Презентация "Психодиагностика детского развития" по работам Марцинковской Т.Д.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Иванова Наталья Игоревна

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Для изучения этой части детского развития применяют различные тесты, без которых сложно определить причину нарушений в общении, а без знания их все попытки помочь ребенку, как правило, безрезультатны. Для анализа этих причин, лежащих в основе различных отклонений в общении, и применяют различные тесты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация190.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ (МАРЦИКОВСКАЯ Т.Д.) У детей дошкольного возраста большая потребность в общении . Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Для изучения этой части детского развития применяют различные тесты, без которых сложно определить причину нарушений в общении, а без знания их все попытки помочь ребенку, как правило, безрезультатны. Для анализа этих причин, лежащих в основе различных отклонений в общении, и применяют различные тесты.

Слайд 2

Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод «Социометрия». Мы рассмотрим одну из модификаций этого метода, которая называется «Маски». Этот тест можно применять при исследовании детей 5—летнего возраста и старше. Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, и стремление к доминированию или подчинению. Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать. Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывают каждую из масок по очереди)? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывают по очереди каждую из масок).

Слайд 3

Причина проблем в общении может исходить и из семьи. На детей сильно влияет поведение родителей и отношение их к ребенку. Для выявления этих особенностей используется тесты: «Рисунок семьи» . Инструкция. Нарисуй свою семью. Проведение теста. Детям дают лист белой бумаги, карандаши и фломастеры. Дети 4—7 лет могут использовать цветные карандаши или фломастеры, а старшие дети получают простой карандаш. После предъявления инструкции взрослый не вмешивается в деятельность ребенка и может даже выйти из комнаты. Время работы не ограничивают, хотя обычно оно не превышает 10—15 минут. Затем маленьких детей просят рассказать о том, кого они нарисовали, а детям 7—10 лет предлагают подписать нарисованные фигуры. В конце можно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, люди на картинке веселые или грустные? Кто из них самый веселый, а кто самый грустный?», «Предположим, тебе дали два билета в цирк. Кого ты возьмешь с собой?», «Предположим, вы собрались в гости, а кто—то из членов семьи заболел. Кто заболел?».

Слайд 4

Тест «Два домика». Стимулъный материал: в верху стандартного листа бумаги помещается стандартный многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два домика. Один чуть больше, красивый, может быть украшен цветами красного цвета, а рядом — менее нарядный, нарисованный простым карандашом и несколько меньшего размера. Инструкция. Посмотри на дом (верхний). Это дом, в котором ты живешь. С кем ты живешь?.. А теперь посмотри на нижние домики. Видишь красивый домик? Это твой дом, предположим, что тебе его подарили. В домике много конфет, игрушек, но он не очень большой. А рядом расположен еще один дом , куда можно поселить большой. А рядом расположен еще один дом, куда можно поселить тех, кому не хватило места в красном домике. Кого из членов семьи ты возьмешь в свой домик, а кого поселишь рядом? Проведение теста. О двух нижних домиках рассказывают после того, как ребенок перечислил всех членов своей семьи, не забыв никого из них. Если вы точно знаете, что ребенок не назвал кого—то из своих родных, в конце можно переспросить, не забыл ли он кого—то. Однако ни в коем случае нельзя «давить» на детей, заставляя их перечислять всех, так как «забывание» кого—то из родных является достаточной информацией для этого теста. При рассказе о двух нижних домиках также очень важно не оказывать давления на ребенка и не делать акцент на таких характеристиках домиков, как «красивый» и «некрасивый». Это важно, так как слова о том, что второй домик — черный, маленький и некрасивый, меняют ситуацию тестирования, снижая объективность теста, поскольку детям психологически сложнее поместить кого—то из родителей в «плохой, черный дом», чем просто отселить их в домик по соседству.

Слайд 5

Дополнить картину о личности ребенка поможет ряд методик, направленных на исследование индивидуальных особенностей ребенка и качеств его личности. Одним из самых информативных является тест «Несуществующее животное» , который можно использовать при работе с детьми 4,5—5 лет и старше. Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни. Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш, а младшим детям 4,5—6 лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно детальнее разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: «Как зовут это животное?» «С кем оно живет?» «С кем дружит?» «Чем питается?» Ответы детей фиксируют.

Слайд 6

З АКЛЮЧЕНИЕ. Для составления психологической характеристики необходимо использовать несколько разных тестов, поскольку каждая методика направлена на изучение очень узкого, специального качества. Не существует универсальных методик, с помощью которых можно будет «измерить все».После выявления определенных нарушений необходимо провести коррекцию. Коррекция отклонений в развитии личности требует более серьезных навыков, и поэтому при диагностике значительных нарушений необходимо обращаться к психологу. Однако при небольших трудностях можно помочь детям, используя некоторые общие коррекционные приемы. Мы уже говорили о том, что причиной многих трудностей является недостаток тепла, ласки и уверенности в любви взрослых, испытываемый даже детьми из внешне благополучных семей. Поэтому любой шаг навстречу ребенку, похвала, ласка помогают детям, дают им чувство комфорта и защиты. Взрослым нужно помнить о том, что инициатором общения с детьми должны быть именно они, а не ребенок, который не всегда может подойти и попросить поиграть или поговорить с ним. Это в первую очередь относится к тревожным, неуверенным в себе детям, которым такое общение просто необходимо. Надо помнить и о том, что даже в конфликтных ситуациях никогда нельзя оценивать личность ребенка, следует говорить только о его плохом поступке. В минуты раздражения у нас часто вырываются обидные слова (Какой же ты неловкий. От тебя никогда никакой радости, одни огорчения. Опять ты обидел кого — то из ребят, какой же ты плохой, злой). Помните, что такие слова способствуют снижению самооценки ребенка, которая, как мы уже упоминали, ни в коем случае не должна переходить в отрицательное отношение к себе. При оценке поведения детей надо исходить и из результатов проведенной диагностики. Детям демонстративным, с завышенной самооценкой, необходимо предоставить возможность проявить себя, получить так необходимую для них похвалу, внимание окружающих. Однако эта оценка должна быть объективной.

Слайд 7

Оценка детей неуверенных, с заниженной самооценкой, должна строиться совершенно по другому принципу. В процессе работы такие дети также нуждаются в поощрении, они должны быть уверены в том, что их не будут ругать за плохую работу, не будут смеяться над неправильным ответом. И только после достижения определенных позитивных сдвигов в деятельности можно начать более объективно оценивать деятельность таких детей. Серьезную помощь как тревожным, так и агрессивным детям могут оказать и занятия рисованием и лепкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское творчество. Работа с шерстью.

Недавно я   попала на мастер-класс по картинам из шерсти. И просто влюбилась в этот материал. Купила в магазине шерсть и принесла в детский сад. Среди детей - оживление: новое! Да тако...

Доклад с презентацией на тему: «Здоровый образ жизни в детском саду. Работа с родителями. Из опыта работы».

Здоровый образ жизни в детском саду  - это комплекс оздоровительных мероприятий,обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышени е работоспособности детей.Для укрепления и сохр...

«Природа и фантазия» Выставка детско-родительских работ. Совместная работа родителей, детей и воспитателя.

В нашем детском саду проходит ежегодная детско-родительская выставка поделок из природного материала. В этом году она носит название «Природа и фантазия».  Мы...

Детская исследовательская работа на тему "А прочна ли бумага" Конкурсная проектная работа.

Дети 2 младшей группы приняли участие  и стали победителями в номинации "Умные опыты" в открытом Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ детей дошкольного возраста ...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Грамота за активное участие в выставке детских творческих работ «Детские руки творят чудеса», посвященной международному Дню семьи, май 2021

Грамота за активное участие в выставке детских творческих работ «Детские руки творят чудеса», посвященной международному Дню семьи, май 2021...

Выставка детско-родительских работ творческих работ «Пушистый символ – Кролик (Заяц)» 2022 год

Скоро, скоро Новый год в гости ко всем нам придёт! Как же интересно ждать Дедушку Мороза, Снегурочку и подарков...В предверии праздников ребята занялись творчеством и изготовили символ приходящего год...