«Арт – терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Зизевских Оксана Олеговна

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №18 "Ручеек"

«Арт – терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста»

Воспитатель: Зизевских Оксана Олеговна

Тамбов 2018

 «Сказка - это зернышко, из которого прорастает

 эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

Цель: на основе изучения тревожности детей младшего дошкольного возраста разработать и апробировать план работы по ее профилактике и коррекции средствами сказкотерапии.

Задачи: 

  • Научить детей самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи.
  • Развивать у малыша моральные ценности и основы поведения;
  • Стимулировать развитие творческих способностей у детей младшего возраста;
  • Воспитать в детском сознании правильное восприятие окружающего мира и общества;

Результатом станет однозначное заключение: польза сказок, несомненно, велика: при помощи сказок, взрослые помогут обогатить внутренний мир детей, привить им любовь к чтению и книгам, а это, в свою очередь, поможет им стать более уверенными и успешными людьми, ведь сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.

Участники: дети раннего возраста, воспитатели, родители группы «Теремок».

Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, людей, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. К сожалению, не все дети в данном возрасте окружены достаточным вниманием, пониманием и заботой со стороны взрослых. Не у всех родителей есть время уделить должное внимание своим детям в связи со своей занятостью. Именно поэтому многие очень значимые для детей моменты и вопросы «проходят мимо». В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения тревожности у детей и разработка эффективных методов ее коррекции.

Понятием «тревожность» в психологии обозначают, как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску, не является устойчивой чертой характера, обратима при проведении соответствующих мероприятий. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в его характере.

            Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Существуют следующие причины тревожности у детей

  • период адаптации к детскому саду;
  • развод родителей;
  • авторитарный стиль воспитания, строгость родителей;
  • завышенные требования к ребёнку;
  • противоречивые требования, которые предъявляют к  ребёнку взрослые.

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Его  отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.  Такие дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

П. Бейкер и М. Алворд  выделяют следующие признаки определения тревожности у ребенка.

  • Постоянное беспокойство
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться  на чем-либо.
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  • Раздражительность
  • Нарушения приема пищи и сна.

Методы арт-терапии в коррекции тревожности у детей раннего возраста

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.

Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.

Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:

1) изотерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием;

2) игротерапии - это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий;

3) фототерапии - это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности;

4) песочной терапии - психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка;

5) сказкотерапии - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

6) музыкотерапии - это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;

7) танцевальной терапии - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности;

8) цветотерапии - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др.

Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для детей раннего возраста, являются:

- развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения;

- гармонизация эмоционального состояния детей;

- расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);

- раскрытие творческого потенциала;

- развитие оригинальности мышления;

- улучшение внимания и памяти;

- формирование активной жизненной позиции;

- повышение самооценки;

- развитие коммуникативных способностей.

В России же метод сказкотерапии начал зарождаться только с начала 90-х годов. Приверженцы данного метода И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер первыми заговорили о результативности данной методики. По их мнению, именно сказкотерапия помогает решению личностно-эмоциональных и поведенческих проблем ребёнка и может применятся при коррекции агрессивного, тревожного состояния ребенка, побеждая застенчивость и неуверенность в его поведении.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). 

Анализ литературы показал, что сказка - это самый доступный для ребенка путь переноса своих собственных переживаний на других. В процессе работы со сказкой ребенок наглядно видит способы борьбы со своими страхами, его эмоции становятся более яркими, радужными и светлыми. Метод сказкотерапии помогает осознанию ребенком своих проблем и показывает пути их решения. Слушая, читая, сочиняя сказку, ребенок, с одной стороны, невольно отождествляет себя со сказочным героем, начинает понимать, что не только у него есть определенные проблемы и переживания. С другой стороны, такая реакция помогает находить выход из любых сложных ситуаций, определить пути решения возникших конфликтов. Все это, естественно, оказывает положительное влияние на корректировку тревожности детей.

Мы все родом из детства, и вряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про РепкуТеремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочу и каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания.

У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть тысячу раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.

Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам, малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев.

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями, волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Сказка дарит ребенку новые ощущения и впечатления.

Среди малышей встречаются эмоционально неустойчивые дети, и когда они приходят в детский сад, они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Задача взрослых, научить ребенка адекватно и актуально выражать свои эмоции. Для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста, я часто использую сказки, ведь в процессе сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.

• Прежде всего, не делать этого на ходу. Выделить отдельное время и даже место для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.

• Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывать по возможности ему в этом, ведь это желание может пропасть, и тогда будет трудно прививать интерес к книге.

• Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова, еще будет лучше, если читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…

• Золотое правило - одна сказка за один раз! Таким образом, сказки не наскучат ребёнку. Никогда не отказываться читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова - не отказывать, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • По преодолению страхов (в темноте, кабинете врача..)
  • По снижению гиперактивности;
  • По преодолению агрессивности;
  • Направленные на работу с расстройствами поведения;
  • По преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи…)

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

  • сказки о животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;
  • бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в работе с семьями;
  • страшные сказки. Сказки про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также и сказки - страшилки;
  • волшебные сказки. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Поэтому если мы хотим передать ребенку «концентрат» жизненного опыта, наверное, мы выберем народную сказку
  • Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций.

Малыши 2х -3х лет воспринимают лишь простые истории, которые помогают научить правилам поведения и устойчивость поведения.

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Золушка».

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:«Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Церевна-Лягушка», «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:«Мальчик-с-пальчик», «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:«Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба Яга».

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической:

  • Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на нее досконально;
  • Сказка должна содержать замещающее действие, используя которое ребенок научится по-новому подходить к решению своих проблем;
  • Сюжет должен быть последовательным:
  1. Главный герой сказки должен соответствовать полу и возрасту ребенка;
  2. Описание жизни главного героя должно быть схожим с его жизнью;
  3. Проблемная ситуация героя должна быть схожа с ситуацией ребенка;
  4. Поиск героя выхода из ситуации: усугубление положения, встреча героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации;
  5. В конце – осознание героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Советы родителям:

  1. Перед выбором сказки определить, что в поведении ребенка вызывает беспокойство.
  2. Выбрать сказку с соответствующим терапевтическим эффектом.
  3. Сказку не читать, а рассказывать.
  4. Не подсказывать ребенку выводы, а подвести его к самостоятельному умозаключению.
  5. Историю можно рассказывать не один раз, если ребенок этого хочет.
  6. Если произошло психотравмирующее событие, не стоит немедленно начинать «лечение» сказкой. Нужно подождать, пока малыш успокоится. Время домашней сказкотерапии – перед сном.
  7. Применять сказки и рекомендации мастеров сказкотерапии. Научиться сочинять истории о своих детях и для них.

Таким образом, «сказкотерапия - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный и достойный инструмент развития его самосознания»

В итоге хочу привести пример слов замечательной песенки из мультфильма «домовенок Кузя»: «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет, тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет"

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Игра как средство профилактики агрессивного поведения у детей раннего и младшего возраста.

Что такое агрессия, каковы причины агрессивного поведения у детей. Игра как средство профилактики агрессии....

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом....

Арт-терапия как средство профилактики и коррекции детской тревожности

В даной консультации предложен метод психологической коррекции и профилактики у детей младшего дошкольного возраста, заключающийся в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Арт-терапия как средство профилактики и коррекции детской тревожности»

Методические комментарии раскрывают технологию метода арт-терапии в профилактике детской тревожности, используя художественные приёмы и различные виды творчества....

Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"

Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"...