«Игры для развития восприятия у дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Исаева Мария Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vospriyatiya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры для развития восприятия у старших дошкольников»

Педагог

ГБОУ «Школа № 2083»                                                                            Грибкова М.С.                                                                                                 

МОСКВА 2018


Восприятие

Восприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию. Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают. Восприятие у наших особенных детей поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. В связи с нарушением зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.

«Где будильник?»

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол.

«Острый глаз»

Детям предлагается рассмотреть какую-либо банку, или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

«Король тишины»

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю, чтобы стать министром. Если игрок произведет, хоть малейший шум, король его отсылает на место жестом руки. Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине.

«Чудесный мешочек»

Играет один или несколько человек. Инвентарь. В мешочек кладутся несколько знакомых мелких предметов. Ребенку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый).  

«Вот такой»

Разведенными руками показывают, какого размера нужно найти предмет. Предметы этого размера находят в кабинете, после чего сравнивают.

Найди пару».

Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек. (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…) Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковых игрушки по цвету, по форме, по размеру (величине). Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: “Это разве одинаковый цвет?” “Разве кубик тоже круглый?” Вариант: То же задание, но с картинками.

«Геометрия на кухне»

Пусть ребенок поищет на кухне знакомые ему фигуры: кафель-квадрат, лопаточка-треугольник. Можно налепить пельменей. Какой формы пирожок? А что будет, если тонкую полоску теста разложить вот так (выложить по контуру какую-то фигуру)? Это отличная возможность научить его пользоваться скалкой и даже можно попробовать слепить


«Узнай по описанию»

Перед ребенком лежит несколько игрушек или предметных картинок. Взрослый начинает описывать одну из игрушек (цвет, форму, размеры, назначение). Ребенок должен догадаться, что описывает взрослый. Затем роли могут меняться.

«Цветные латки»

Для занятия понадобится большой лист картона и несколько маленьких цветных картонных карточек. На большом листе вырезаем окошки в форме правильных геометрических фигур. Из маленьких - соответствующие “латки”. Ребенок должен подобрать к окошку латок, называя геометрическую фигуру.

«Что не так?»

Подготовьтесь: оденьте на ручки куклы носочки, трусики и теплую шапку. Пусть ребенок объяснит, что не так и почему. Налейте в тарелку чай, к супу подайте вилку, а не ложку. Ребенок вас обязательно поправит!

Можно заготовить материал из журналов: вырезать предметы, людей и животных. А потом составлять так: в небе - корова с крылышками бабочки, дерево вверх корнями и т.д. Хорошо, если ребенок сможет переместить вырезки (поэтому, формируя картинку, приклеивать их не надо\

«Зоопарк».

Предложите ребенку отгадывать загадки, но только при условии, что они будут загаданы без слов. Изображайте движениями различных животных, ребенку нужно будет угадать это животное. Поменяйтесь ролями.

«Вспомни ощущение»

Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

«Построй башню»

Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).
Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу – самый большой квадрат, затем – поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга.

«Загадки»

Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта. Загадываются загадки, а ребенку предлагается найти на ватмане отгадку.

«Сбор урожая»

Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии восприятия пространства у дошкольников.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать ка...

Игры на развитие восприятия свойств предметов.

Игры на развитие восприятия: 1. Игра "Угадай и нарисуй" учит рисовать предметы по описанию его отдельных частей;2. Игра "Фрукты и овощи" расширяет представление детей о фруктах, овощах на основе ...

Игры для развития восприятия у детей 4-5 лет

√ «Волшебный мешочек» Возьмите непрозрачный мешочек. Положите в него 5-6 игрушек, изготовленных из разных материалов. Предложите ребенку опустить руку в мешочек, потрогать предмет и назвать вслух...

Рекомендации для родителей «Поиграйте со своим ребенком» Игры на развитие восприятия

  Восприятие — познавательный процесс, формирующийсубъективную картину мира .Это выделение наиболее  характерных для данного предмета или ситуации   качеств,составление...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие детей. Игры на развитие восприятия».

В данной памятке   вниманию родителей представлены дидактические игры для развития сенсорных способностей детей . Все эти игры родители могут с легкостью использовать для занятий с детьми до...