Рабочая программа для детей 4-5 лет с нарушениями зрения
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Казаковская Ольга Александровна

Программа учитывает специфические потребности детей с нарушениями зрения, обусловленные характером зрительной патологии, структурой и глубиной зрительного дефекта, наличием вторичных отклонений, личностными качествами детей, их мотивацией и прошлым опытом, социальными условиями, временем начала коррекционной помощи, а также отношением родителей к дефекту ребенка.

Программа обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности детей, преодоление вторичных отклонений и разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_na_sayt.docx120.65 КБ

Предварительный просмотр:

город Новосибирск «Детский сад №447 комбинированного вида

«Семицветик»

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в средней группе для детей с нарушениями зрения

«Фиалки» на 2018-2019 учебный год

(второй год обучения)

Составитель программы: учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Казаковская О.А. (высшая квалификационная категория)C:\Users\lyudmila\Pictures\phoca_thumb_l_Cveti_214.jpg

Новосибирск

2018

Содержание

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

         Нормативно-правовая основа………………………………………………………………   4

Цели и задачи Программы………………………………………………………………….   4

         Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………….   4

Характеристика семей воспитанников………………………………………………………….    5

Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения…………………….    5

Планируемые результаты освоения детьми Программы

         Целевые ориентиры…………………………………………………………………………   6

         Система оценки результатов освоения Программы………………………………………   7

II. Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы

         Организация диагностического обследования……………………………………………    7

         Анализ результатов первичной диагностики………………………………………………   7

         Направления и задачи коррекционно-развивающей работы……………………………...   9

                Развитие зрительного восприятия……………………………………………………...     9

Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной

                координации…………………………………………………………………………….     11

Формирование навыков восприятия пространства и навыков ориентировки

                в макро- и микро- пространстве………………………………………………………..    11

Социально-бытовая ориентировка…………………………………………………….     12

         Формы организации коррекционно-развивающей работы……………………………….   14

    Методы и приемы реализации Программы………………………………………………..14

Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно- развивающих

 и лечебно- восстановительных мероприятий……………………………………………………  15

Консультативная и информационно-просветительская работа

Методическая работа с педагогами…………………………………………………………   19

Взаимодействие с родителями воспитанников…………………………………………….   20

III. Организационный раздел

Режим дня……………………………………………………………………………………………  21

Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога (тифлопедагога)……………………….   22

График работы тифлопедагога…………………………………………………………………….   24

Проектирование коррекционно-развивающего процесса……………………………………….. 24

Условия реализации Программы

          Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды………. 24

          Кадровые условия реализации Программы………………………………………………... 25

          Информационно-методическое обеспечение программы…………………………………..25

Приложение

Карта здоровья детей………………………………………………………………...........................  27

Схема обследования зрительного восприятия детей второго года обучения……………………  30

Сводная таблица результатов обследования зрительного восприятия детей …...........................  31

Диаграмма результатов обследования зрительного восприятия детей…………..........................  32

Распределение детей на подгруппы………………………………………………………………… 33

Таблица-сопровождение…………………………………………………………………………….. 34

График проведения индивидуальных занятий……………………………………………………..  35

Классификация нарушений зрения (ЗемцоваМ.И.)………………………………………………36

Список детей (адрес, И.О. родителей)……………………………………………………………... 37

Даты рождения детей в хронологическом порядке………………………………………………..  38

Примерное комплексно-тематическое планирование…………………………………………….   39

Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности

          Краткий перспективный план по РЗВ……………………………………………………….   45

Краткий перспективный план по ОП………………………………………………………..   47

Краткий перспективный план по РО и ММ…………………………………………………  49

Краткий перспективный план по СБО………………………………………………………   51

          Развернутый перспективный план…………………………………………………………...  52

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • письмом Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2001 года №03- 248;  
  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 года;
  • Положением о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ воспитателей, учителей-логопедов, тифлопедагогов, музыкальных руководителей. Программа разработана на основании образовательной Программы дошкольного образования, а также Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной (М., 2003 год, рекомендована Министерством образования РФ).

Программа учитывает специфические потребности детей с нарушениями зрения, обусловленные характером зрительной патологии, структурой и глубиной зрительного дефекта, наличием вторичных отклонений, личностными качествами детей, их мотивацией и прошлым опытом, социальными условиями, временем начала коррекционной помощи, а также отношением родителей к дефекту ребенка.

Программа обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности детей, преодоление вторичных отклонений и разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Настоящая Программа является документом, позволяющим организовать коррекционно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цели Программы:

  1. Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования через коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности и вторичных отклонений в развитии детей.
  2. Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 4 – 5 лет.

Для достижения поставленных целей Программы определены следующиезадачи:

  1. Создавать условия для успешной коррекции недостатков в психофизическом и социальном развитии детей.
  2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  4. Развивать у детей сенсорные функции и перцептивные навыки.
  5. Развивать компенсаторные способы познания окружающего мира.
  6. Формировать восприятие пространства и навыки ориентировки в нем.
  7. Развивать общую и мелкую моторику, графомоторные навыки.
  8. Формировать обобщенные представления об окружающем предметном мире.
  9. Развивать мышление, все виды внимания и памяти.
  10. Развивать речевые и коммуникативные навыки детей.
  11. Укреплять и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
  12. Развивать навыки социально адаптивного поведения.

Принципы и подходы к формированию Программы:

   В процессе решения задач руководствуемся следующими принципами:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применяемости;
  • полноты, необходимости и достаточности;
  • системности;
  • единства диагностики и коррекции;
  • наглядности;
  • комплексности;
  • индивидуализации темпов и методов обучения;
  • учета зон актуального и ближайшего развития;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Следование данным принципам диктует необходимость учета в коррекционно-развивающей работе не только характера зрительной патологии детей, но и степени ее выраженности.

Срок реализации Программы – 1 год (2018 - 2019 учебный год).

Характеристика семей воспитанников группы

Национальный контингент воспитанников группы однородный. Родной язык всех воспитанников-русский, двуязычных детей нет. Исходя из этого, вся деятельность в группе осуществляется на русском языке.

Особенности психофизического развития воспитанников группы

Группу посещают дети с амблиопией, косоглазием и другими глазными патологиями. У детей с нарушением функционирования зрительной системы происходят изменения в процессе приема и переработки информации на корковом уровне. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, снижение его коммуникабельности, ограничивает его ориентировку. У детей нарушены глазодвигательные функции, фиксация их взора неустойчивая. Затруднено восприятие размера предмета, его протяженности, пропорций, расстояний, страдает соотнесение цветных изображений с предметами и явлениями окружающей действительности. Дети испытывают затруднения в восприятии движения. Формирование правильных представлений и понятий замедленно из-за бедности чувственного опыта детей. У детей с амблиопией и косоглазием отмечается снижение остроты зрения. Причем на одном глазу, как правило, оно более выражено. Это ведет к нарушению бинокулярного зрения, что осложняет формирование зрительного восприятия. Дети затрудняются в установлении пространственных связей и отношений между предметами, не улавливают смыслоразличительных, цветовых и других признаков предметов. Для детей характерно быстрое утомление зрительного анализатора, низкая работоспособность, бедность представлений об окружающем мире, сниженный уровень мыслительных процессов, низкий уровень развития зрительно-моторной координации и двигательной активности, трудности ориентировки в микро-и макропространстве, нарушение в эмоционально-волевой сфере, специфические особенности деятельности, общения, социальной коммуникации.

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать не только характер зрительной патологии детей, но и степень ее выраженности. При этом используется классификация нарушений зрения М.И. Земцовой 9 (Приложение).

Планируемые результаты освоения детьми Программы

Целевые ориентиры второго года обучения (4-5 лет)

Развитие зрительного восприятия:

  • Ребенок знает основные цвета спектра и называет цвет реальных предметов.
  • Умеет словесно обозначать величину предметов, сравнивать предметы и выстраивать их в возрастающем и убывающем порядке величины.
  • Умеет различать и называть геометрические формы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Соотносит объемные и плоскостные формы. Умеет выделять заданную форму в окружающей среде.
  • Умеет группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине).

Ориентировка в пространстве:

  • Ребенок знает название частей своего тела, умеет правильно их назвать, соотнести с частями тела других детей, куклы.
  • Имеет представление о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.) и умеет пользоваться соответствующими терминами (правая, левая, впереди, сзади и т.д.).
  • Владеет понятиями «далеко», «близко».
  • Имеет начальные навыки микроориентировки: умеет показывать на поверхности листа бумаги правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны, располагать на этих сторонах предметы ведущей рукой.

Развитие осязания и мелкой моторики:

  • Ребенок имеет представление о строении (расположении и названии пальцев) и возможностях рук.
  • Различает с помощью осязания геометрические фигуры, свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твердая и т.д.).
  • Старается точно выполнять элементарные пальцевые фигуры.
  • Старается закрашивать (фломастером, карандашом, кистью) форму предмета, не выходя за контур.
  • Умеет работать с пластилином: разминать, спющивать, вытягивать,самостоятельно скатывать шар и палочку.

Социально – бытовая ориентировка:

  • Ребенок понимает назначение предметов ближайшего окружения, различает и называет существенные детали предметов.
  • Умеет группировать сходные предметы по форме, назначению, названию.
  • Понимает обобщающие слова.
  • Ориентируется в помещениях детского сада и соблюдает правила поведения в зависимости от назначения помещений.
  • Имеет элементарные представления о себе, окружающих людях и природе: называет свои имя, фамилию,возраст, имена родителей, время года и т.п.
  • Владеет элементарными навыками социального поведения: употребляет в речи речевые формулы приветствия, прощания, просьбы о помощи, благодарности.
  • Овладевает культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Система оценки результатов освоения Программы  

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая позволяет проследить динамику овладения детьми различными видами деятельности в процессе коррекционного обучения. Вместе с тем, мониторинговая деятельность тифлопедагога дает информацию об эффективности коррекционно-развивающей программы и продуктивности перспективного планирования коррекционно-развивающей работы.

Инструментарий для педагогической диагностики - методика Л.В. Морозовой, М.М. Безруких, Л.И. Плаксиной, Н.В. Заикиной.

II. Содержательный раздел

Содержанием коррекционно-развивающей работы является фактический материал, без усвоения которого дети не смогут адекватно взаимодействовать с окружающей действительностью и успешно входить в общеобразовательный процесс.

Организация диагностического обследования

Всей коррекционно-развивающей работе с детьми предшествует комплексное психолого-медико-педагогическое обследование. Обследование проводится тифлопедагогом.

Диагностика проводится по «Схемам тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушениями зрения» (методика Л.В. Морозовой, М.М. Безруких, Л.И. Плаксиной, Н.В. Заикиной)в начале (сентябрь) и конце учебного года (май).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей в ходе индивидуального собеседования с целью формирования у них адекватного отношения к дефекту зрения своих детей и информационной готовности к участию в коррекционно-развивающем и образовательно-воспитательном процессах.

На основании полученных результатов тифлопедагогом в дневниках индивидуального развития детей вычерчивается диаграмма развития зрительного восприятия, проводится ее анализ и составляется программа индивидуального развития каждого ребенка. А на основании общего анализа полученных результатов тифлопедагогом определяются основные направления коррекционно-развивающей деятельности.

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Выявленный уровень развития детей определяет основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
  • формирование восприятия пространства и навыков ориентировки в микро- и макро- пространстве;
  • социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий с тифлопедагогом обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего мира.

Содержание коррекционной деятельности по всем направлениям определяется Программой ДОУ с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей группы осуществляется интегрировано.

Для детей с ОВЗ создаются условия для удовлетворения их особых образовательных потребностей через разработку и реализацию индивидуальных адаптированных программ.

Развитие зрительного восприятия

 Задачи развития зрительного восприятия направлены на максимальное включение высших психических функций в сенсорно-перцептивные процессы, что предусматривает коррекцию, компенсацию и развитие в единой системе функциональной стороны восприятия (сенсорные процессы), его операционной (когнитивные операции, необходимые для познания объектов и ситуаций в условиях нарушенного сенсорного отражения) и мотивационной (установки и мотивы, определяющие потребность видеть) сторон (по Л.П. Григорьевой).

Основные задачи:

  • стимулировать, упражнять и активизировать зрительные функции в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы;
  • развивать скорость и полноту зрительного обследования предметов и явлений окружающей действительности;
  • формировать представления о свойствах, качествах и назначении предметов окружающего мира;
  • развивать сенсорные операции как части обследовательских перцептивных действий;
  • расширять и закреплять знания о системе сенсорных эталонов;
  • развивать предметную деятельность.

Программные задачи на второй год обучения:

Формирование представлений о цвете (Плаксина Л. И.)

  • развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

Программа развития восприятия цвета (Ремезова Л. А.):

I полугодие:

  • закреплять представления о 6 цветах спектра, продолжать учить выделять цвет, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, назначения);
  • учить узнавать, выделять в окружающем и называть оранжевый цвет и его оттенки; учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и желтого; упражнять в ранжировании объектов красного и оранжевого цвета в ритмически заданной последовательности;
  • учить узнавать, выделять в окружающем и называть фиолетовый цвет и его оттенки;
  • учить узнавать, называть, выделять голубой цвет; учить зрительному дифференцированию предметных изображений синего и голубого цвета и их оттенков;
  • познакомить с системой цветов и последовательностью расположения их в спектре;
  • учить построению цветового сериационного ряда по светлоте и словесному обозначению оттенков (3-5 оттенка).

II полугодие:

  • закреплять представления о хроматических цветах, о последовательности расположения цветов в спектре;
  • учить узнавать, выделять и называть серый цвет;
  • учить узнавать, выделять и называть коричневыйцвет;
  • упражнять в ранжировании объектов коричневого и серого цветов по светлоте.

Формирование представлений о величине (Плаксина Л.И.)

  • закреплять умение словесно обозначать величину предметов: большой- меньший- маленький; высокий-ниже-низенький; толстый-тоньше-тоненький и т. д.
  • закреплять умение сличать величину предметов путем наложения и приложения;
  • учить различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно).

(Ремезова Л. А.):

I полугодие:

  • закреплять представления о длине, ширине, высоте предметов; упражнять в сравнении предметов по величине, используя приёмы приложения, наложения и зрительного соотнесения;
  • учить перестраивать нисходящий ряд в восходящий, совмещать сериационные ряды, находить место в ряду промежуточному элементу;
  • учить сравнивать объёмные и плоские предметы по двум признакам величины (длине и ширине) одновременно, познакомить с приёмами изменения длины и ширины;
  • развивать навык быстро и верно подбирать требуемое слово для обозначения длины, ширины и высоты предметов.

II полугодие:

  • учить строить сериационный ряд из 5 объемных тел и плоских предметов в убывающей и возрастающей степени, ориентируясь на один параметр величины; познакомить с карточками-схемами, обозначающими нисходящий и восходящий сериационный ряд по длине, высоте, толщине и ширине;
  • формировать представление о трехмерности пространства: учить находить, показывать и называть словом длину, ширину и высоту у одного предмета;
  • учить находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по признаку величины, передавать ритмически заданную последовательность в практической деятельности.

Формирование представлений о форме (Плаксина Л.И.)

  • закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал; познакомить с новой геометрической фигурой «прямоугольник»;
  • учить использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.
  • учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине);
  • учить сличать контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносить их с реальными предметами;
  • учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции: лупами, биноклями;
  • активизировать сохранные анализаторы;
  • стимулировать предметные действия.

Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и

зрительно-двигательной координации

У детей с нарушением зрения снижена двигательная активность, в том числе и активность рук. Мышцы рук детей оказываются либо вялыми, либо слишком напряженными. Это сдерживает развитие их тактильной чувствительности, моторики рук и отрицательно сказывается  на формировании предметно-практической деятельности.  

Основные задачи:

  • развивать тактильную чувствительность;
  • формировать навыки осязательного восприятия предметов окружающего мира;
  • обучать приемам выполнения предметно-практических действий с помощью привлечения комплекса сохранных анализаторов.

Программные задачи на второй год обучения:

  • закреплять представление о строении (расположении и названии пальцев) и возможностях рук;
  • закреплять умение различать с помощью осязания геометрические фигуры;
  • закреплять умение различать свойства поверхности предметов (гладкая-шероховатая, мягкая-твердая и т.д.);
  • закреплять осязательные приемы сравнения предметов (наложение, приложение), умение детей различать величину предметов с помощью осязательных действий пальцев;
  • закреплять умение ориентироваться при помощи осязания: определять поверхности стен, дверей, пола; находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях;
  • закреплять умение классифицировать предметы в группы по общим осязательным признакам (все мягкие, все круглые и т.д.);
  • закреплять умение ориентироваться на микроплоскости с помощью осязания: учить выделять стороны (листа, стола), углы, центр; учить размещать предметы по образцу и словесному указанию;
  • закреплять умение обследовать себя, сверстников, взрослых, выделяя форму и особенности строения тела (голова шарообразная, длинные ноги, волосы короткие);
  • продолжать учить сопряженному действию рук;
  • учить различать пластику движений рук при общении с человеком (ласковые, строгие, энергичные и другие действия рук).

Формирование навыков восприятия пространства

и навыков ориентировки в макро- и микро- пространстве

   Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. При этом большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием.

Основные задачи:

  • формировать представления о своем теле и его симметричности;
  • формировать представления о пространственном расположении частей тела;
  • учить ориентироваться «на себе»;
  • формировать представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве;
  • формировать потребность в самостоятельной ориентировке;
  • учить преодолевать страх пространства и неуверенности в своих силах;
  • обучать способам и приемам ориентировки в макро и микро-пространстве;
  • учить ориентироваться по световым и звуковым сигналам;
  • формировать умения словесного пояснения, описания пространственных положений предметов и объектов в окружающей обстановке и в микро-пространстве.

Программные задачи на второй год обучения:

  • закреплять знание частей своего тела, умение правильно их называть, соотносить с частями тела других детей, куклы;
  • закреплять представление детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.) и умение пользоваться соответствующими пространственными терминами (правая, левая, спереди, сзади и т.д.);
  • закреплять с детьми понятия «далеко», «близко»;
  • закреплять умение правильно подниматься и спускаться по лестнице;
  • продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях, использовать при ориентировке информацию, получаемую с помощью всех анализаторов;
  • учить находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя («Поставь игрушку на верхнюю полку шкафа», «Найди в группе предметы на рисунках», «Спрячься за дверь»), называть их местоположение (ковер на полу, игрушки в шкафу и т.д.);
  • учить обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду по лестнице вверх»;
  • учить различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей, воспитателей и т.д.;
  • обращать внимание детей на запахи (комнатных растений, овощей, фруктов, кабинета врача, кухни и т.д.);
  • дать начальные навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги: учить показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, располагать на этих сторонах предметы ведущей рукой.

Социально-бытовая ориентировка

Данное направление коррекционно-развивающей работы представлено следующими блоками: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдение и поведение на улице», «Ребенку о нем самом, окружающих людях».

Основные задачи:

  • формировать представления о предметах ближайшего окружения, обучать действиям с ними в соответствии с их назначением;
  • формировать представления об облике человека: мимике, жестах, осанке, походке, голосе, речи, проявлении эмоций;
  • обучать формам общения вербального и невербального характера;
  • формировать представления о содержании труда, названиях профессий, целей работы, материалах, результатах труда и его значении;
  • приобщать детей к посильной помощи взрослым дома и в детском саду;
  • формировать представления об учреждениях социума (библиотека, магазин, больница, школа, аптека);
  • формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
  • расширить представления об явлениях общественной жизни, о стране, городе;
  • формировать навыки культурного общения с детьми и взрослыми;
  • формировать навыки предметно-практической деятельности;
  • вовлекать детей в сюжетно-ролевые игры.

Программные задачи на второй год обучения:

Предметные представления

  • учить детей понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов (у стула-ножки, спинка, сиденье);
  • учить группировать сходные предметы по форме, назначению, названию (стул, кресло, табуретка);
  • учить сравнивать два близких предмета по наличию или отсутствию каких-то особенностей (у кофты-разрез, пуговицы; у свитера их нет);
  • учить понимать обобщающие слова;
  • продолжать знакомить с помещениями детского сада, поведением в различных помещениях, в зависимости от назначения.

Приобщение ребенка к труду взрослых

  • расширять знания детей о труде взрослых в детском саду, своих родителей;
  • воспитывать уважение к результатам труда взрослых, вызывая у детей желание подражать труду взрослых;
  • приобщать детей к уборке в помещениях детского сада и в процессе труда уточнять детские представления об орудиях труда, их назначении, хранении, использовании.

Наблюдения и экскурсии на улице

  • организовывать для детей прогулки, экскурсии в ближайшее окружение (парк, лес, магазины, улицы);
  • знакомить с жилыми домами, магазинами, аптекой и т. д.; учить детей вести себя соответственно местонахождению;
  • наблюдать за поведением людей на улице, их внешним видом, одеждой, обувью;
  • познакомить со зданием детского сада, игровыми и спортивными площадками, огородом;
  • учить правильному поведению на участке детского сада: где играть, заниматься бегом, прыжками; как играть в песочнице и др.;
  • учить наблюдать погоду, явления природы по сезонам, знать название сезонных явлений; бережно относиться к растениям и животным; учить любоваться красотой природы.

Обучение детей движению на улице

  • знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения; учить различать и называть легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд и т.д.; формировать представление о назначении этих транспортных средств;
  • учить выделять, называть части грузового автомобиля (кабина, кузов, колеса);
  • учить детей подражать действиям шофера в играх (садится в кабину, включает мотор, поворачивает руль, ведет машину);
  • объяснить детям, что машины ездят по проезжей части улицы, а люди ходят по тротуару;
  • учить наблюдать за светофором, знать очередность включения цветов и понимать назначение цветовых сигналов.

Ребенку о нем самом

  • учить детей называть свои имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имя и отчество родителей;
  • продолжать знакомить детей с собственным телом, называть части тела, знать, для чего они человеку нужны; наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;
  • раскрывать функциональные возможности организма: зубы нужны, чтобы жевать пищу, их надо беречь и т.д.;
  • продолжать учить хорошим манерам поведения, общения; учить правилам типа: «Если хочешь, чтобы тебя любили, будь сам добрым»;
  • учить детей обращаться за помощью к другим и быть благодарными за помощь;
  • учить наблюдать и радоваться за других, помогать и сочувствовать тем, кому плохо, спешить на помощь другим.

Формы организации коррекционно-развивающей работы

Основные формы организации коррекционной работы с детьми – подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность.

Подгруппы для коррекционных занятий формируются тифлопедагогом на основании результатов первичной диагностики, с учетом уровня развития зрительного восприятия, наличия детей с различной степенью выраженности той или иной зрительной патологии. Состав подгрупп достаточно подвижен и зависит от успешности детей в процессе лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей деятельности.

Индивидуальные занятия, в зависимости от цели, можно разделить на два вида:

  1. занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, лечению на офтальмологических аппаратах;
  2. занятия по коррекции вторичных отклонений в развитии ребенка

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по разработанной тифлопедагогом индивидуальной программе 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. Количество индивидуальных занятий зависит от выраженности первичного дефекта зрения ребенка и вторичных отклонений в его развитии.

Методы и приемы реализации Программы

Выбор методов коррекционной работы определяется характером и структурой зрительных нарушений воспитанников, возрастом, в котором у них возникли эти нарушения, общим уровнем развития и потенциальными возможностями развития детей группы. В коррекционной работе используются как общедидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей.

Приемы словесного метода:

  • беседа, способствующая повышению познавательной активности;
  • чтение стихов, потешек, загадок по ходу выполнения коррекционного задания;
  • словесный образец описания обследуемого предмета, его свойств и качеств;
  • пояснение, инструкция;
  • указания

Приемы наглядного метода:

  • демонстрация объекта;
  • последовательное обведение контура объекта с целью тренировки целостного восприятия объекта и выделения его характерных частей;
  • выделение объекта из множества при помощи указки, графических средств;
  • наблюдение и рассматривание иллюстраций

Приемы практического метода:

  • продуктивная деятельность (конструирование, изобразительная деятельность);
  • сюжетно-ролевая игра;
  • дидактические игры

Специфика использования общедидактических методов состоит в том, что обязательным компонентом каждого дидактического метода является тот или иной прием практического метода.

Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно-развивающих   и лечебно-восстановительных мероприятий

Реализуя принцип комплексности, педагоги и медицинские службы ДОУ осуществляют взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы в различных формах.

I этап. Первичная диагностика

Цель:

определение степени выраженности дефекта зрения, речи и обусловленных ими вторичных отклонений в развитии.

Основные направления деятельности специалистов

Врач-офтальмолог:постановка диагноза.

Педиатр, медицинская сестра: заключение о хронических заболеваниях, о неврологическом статусе, о соматическом состоянии (группа здоровья).

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): диагностика развития зрительного восприятия.

Музыкальный руководитель:диагностика развития музыкальных способностей и навыков.

Инструктор по физической культуре:диагностика двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей.

Воспитатели: диагностика сформированности представлений и умений в различных образовательных областях.

II этап. Анализ результатов первичной диагностики

Цель:определение оптимальной формы и содержания образования, составление индивидуальных планов и программ.

Основные направления деятельности специалистов

Врач-офтальмолог: определение этапа лечения, назначения лечения.

Сестра-ортоптистка: изучение назначений врача.

Педиатр, медицинская сестра: разработка требований к организации режима дня, нормам нагрузки.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

  • систематизация рекомендаций специалистов;
  • разработка рабочей программы коррекционно-развивающей деятельности;
  • определение задач индивидуальной работы с каждым ребёнком;
  • разработка индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ;
  • индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики и перспективам коррекционно-развивающей работы;
  • разработка плана консультаций для педагогов и родителей детей коррекционных групп.

Музыкальный руководитель:

  • определение на основе данных диагностики общего уровня исполнительских и творческих умений и навыков детей;
  • разработка рабочей программы по направлению «Музыкальная деятельность».

Инструктор по физической культуре:

  • определение на основе данных диагностики общего уровня актуального физического развития детей;
  • разработка рабочей программы по направлению «Физическая культура».

Воспитатели:

  • изучение результатов диагностики зрительного восприятия и речевых процессов у воспитанников группы;
  • разработка рабочей программы деятельности по всем образовательным областям.

III этап. Реализация коррекционной программы

Цель: коррекция нарушенного зрения и компенсация связанных с ним вторичных отклонений в развитии детей.

Основные направления деятельности специалистов

Врач-офтальмолог:

  • отслеживание эффективности назначенного лечения, внесение корректив в назначения;
  • консультирование родителей;
  • консультирование педагогов по медицинским вопросам.

Сестра-ортоптистка:

  • аппаратное лечение детей по назначению врача;
  • контроль   остроты зрения детей, изменением характера зрения;
  • контроль   соблюдения гигиены зрения.

Педиатр, медицинская сестра:

  • контроль состояния здоровья детей;
  • проведение необходимых лечебно-профилактических мероприятий.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование восприятия пространства и навыков ориентировки в пространстве;
  • формирование социально-бытовой ориентировки детей;
  • развитие неречевых средств общения;
  • формирование анализирующего наблюдения;
  • развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • развитие зрительных функций;
  • развитие моторной сферы;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие всех видов памяти;
  • развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации;
  • консультирование педагогов и родителей воспитанников по актуальным вопросам коррекционно-развивающей работы;
  • организация деятельности по реализации задач индивидуальной работы с каждым ребёнком и индивидуальных программ для детей с ОВЗ.

Музыкальный руководитель:

  • использование коррекционных технологий (логоритмика, фонетическая ритмика, релаксационные упражнения);
  • интеграция задач развития зрительного и слухового восприятия, коррекции общих движений и ритмических способностей в музыкальную деятельность.

Инструктор по физической культуре:

  • учёт двигательного и гигиенического режимов для детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания;
  • использование приёмов психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксации;
  • коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных физических дефектов.

Воспитатели:

  • обеспечение щадящего режима;
  • выполнение рекомендаций сестры-ортоптистки;
  • организация индивидуальной работы с детьми по заданиям тифлопедагога, логопеда;
  • развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • обогащение предметных представлений и представлений об окружающем на полисенсорной основе;
  • закрепление навыков коммуникации и социализации через все виды детской деятельности;
  • организация различных видов деятельности с целью социально-бытовой адаптации детей;
  • организация взаимодействия с родителями воспитанников;
  • внедрение эффективных технологий в педагогическую деятельность с детьми;
  • наблюдение за динамикой развития детей.

IVэтап. Анализ деятельности

Цель: определение полноты и эффективности выполнения задач коррекции и развития детей.

Основные направления деятельности специалистов

Врач-офтальмолог, сестра-ортоптистка:

  • анализ результатов лечения детей;
  • определение заключительных диагнозов;
  • разработка рекомендаций для родителей на летний период;
  • разработка рекомендаций для учителей выпускников ДОО по соблюдению гигиены зрения.

Педиатр, медицинская сестра:

  • анализ заболеваемости за учебный год;
  • разработка рекомендаций для родителей по оздоровлению детей в летний период;
  • планирование оздоровительных мероприятий в ДОО на летний период.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

  • итоговая диагностика;
  • подготовка к медико-педагогической комиссии;
  • индивидуальное консультирование родителей по итогам коррекционно-развивающей работы.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре:    

  • итоговая диагностика.

Воспитатели:

  • итоговая диагностика;
  • родительское собрание по итогам учебного года и перспективам воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Формы взаимодействия специалистов ДОУ

1.Тетрадь взаимосвязи сестры-ортоптистки и учителя-дефектолога (тифлопедагога)содержит следующие разделы:

  • возрастные нормы остроты зрения;
  • блок лечебно-восстановительной работы (цикл окклюзий, аппаратное лечение, назначения врача для тифлопедагога и воспитателей, этапы лечения).

2.Тетрадь взаимосвязи тифлопедагога и воспитателей группы содержит следующие разделы:

  • информация о медико-педагогическом составе специалистов, работающих с детьми группы;
  • медико-педагогические рекомендации воспитателям по организации лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы;
  • условные обозначения аппаратов;
  • информация о состоянии зрения детей (офтальмологический диагноз, характер зрения, коррекция зрения);
  • таблицы динамики остроты зрения в течение учебного года;
  • рекомендации по учету зрительных нарушений у детей в индивидуальной работе и на групповых занятиях (таблица-сопровождение);
  • блок коррекционно-развивающей работы с детьми по каждой лексической теме, рекомендации для воспитателей по индивидуальной работе с детьми.

3.Методическое объединение учителей-дефектологов (тифлопедагогов), учителей – логопедов и воспитателей коррекционных групп является средством координации методической работы педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения, речи. Заседания МО  проводятся 4-5 раз в учебном году.

План работы методического объединения на 2018-2019 учебный год

Цель деятельности МО: повышение профессионального мастерства учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп с целью обеспечения качественного учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Задачи:

  • развивать активность, аналитические способности, критическую оценку к своей деятельности и творческий потенциал педагогов ДОУ;
  • повышать уровень теоретической и практической подготовки педагогов в вопросах тифлопедагогики;
  • совершенствовать программно-методические и нормативные условия организации коррекционно-развивающего процесса ДОУ;
  • расширять знания педагогов об особенностях организации предметно-пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей развитие детей;

Консультативнаяи информационно-просветительская работа

Консультативная и информационно-просветительская работа специалистами проводится с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

Методическая работа с педагогами

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, и обеспечение результативности коррекционно – развивающего процесса.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Цель: переориентирование родителей с потребительской пассивной позиции на активное взаимодействие со специалистами, установление доверительных отношений родителей с педагогами, родителей различных семей между собой.

III. Организационный раздел

Режим дня

Время

Вид деятельности

7.00-7.50

Прием и осмотр детей, индивидуальные беседы с родителями, игры

7.50-8.15

Самостоятельная деятельность детей, выполнение назначений врача – офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога  

8.15-8.20

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку

8.30-8.40

Завтрак

8.40-8.50

Подготовка к образовательной деятельности. Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.10

Образовательная деятельность (I подгруппа)

9.10-9.20

Самостоятельная деятельность детей

9.20-9.40

Образовательная деятельность (II подгруппа)

9.40-9.50

Второй завтрак

9.50-10.00

Подготовка к образовательной деятельности

10.00-10.20

Образовательная деятельность

10.20-10.30

Подготовка к прогулке

10.30-12.20

Прогулка

12.20-12.30

Возвращение с прогулки

12.30-12.45

Подготовка к обеду. Зрительная и артикуляционная гимнастика

12.45-13.00

Обед

13.00-13.05

Подготовка ко сну

13.05-15.00

Сон

15.00-15.15

Подъем, закаливание, зрительная гимнастика  

15.15-15.20

Подготовка к полднику

15.20-15.30

Полдник

15.30-15.50

Игры, выполнение назначений врача-офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога, чтение художественной литературы

15.50-15.55

Подготовка к образовательной деятельности

15.55-16.15

Образовательная деятельность /совместная деятельность

16.15-16.25

Подготовка к прогулке

16.25-18.15

Прогулка

18.15-18.20

Возвращение с прогулки

18.20-18.25

Подготовка к ужину

18.25-18.40

Ужин

18.40-19.00

Прогулка, индивидуальные беседы с родителями, уход домой

Циклограмма рабочего времени тифлопедагога

Дни недели

Время

Формы работы

Общее время

Понедельник

8.00 – 8.50

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

50 минут

8.50 – 9.40

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия.

50 минут

9.40 – 10.10

Участие в режимных моментах. Физическое развитие.

30 минут

10.10 – 11.45

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час 35 минут

11.45 – 12.00

Организационно – методическая деятельность: работа с индивидуальными дневниками детей.

15 минут

Вторник

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

1 час

9.00 – 9.50

Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия.

50 минут

9.50 – 10.25

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

35 минут

10.25 –10.45

Участие в режимных моментах. Музыкальная деятельность.

20 минут

10.45 – 11.45

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час

11.45 – 12.00

Организационно – методическая деятельность: работа с индивидуальными дневниками детей.

15 минут

Среда

13.00 – 14.00

Организационно – методическая деятельность: консультирование педагогов, воспитателей, участие в пед. советах.

1 час

14.00 – 15.00

Организационно – методическая деятельность: оснащение кабинета дидактическим материалом, заполнение документации по взаимодействию с воспитателями.

1 час

15.00-16.00

Подгрупповая деятельность по развитию ориентировки в пространстве.

1 час

16.00-17.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час

17.00 – 18.00

Организационно – методическая деятельность: взаимодействие с родителями

1 час

Четверг

8.00 – 8.50

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

50 минут

8.50 – 9.40

Подгрупповая деятельность по развитию осязания и мелкой моторики.

50 минут

9.40 –10.10

Участие в режимных моментах. Физическая культура.

30 минут

10.10 – 10.45

Участие в режимных моментах. Музыкальная деятельность.

35 минут

10.45-12.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1 час 15 минут

Пятница

8.00 – 9.00

Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности.

1 час

9.00 – 9.50

Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки.

50 минут

9.50 – 11.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми.

1час 10 минут

Проектирование коррекционно-развивающего процесса  

Коррекционно-развивающий процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации коррекционно-развивающего процесса обеспечивается единство обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных целей и задач.

Планирование коррекционно-развивающего процесса строится на основе комплексно-тематического принципа с учетом целевых ориентиров по всем направлениям работы (Приложение «Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия и мелкой моторики, ориентировке в пространстве и социально – бытовой ориентировке детей средней группы»

Условия реализации Программы

Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды

Для реализации главной цели коррекционно – педагогической работы в группе созданы специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда соответствует коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия, активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Пространственная организация среды предусматривает широкие возможности разнообразной двигательной деятельности детей, она комфортна и безопасна.  

В кабинете тифлопедагога и помещениях группы размещены зрительные тренажеры и ориентиры для снятия аккомодационного напряжения и развития прослеживающей функции глаз.

В кабинете учителя дефектолога имеются пособия и игры по всем разделам программы.

 Перечень пособий:

  1. Фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы.
  2. Подставки, указки, фоны.
  3. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные) (муляжи, игрушки, трафареты, иллюстративный материал, настольные дидактические игры и т.д.).
  4. Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (планы помещений, ориентиры, вспомогательные средства, и т.д.).
  5. Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, танграмы, разрезные картинки, настольные дидактические игры и т.д.).
  6. Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки, игры и т.д.).
  7. Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных).
  8. Пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.
  9. Специальные пособия на развитие зрительных функций.
  10. Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира (набор звуковых игрушек, разные поверхности, бытовые запахи и т.д.).

Информационно – методическое обеспечение Программы

Коррекционно–развивающая работа организуется в соответствии с разделом образовательной Программы дошкольного образования, разработанным на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной.

Методическая литература по разделу

«Развитие зрительного восприятия»

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность.СПб,2002
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  3. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Изучаем геометрические фигуры» для детей 3-6 лет. Екатеринбург, 2016
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М,1988
  5. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  6. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  7. Нагибина И.П. Изучаю цвет. Книжка с наклейками. М,2007
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада + Тетради №1, 2
  9. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Средняя группа).
  10. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. М,2013
  11. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Развитие зрительного восприятия. Средняя группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  12. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет. М,2004
  13. Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величины. Второй год обучения (Средняя группа). Самара,2004
  14. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  15. Югова М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. Планирование, занятия, игры.

Методическая литература по разделу

«Ориентировка в пространстве»

  1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  2. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей.
  3. Бортникова Е. Ф. Тетрадь «Развиваем пространственно-временные представления» для детей 4-6 лет. Екатеринбург,2015
  4. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск,2008
  5. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Средняя группа).
  6. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. М,2013
  7. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Ориентировка в пространстве. Средняя группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014
  8. Чудакова А. Выше-ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет. М,2013
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. М,2009

Методическая литература по разделу

 «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики»

1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017

2.Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников М, 2010

3. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников. М,2011

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М,2010

5. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М,2004

6. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. М,2011

7. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет.М,2011

8. Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность.Ульяновск,2015

9. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения. Ростов-на Дону,2007

10. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М,2001

11. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Новосибирск,1994

12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. М, 2006

13. Комплекс занятий по подготовке детей к письму (Папка)

Методическая литература по разделу

 «Социально – бытовая ориентировка»

  1. Грищенко Т. А.   Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. М, 2017
  2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Челябинск,2008
  3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб,2017 + Тетради № 1,2
  4. Осипова Л.Б. Развиваем в деятельности (Средняя группа).
  5. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Социально-бытовая ориентировка. Средняя группа. Составитель Чевычелова Е. А.,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей 3-4 лет с нарушением зрения

Данная ПРОГРАММА разработана для детей с нарушением зрения специализированной группы  среднего дошкольного возраста  3-4 лет с целью решения проблемы  своеобразия развития детей с глазн...

Рабочая программа учителя—дефектолога для детей 3-4 лет с нарушением зрения

Рабочая программа тифлопедагога для детей 3-4 лет с косоглазием и амблиопией на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения с 4 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных тербований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

Рабочая программа для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа (РП) коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушениями зрения

Программа направлена на коррекцию вторичных нарушений, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечив...

ФГОС ДО.Рабочая Программа для детей 6-7 лет с нарушением зрения на 2018-2019 учебный год.

1).ФГОС ДО.Коррекционная педагогика.Рабочая Программа для детей 6-7 лет с нарушением зрения на 2018-2019 учебный год.Составитель:воспитатель МДОУ "ЦРР д.с.№132",гр.№7 "Дружные путешеств...