащать опыт слушания музыки, музыкальных впечатлений.

2. Развивать двигательное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений.

3. Развивать координацию слуха и голоса.

4. Развивать певческие навыки (чистоты интонирования, дыхания, дикции, артикуляции).

5. Развивать умения игры на детских музыкальных инструментах.

6. Учить исполнять элементы танцев и ритмопластики.

7.Воспитывать уверенность в своих силах.

8. Развивать мелкую моторику.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях: речевых игр, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок,  музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокальная работа.

1.Ритмическая игра «шведский стол». 2.Речевое музицирование: артикуляционно – речевая игра «Голоса вселенной». 3.Игра в оркестре: «Осеннее настроение». 4. Пение: «Два кота», «Энне – бене – гамма», песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах.

сентябрь

1.Игра «Музыка для игрушек»,  «Детский альбом» П.Чайковского,  игра «Характер и настроение»

2.Игры-упражнения «Допевалки»,«Песенки – загадки», 3.Стихи с движениями в сопровождении музыки. Детский музыкальный фольклор. Напевание стихов  со звукоподражанием в тексте. Потешки и скороговорки на импровизированные мелодии.

4.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

5. Марши с разными темпами.  Двигательные упр. со сменой характера движения: спокойная ходьба, энергичный марш, бег.

6.Игра «Дирижер и оркестр».  Ритмическое эхо с шумовыми инструментами

октябрь

1.Игра-упражнение «Двигательная импровизация»(Полька, вальс, марш ). «Как танцуют дети». «Едем на бал».

2.Муз.дид. игра «Что делают в домике». Напевание стихов  со звукоподражанием в тексте. Потешки и скороговорки на импровизированные мелодии.

3.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

4.Игры на речевое дыхание «Все превращается в ветер», «На мельнице» и т.д.

5. Ритмодекломация «Кислые стихи» Э. Мошковская, «Радость» К.Чуковского.

6.  Марши с разными темпами. Двигательные упр. со сменой характера движения; спокойная ходьба, энергичный марш, бег.

7.Ритмическая игра «Дятел песенку поет, повторить ее зовет» -металлофоны, барабан

ноябрь

1.Напевание стихов  со звукоподражанием в тексте. Потешки и скороговорки на импровизированные мелодии.

2.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

Игры на речевое дыхание «Все превращается в ветер», «На мельнице» и т.д.

3.Упражнение «Эхо»

4.Ритмодекломация «Кислые стихи» Э. Мошковская, «Радость» К.Чуковского

5. Упр. «Шаг энергичный, спокойный, осторожный», «Цирковые лошадки»

6.Игра – соревнование «Назови и сыграй»

декабрь

1.Речевые игры с инструментами: «Зимнее рондо», «Снег так искрится зимой и блестит» - с танцевальной импровизацией. 2. Игра в оркестре: Э. Григ «Танец Анитры». 3. Пение: пение без аккомпанемента: «Уж ты, зимушка-зима».4. Чтение ритмов по карточкам.

январь

1.Игра на музыкальных инструментах «Пляшут зайцы» муз. Н. Френкеля, «Марш»  муз. Е. Марченко.

2.Пение «Наш котёнок», «Путаница» нем. Народная песня

3.Речевая декламация «Снег так искрится».

4.Игра с палочками «Скачите, палочки», «Ножки»

5. Дидактические игры «Угадайка»,  «Брат мажор и брат минор»

февраль

1.игры – импровизации «Замри – отомри»,

2.Ритмические игры «Бусинки», «Карусель», «Скрут»

3.Речевая игра на воображение «Нет на палочки»

4.Пение «Песенка домового»

5.Дидактические игры на различение жанра музыки «Что делают в домике», игра «Характер и настроение»

6.Музицирование: сказка «Курочка Ряба»

март

1.Ритмические разминки «Тюшки – тютюшки», «Хлопай, топай», «Раз, два, три»

2.Упражнения для развития мелкой моторики «Старинные часы» Поплянова, «Пальцы делают зарядку» О. Узорова

3.Пение «У дедушки Егора» сл. И муз. Железновых

4. Игра на детских инструментах «Бубны и бубенцы»

5. Игра на координацию движений «Семь прыжков» Дания, «У меня есть две руки»

апрель

1.Речевые игры: «Сорок грошей», «Тутти - фрути рондо» «Мышки». 2.Музыкальные игры: «Тарам – шурумбурум», «Терпение – кипение», «Семейка огурцов». 2. Игра в оркестре: «Турецкое рондо» Моцарт. 3. Движение и активное слушание: «Французкий вальс» - танец приветствие с импровизацией.

май

Система работы музыкального руководителя по коррекции нарушений обучающего с ЗПР

Выявленные проблемы

Задачи

Содержание деятельности

сроки

1. Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений.

2. Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения.

3. Не правильно передает мелодический рисунок песни.

4. Слабый артикуляционный аппарат.

5. Неправильно пользуется дыханием.

6. Недостаточно развито чувство ансамбля.

7. Недостаточно развито чувство ритма.

8.Слабое слуховое восприятие музыки.

9. Не согласованность движений с музыкой.

10. Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня.

1.Обогащать опыт слушания музыки, музыкальных впечатлений.

2. Развивать двигательное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений.

3. Развивать координацию слуха и голоса.

4. Развивать певческие навыки (чистоты интонирования, дыхания, дикции, артикуляции).

5. Развивать умения игры на детских музыкальных инструментах.

6. Учить исполнять элементы танцев и ритмопластики.

7.Воспитывать уверенность в своих силах.

8. Обогащать словарный запас.

9. Развивать мелкую моторику.

Игра на детских музыкальных инструментах. Театр с использованием кукол бибабо. Танцевальные движения.

Развитие выразительности в пении и танце.

Распевки. Использование попевок.

Движения с речью под музыку. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием.

Разучивание текстов песен.

1.Слушание музыки «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.

2.Музыкально-ритмические движения: игра-приветствие. Модель Тютюнниковой.

3.Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»

4.Развивающие игры с голосом «Подражание звукам окружающего мира, Попевки на 2х, 3х звуках.

5.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

1.Слушание музыки П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

2.Музыкально-ритмические движения «Резвая лошадка»

3.Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок?»

4.Развивающие игры с голосом «Подражание звукам окружающего мира, Попевки на 2х, 3х звуках.

5.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

6.Игры на речевое дыхание «Все превращается в ветер», «На мельнице»

1.Слушание: Сен-Санс «Слон».

2.Музыкально-ритмические движения под музыку П.И. Чаковского «Полька»

3.Музыкально-дидактическая игра «Веселая матрешка»

4.Игры-упражнения «Допевалки»,«Песенки – загадки».

5.Стихи с движениями в сопровождении музыки.

6.Детский музыкальныйфольклор.

7.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

8.Игры на речевое дыхание «Все превращается в ветер», «На мельнице»

1.Слушание Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы»

2.Игра «Дирижер и оркестр» Ритмическое эхо с шумовыми инструментами

3.Музыкальная игра «Делай как я», « Шапочку передавайте»

4.Упражнение «Эхо»

5.Ритмическая игра «Дятел песенку поет, повторить ее зовет» - металлофоны, барабан

1.Слушание музыки «Клоуны» Д. Кабалевского

2.Музыкально-ритмические движения «Приставной шаг» немецкая нар. мелодия.

3.Игра на музыкальных инструментах: «Марш» С. Прокофьева

4.Развивающие игры с голосом «Зарядка» сл. В. Данько

5.Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

сентябрь

октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

1. Свободное движение по залу «Змейкой», «Ножнички» Сербия, приставной шаг

2.Упражнения для мелкой моторики «Шла коза на каблуках», «Зоосад»

3. Речевые игры, ритмодекламация «Ты, мороз», «Прыг-скок» В. Данько

4.Распевание, пение «Наступили холода» модель Тютюнниковой, «Снеговик» сл. И муз. Е. Никитиной

5.Коммуникативные игры, ритмические игры «Правая рука», «Мишки и зайцы», «Дни недели»

6. Дидактические игры «Кто как идёт», «Что делают в домике»

февраль

1.Свободное движение по залу: лёгкие подскоки, боковой галоп

2.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых движений «Весенний день» Поплянова, «Девочки и мальчики»Поплянова, «Дровосек» Е. Ильин

3.Пение «Две лягушки» муз. Филиппенко, «Два весёлых гуся» белорусская народная песня

4.Слушание, игра на детских инструментах «Всё меняется», «Найди инструмент»

5. Танцы, хороводы «Коло с притопом» Сербия

6. Коммуникативные игры, ритмические игры «Тесто», «Паутиныч»

7.Дидактическая игра «Солнышко и тучка»

март

1.Свободное движение по залу: «Школьное коло» Сербия, шаг с притопом

2.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых движений «Лягушка – хохотушка» Поплянова, «Жук» В. Лучин

3.Пение «Кастрюля – хитруля» сл. Пикулевой, муз. Попляновой, «Пастушок» сл. Макшанцевой, муз Филиппенко

4.Слушание, игра на детских инструментах «Поймай мой взгляд», «Выбирай инструмент»

5. Танцы, хороводы «Дрикюс – муженёк» Нидерланды

6. Коммуникативные игры, ритмические игры «Мы охотимся на льва», «Мы кружок нарисовали» Железновы, «Зёрнышко»

7.Дидактическая игра на различении жанра музыки

1.Ритмичерская игра с клавесами: «Сапожник».

 2.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых движений «Лягушка – хохотушка» Поплянова, «Жук» В. Лучин

3. Игра в оркестре В. Селиванов «Шуточка».

4.Пение:Два кота», «Чепуха» - потешки.

5.Игра «Ку – чи – чи» на двигательную импровизацию.

апрель

май

Система работы музыкального руководителя по коррекции  нарушений обучающегося

Выявленные проблемы

Задачи

Содержание деятельности

сроки

1.Трудности ориентирования во времени и пространстве. 2.Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

3. Практически отсутствует речь.

4. Несогласованность движений с музыкой.

5. Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня  под музыку.

6. Слабый артикуляционный аппарат.

7. Очень плохо развито чувство ритма.

8. Слабое слуховое восприятие музыки.

1.Развивать опыт слушания музыки.

2.Развивать двигательное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений.

3.Развивать умения игры на детских музыкальных инструментах;

4.Учить выполнять элементы танцев и ритмопластики;

5. Развивать пространственные и временные ориентировки.

6. Развивать речевые нарушения, артикуляционный аппарат.

7. Развивать мелкую моторику.

8. Развивать умение интонировать мелодию на заданный звук.

9. Развивать музыкально-ритмические способности и слухомоторную координацию.

  Упражнения - распевки:

1.Пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук.

2.Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на развитие тембрового и динамического восприятия на последующих звуках.

1.Ритмическая разминка «Утро начинается». 2.Упражнения для развития мелкой моторики: «Лодочка», «Флажок». 3.Пение: «Прятки», «Колечко». Игра на музыкальных инструментах: «Я на горку шла» р.н.п. 4. Ритмические игры: «Солнышко», «Рондо с палочками». 5.Речевые игры: «Зайчик»,  «Котик», «Петушок».

сентябрь

Развитие тембрового и динамического восприятия.

1.М/игры: «Угадай, на чем играю? »,  «Тихо-громко», «Музыкальный магазин», Музыкальный домик».

2.Упражнения «Шаг энергичный, спокойный, осторожный», «Цирковые лошадки»

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Звукоподражательные  артикуляционные игры: «Ветер, дождик, гром».

октябрь

Формирование навыков культуры слушания музыки

1.Дидактическая игра « Угадай музыку и покажи картинку».

2.« Изобрази музыку». Ритмическая игра «Дятел песенку поет, повторить ее зовет» металлофоны, барабан.

3. Марши с разными темпами.

 4.Двигательные упр. Со сменой характера движения – спокойная ходьба, энергичный марш, бег.

5.речевая ритмическая игра с палочками: «Тук – тук – деревянный это звук»

ноябрь

Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки.

Работа над звуковысотным восприятием.

1.Дид. игра «Песня-танец-марш».

Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет».

2.Игры-упражнения «Допевалки», «Песенки – загадки», Стихи с движениями в сопровождении музыки. Детский музыкальный фольклор.

3.Речевые зарядки «Мы на гору поднимались», Ритмодекломация «Кислые стихи» Э. Мошковская, «Радость» К.Чуковского

декабрь

1.Упражнения для мелкой моторики: «Очки», «Подзорная труба». 2. Игры со звучащими жестами для развития чувства ритма. 3. Речевые игры: «Ты, мороз», «Волшебные барабаны». 4.Пение: «Тень – тень, потетень».

январь

1.Приветствие на бубне «Меня зовут»

2.Упражнения для развития мелкой моторики «Старинные часы», Куда, ножки, вы идёте»

3.Пение «Едем. Едем на лошадке» сл. Токмаковой, муз. Разиной

4.Слушание музыки «Пошумели – тишина», «Тихо, громко»

5.Коммуникативные игры «Правая и левая» О. Дриз, «Кто-кто к нам пришёл»

6. Речевые игры, ритмодекламация На стене часы висели», «Хрустальный колокольчик» в. Данько

февраль

1.Упражнения для мелкой моторики и речевых движений «Мы танцуем» Поплянова, «Ветерок» рус. Фольклор, «Заинька» русский фольклор, «Колокольчик» Е. Серова. 2. Слушание музыка, игра на детских инструментах «Передай другому», «Бубен и бубенцы». 3. Коммуникативные игры, ритмические игры «Снежок» по Нищеевой, «Яша» карельская народная игра. 4. Речевые игры с ритмодекламацией «Весёлый старичок». 5. Пение «Спать пора, уснул бычок» сл. А. Барто, «Снежный вальс» сл. и муз. Роот

март

1.Приветствие «Меня зовут» на бубне. 2.Свободное движение «Ножнички» Сербия. 3.Ритмическая разминка «Утро начинается». 4. Упражнения для мелкой моторики «Шла коза на каблуках» русск. Фольклор, «Часы», «Зоосад». 5. Пение «Две лягушки»,  «Два весёлых гуся». 6.Слушание, игра на детских музыкальных инструментах «Всё меняется», «Найди инструмент». 7. Танец «Коло с притопом» Сербия

апрель

1.Игры со звучащими жестами. 2. Речевое музицирование: «Весенние голоса» - фонопедическая игра,  «Петушок» р.н. потешка. 3. Игры со звуками с шумовыми инструментами. 4. Пение русских народных потешек: «Божья коровка», «Скок-скок».

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музы...

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности ...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО

В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...

"Проектные технологии в системе работы музыкального руководителя в детском саду"

презентация направлена на взаимодействие музыкального руководителя в пректной деятельности с детьми, воспитателями и родителшями...