Исследование особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
статья по коррекционной педагогике по теме

Кононова Виктория Игоревна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx68.95 КБ

Предварительный просмотр:

Кононова В.И.,

магистрант Смоленский  Государственный  Университет  (г. Смоленск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ФФНР)

Ключевые слова: дети с фонетико - фонематическим недоразвитием речи; фонематическое восприятие; старший дошкольный возраст; особенности развития фонематического восприятия.

В статье рассматриваются особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Представлены основные результаты экспериментального исследования развития фонематического восприятия данной категории детей.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. [5, с. 132]

Фонетико - фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. [6, с. 452]

Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей, мы обращались к работам А.И. Гвоздева, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцева, В.К. Орфинской, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Н.Х. Швачкина и других ученых. [1, с. 64]

Анализ литературных данных показал, что развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами в работе с детьми с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. [3, с. 124] Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для становления и развития речи. Полноценное фонематическое восприятие позволяет ребенку выделять из речи окружающие фразы, понимать смысл слова, различать слова - паронимы, соотносить


их с конкретными предметами, явлениями, действиями. В то же время несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно является употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном строении и функционировании артикуляционного аппарата. В настоящее время нарушение фонематического восприятия является стойким и весьма распространённым дефектом, который в школьном возрасте приводит к дисграфии, дислексии и дизорфографии, к школьной неуспеваемости и к дезадаптации в целом. [4, с. 82]

С целью выявления особенностей фонематического восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи было проведено исследование, в основу которой легла методика, разработанная Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой. [1, с. 64] Она направлена на выявление уровней развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Обследование проводилось в индивидуальной форме и включало пять блоков заданий: обследование восприятия дифференциации изолированных звуков, повторение слогов с оппозиционными звуками, дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, дифференциация звуков, смешиваемых в произношении, обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

В констатирующем эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 6 - 7 лет: 10 дошкольников, имеющих ФФНР (экспериментальная группа), и 10 дошкольников с нормальным фонетическим развитием (контрольная группа).

Для оценки уровня развития фонематического восприятия, методика содержит пяти балльную систему. Каждое задание оценивалось отдельно по бальной шкале. Это давало возможность выявить уровни развития фонематического восприятия, сравнить его результаты с результатами других детей.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи).

Таким образом, по результатам выполнения всех пяти блоков заданий на выявление уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН были выделены уровни развития:

Максимальное количество баллов – 25, приняв эту цифру за 100 % , были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития - 20 - 25 баллов (100 – 80 % ),

Средний уровень развития - 10 - 20 баллов (80 – 40 % ),

Низкий уровень развития - 0 - 10 баллов (40 – 0 % ).

Обработка и интерпретация результатов показали, что у 40 % детей с ФФНР - низкий уровень развития фонематического восприятия; у 60 % - средний; с высоким уровнем развития фонематического восприятия в группе детей нет. У детей контрольной группы – высокий (40 % ) и средний (60 % ) уровни развития фонематического восприятия.

В таблице 1 показаны уровни развития фонематического восприятия в экспериментальной и контрольной группе.


Таблица 1

уровни развития фонематического восприятия у детей экспериментальной и контрольной группы

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол - во детей

%

Кол - во детей

%

Низкий

4

40

0

0

Средний

6

60

6

60

Высокий

0

0

4

40

На рисунках 1и 2 представлены диаграммы, которые отображают уровни развития фонематического восприятия обеих групп.

Рис.1. уровни развития фонематического восприятия в экспериментальной группе

Рис.2. уровни развития фонематического  восприятия  в  контрольной  группе Причём, изучение состояния фонематического восприятия на данный момент у детей с

ФФНР выявило что:

– У всех детей с ФФНР имеются нарушения фонематического восприятия тех звуков, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи;


  • Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка;
  • У 60 % детей имеются нарушения фонематического восприятия только на звуки, которые отсутствуют, заменяются, искажаются или смешиваются в речи конкретного ребенка;
  • У 40 % детей, кроме того, имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но при этом различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками;
  • В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия. При относительном благополучии фонетического произношения оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость: чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше их нарушено и в восприятии.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. У детей экспериментальной группы выявлен средний и низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых.
  2. Наибольшие трудности вызвали задания на обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.
  3. На формирование фонематического восприятия у детей вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития фонематического внимания.
  4. Преодоление нарушений фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста с ФФН необходимо посещение специально организованных занятий для развития фонематического восприятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белякова Л.И. Специальная педагогика. - М: Владос 2013. 400 с.
  2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд - во «Сайма»,

2014. 300 с.

  1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М.: Институт общегуманитарных исследований. 2013. 128 с.
  2. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов - на - Дону: Феникс. 2014. 224 с.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва. Педагогика. 1995г - 360с 8.Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва. Знание. 1967. 450с
  4. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - В 2 - х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. 574 с.

© Кононова В.И., 2017



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выр...