Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пугачева Юлия Олеговна

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Согласовано:

ПМПк  МКДОУ № 9

Дата __________

№ протокола ___

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ № 9

_________________  

«03» сентября 2018г.

Адаптированная образовательная программа***

Ф.И. ребенка Федя П

Дата рождения, возраст ______

Срок реализации программы:

03.09.2018-31.05.2019

Составители программы:

Учитель-дефектолог: Ю.О. Пугачева

Воспитатель: А.А.Иванова

Воспитатель: Е.Е. Петрова

Согласовано:    

Родитель:___________________

2018 г.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Общие сведения о ребенке:

Федя  посещает ДОО компенсирующего вида с ______ года. Является ребенком-инвалидом (справка МСЭ №_____  до _____)

Воспитывается в полной семье, мама проявляет заинтересованность в успехах дочери, прислушивается к рекомендациям педагогов, посещает родительские собрания, детские праздники, совместно с ребенком участвует в художественно-творческих выставках.

Ребенок гиперактивен. Неусидчив. Частая сменяемость настроения. Налюдается постоянное тревожное состояние, психомоторное возбуждение, опасное импульсивное, демонстративное поведение.Низкий уровень обучаемости. Для овладения новыми умениями и навыками требуется неоднократный показ и повторение способа действия. Работоспособность низкая, общий темп деятельности медленный. Необходимы обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая помощь, постоянный контроль над деятельностью. Перенос способа действия на аналогичное задание самостоятельно не осуществляет. Взаимодействие с детьми носит деструктивный характер.

Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключениетерриториальной ПМПК (протокол №______ от ______)

ПМПК рекомендовано:

Форма получения образования: в образовательной организации с частичным включением в образовательный процесс;

Рекомендуемая программа обучения: адаптированная образовательная программа дошкольного образования с учетом психофизических особенностей ребенка  с легкой умственной отсталостью, имеющего РАС;

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; использование сопряженных действий с педагогом; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка.

Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы МКДОУ № 9.

1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы

Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Достижение поставленной цели  предусматривает решение следующих основных задач:

- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.

- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.

- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.

- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание адаптированной образовательной программы включает задачи АООП для третьего года обучения.

2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

Ребенок посещает ДОО в режиме 4-часового пребывания с 8.00 – 12.00  (частичного включения в образовательный процесс)

Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренным для группы детей третьего года обучения.

Режим дня на холодный период

Режимные моменты/группа

   Время

Подъем, осмотр, утренний туалет

7.00-7.55

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35-8.50

Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны

9.00-12.20

II  завтрак

10.15-10.25

Подготовка к обеду

12.30-12.40

Обед

12.40-13.00

Подготовка ко сну

13.00-13.10

Сон

13.10-15.00

Подъем, закаливающие мероприятия

15.00-15.15

Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд

15.15-16.30

Уплотненный ужин

16.30-17.00

Прогулка

17.15-18.45

Свободная деятельность детей

18.45-19.00

Паужин

Спокойные игры детей, гигиенические процедуры

Сон

Режим дня на теплый период

Режимные моменты/группа

  Время

Подъем, осмотр, утренний туалет

7.00-7.55

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35-8.50

Фронтальные занятия

9.00-10.10

II   завтрак

10.15-10.25

Занятие

10.30-11.00

Подготовка к прогулке

11.05-11.15

Прогулка, индивидуальные занятия

11.15-12.15

Подготовка к обеду

12.20-12.30

Обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну

13.00-13.10

Сон

13.10-15.00

Подъем, закаливающие мероприятия

15.00-15.15

Занятия, свободная деятельность

15.15-16.30

Уплотненный ужин

16.30-17.00

Прогулка

17.10-18.20

Свободная деятельность детей

18.20-19.00

Паужин

Свободная деятельность детей

Гигиенические процедуры

Сон

Сетка организации деятельности в группе № 4 (III,IV год обучения) на 2017-2018 учебный год

День недели

Учитель-дефектолог

Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог

I половина дня

II половина дня

Понедельник

Интегрированное занятие

Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим

(25мин.-30 мин.)

1. Музыкально-ритмическое занятие

9.00-9.30  (30мин.)

2.Лепка (25 мин.-30 мин.)

Индивидуальные муз.занятия

11.00-12.10

Вторник

Интегрированное занятие

1.Математика и формирование мышления                              

                                      (25 мин.-30 мин.)

2.Подготовка к обучению грамоте

(30 мин.)

Физическое воспитание (под музыку)

9.00-9.30

Аппликация  (25 мин.+30 мин.)

Среда

Интегрированное занятие

Ознакомление с окружающим, развитие речи

(30 мин.)

Ознакомление с окружающим, развитие речи и социальное развитие

(25 мин.)

Интегрированное занятие

1. Рисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие

(25 мин.)

Рисование

                                                      (30 мин.)

2. Музыкально-ритмическое занятие

10.30-11.00

(30 мин.)

Социальное развитие и ознакомление с окружающим

(25 мин.-30 мин.)

Четверг

Интегрированное занятие

Математика и развитие сенсорного восприятия (25 мин.-30 мин.)

Физкультурное занятие

10.30-11.00

  1. мин.)

1. Ручной труд//Конструирование

(25 мин.-30 мин.)

2. Занятия с педагогом-психологом

(25 мин.-30 мин.)

Пятница

Интегрированное занятие

Ознакомление с окружающим, развитие речи

(25 мин.)

Развитие речи и развитие сенсорного восприятия

(20 мин.)

Рисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие

                                                       (20 мин.)

Рисование (25 мин.)

3.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.

Учитель-дефектолог:

-формирование, развитие и закрепление представлений, умений и навыков в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы;

-коррекция и развитие познавательных процессов.

Педагог-психолог:

-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции

-формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера

Учитель-логопед:

I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти

1. Формирование внимания к неречевым звукам.

2. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.

3. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы.

4. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи.

5. Формирование умения различать звуковые сигналы, состоящие из 2-х – 3-х звуков.

6. Развитие слухоречевой памяти.

II. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

1. Формирование правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания.

2. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

3. Формирование и развитие речевого подражания на базе гласных звуков у, а, о, и, их слияний. Развитие умения протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.

4. Обучение длительному и краткому произнесению гласных звуков.

5. Уточнение произношения простых согласных звуков: м, п, б, д, т, н, г, к, х – в открытых слогах и словах с ними.

6. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и звукоподражаний с согласными звуками раннего онтогенеза.

5. Формирование элементарных артикуляторных навыков.

III. Развитие импрессивной речи

1. Развивать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2. Расширение объема понимания обращенной речи.

3. Уточнение и пополнение номинативного словаря по изучаемым лексическим темам, закрепление умения узнавать предметы по их назначению и описанию.

4. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь).

5. Развитие пассивного предикативного словаря.

6. Развитие понимания грамматических форм:

– единственного и множественного числа имен существительных;

– существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– падежных окончаний существительных;

– предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, у, с;

– глаголов, противоположных по значению (надеть – снять; налить – вылить);

– единственного и множественного числа глаголов.

7. Продолжение работы над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке, по прочитанной сказке (со зрительной опорой).

8. Закрепление умения понимать и выполнять трехступенчатые инструкции.

IV.Формирование экспрессивной речи

1. Вызывание потребности подражать слову взрослого.

2. Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа: мама, Катя, иди, усы.

3. Развивать умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения.

4. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением повелительного наклонения глаголов.

5. Уточнение и обогащение представлений о размере, форме, цвете предметов: введение в речь соответствующих прилагательных.

6. Расширение словаря за счет употребления наречий места, времени, количества.

7. Включение в активный словарь личных и притяжательных местоимений: я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.

8. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой.

Музыкальный руководитель:

- формировать дифференцированное восприятие различных свойств музыкального звука: высоты, динамики, длительности, тембра в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми

- подпевать   звукоподражания и  некоторые  слова, подстраиваясь к голосу взрослого

- учить двигаться в такт музыке, выполняя простые танцевальные движения

- участвовать в коллективной игре на различных шумовых инструментах

Инструктор по физической культуре:

- учить внимательно, смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

- учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

- учить ходить по канату приставным шагом.

- учить катанию большого мяча друг другу.

- учить играть в подвижные игры.

Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.

Индивидуальный учебный план

Вид и форма занятий

Количество

 занятий

в неделю

Дни

 недели

Подгрупповое занятие учителя-дефектолога

5

Пн.-пт.

Подгрупповое занятие воспитателя

5

Пн.-пт.

Подгрупповое занятие музыкального руководителя

2

Пн, ср.

Индивидуальное занятие учителя-дефектолога

3

Пн, вт, чт.

Индивидуальное занятие педагога-психолога

1

Пн.

Индивидуальное занятие учителя-логопеда

2

Пн, чт.

Индивидуальное занятие музыкального руководителя

1

Пн.

Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:

- продолжительность подгруппового занятия 25 минут;

- продолжительность индивидуального занятия 25 минут.

3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы

При реализации адаптированной образовательной программы планируется использование следующих методов и приемов работы: демонстрация действия педагогом, его словесное обозначение и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция взрослого; игровые и практические ситуации; частая смена видов деятельности; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий ребенка).

Условия освоения программы: обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего; длительная специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка; специальная помощь в развитии средств альтернативной коммуникации с возможным привлечением компьютерных технологий; создание особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры всей жизни в детском саду; разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию со взрослыми; активное использование зрительных опор, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в активную работу.

Способами действия ребенка в учебно-познавательной ситуации являются: подражание действиям взрослого и действия по показу, в продуктивных видах деятельности-сопряженные действия с педагогом.

Реализация программы осуществляется с активным включением родителей в коррекционно-педагогический процесс.

План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.

Месяц

Содержание деятельности

Ответственный исполнитель

Сентябрь

Фотовыставка (коллаж) «Лето – это маленькая жизнь»

Развлечение  «День Знаний»

Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Физкультурно-музыкальное развлечение «Туристический поход»

Инд. консультации «Адаптация ребенка в детском саду»

Наглядно-информационные материалы «Примите наши правила!»

Санбюллетень «Взрослый на дороге – пример для детей»

Групповое собрание «Скоро в школу - подготовка к учебному году»

Общее родительское собрание: «Воспитываем вместе»

Оформление наглядно-информационных материалов «Что должен знать и уметь ребенок подготовительной к школе группы»

Педагоги группы

Муз.р-ль, пед-ги гр.

Педагоги группы

Муз.рук-ль, педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Завед.-щий, ст. вос-ль

Учитель-дефектолог

Логопед, психолог

Октябрь

Праздники: « День прыгуна»

                     «Осень, в гости просим»

Наглядно-информационные материалы «Обучение дошкольников ПДД в семье», «В машине ребенок!»

Стенгазета «Маленький пешеход» рисование плакатов о ПДД дома с детьми

Консультация «Подготовка руки к письму»

Наглядно-информационные материалы «Развитие коммуникативных навыков – основа успешной школьной адаптации»

Экскурсия в школу, посещение урока в 1-м классе

Муз.р-ль, пед-ги гр.

Муз.р-ль, пед-гигр

Педагоги группы

Педагоги группы

Учитель-дефектолог

Педагоги группы

Учитель-дефектолог,

Педагоги группы

Ноябрь

Выставка «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Фотоколлаж «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Праздник «День Матери»

Физкультурно-музыкальное развлечение «Путешествие по сказкам»

Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у будущего школьника»

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Муз.рук-ль, пед-ги гр.

Муз.рук-ль, пед-ги гр.

Педагоги группы

Декабрь

Выставка «Новогодний калейдоскоп» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Наглядно-информационные материалы «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой »

Праздник «Здравствуй ёлка, здравствуй Новый год»

Наглядно-информационные материалы «Безопасность ребенка в зимний период», « Осторожно гололёд!»

Общее родительское собрание: «Путешествие по «Стране воспитания»

Консультация  «Методы профилактики детской заболеваемости»

Педагоги группы

Педагоги группы

Муз.р-ль, п-ги групп

Пед-ги группы

Заведующий, ст. вос-ль

Мед.работник

Январь

Физкультурно-музыкальное развлечение «Зимние забавы»

Индивидуальные консультации по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми

Наглядно-информационные материалы «Коррекционно-развивающая работа с ребенком в домашних условиях »

Групповое собрание : «Родители – активные участники образовательного процесса»»

Санбюллетень «Организация прогулок в зимний период»

Муз.рук-ль, педагоги групп

Учитель-дефектолог  

Педагоги группы

Педагоги группы

Мед.работник

Февраль

Выставка  «23 февраля – День защитников Отечества» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Физкультурно-музыкальное развлечение «День защитников Отечества»

Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ»

Педагоги группы

Муз.р-ль, пед-и групп

Мед.работник

Март

Выставка  стенгазет «8 Марта – день весны» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Праздник «Ах какая мама – загляденье прямо»

Развлечение «Масленица»

Санбюллетень  «Воспитание привычек здорового образа жизни»

Педагоги группы

Муз.р-ль, п-ги группы

Муз.р-ль, п-ги группы

Мед.работник

Апрель

Выставка «Пасхльные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Театральная неделя: «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н. сказки «Заюшкина избушка»

Посещение городского драматического театра

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ»

День открытых дверей: концерт

Педагоги группы

Муз.р-ль, п-ги группы

Педагоги группы

Педагоги группы, ст. воспитатель

Муз.ру-ль, п-гигруп

Май

Спартакиада «День Победы»

Праздник «До свидания, детский сад!»

Групповое собрание – устный журнал «Итоги работы за учебный год»

Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период»

Общее родительское собрание: «Анализ за год»

Муз.ру-ль, п-гигрупы

Муз.ру-ль, п-гигрупы

Педагоги группы

Педагоги группы

Заведующий, ст. вос-ль

3.3 Формы контроля

Мониторинг коррекционно-педагогической работы с ребенком осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и обучения детей с легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ.

Умственная отсталость- это качественное изменение всей психики,всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.Это такая атипия развития ...

Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью

Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью...

Игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью

В данной презентации представлены игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью....

Адаптированная образовательная ПРОГРАММА обучения и воспитания для ребенка с НОДА и ЗПР

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств ...

Адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью

СодержаниеОбщие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2 Цели и задачи реализации Программы1.2. Планируемые результаты освоения индивидуал...