Система сопровождения обучающихся с ОВЗ на этапе внедрения ФГОС НОО ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бабина Людмила Петровна

В статье представлен опыт практической работы по сопровождению различных категорий детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_noo_ovz.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Система сопровождения  обучающихся с ОВЗ

на этапе внедрения ФГОС НОО ОВЗ

Публикация по итогам выступления на Всероссийской конференции

 «Реализация федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы» 

Академия повышения квалификации

и профессиональной переподготовки  работников образования

28 ноября 2017г.

Л.П. Бабина, учитель-логопед

Т.Н. Доломанчук, учитель-логопед

        Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности системы образования в нашей стране.

 В законе также подчеркивается возможность реализации права на образование в течение всей жизни, и дошкольное образование выделено в отдельный уровень, предшествующий начальному общему образованию. Поэтому мы сочли необходимым рассказать о комплексной системе работы, выстроенной в рамках деятельности дошкольных групп компенсирующей направленности.

Представляемая система работы реализовывалась в образовательных учреждениях двух видов: детском саду компенсирующего вида № 2162 (м/р Марьино) и образовательном комплексе ГБОУ СОШ № №1394, куда вошли две школы и четыре детских сада.

Презентуемая нами модель универсальна. Она позволяет осуществлять коррекционно-развивающее сопровождение детей с различными образовательными потребностями: с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью  и расстройствами аутистического спектра. Также следует отметить, что разные компоненты этой модели в разные временные периоды функционировали в различных пропорциях, но был период, когда эта модель реализовывались в полном объеме.

Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ осуществлялось в рамках работы групп полного дня компенсирующей направленности  и широкого спектра вариативных форм дошкольного образования, что позволяло охватить коррекционно-развивающей помощью детей от 1,5 до 7 лет.

Итак, рассмотрим формы организации работы.

Группы полного дня были организованы для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития. До определённого периода времени существовала также группа полного дня диагностической направленности. В едином ключе работал весь педагогический коллектив: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, инструктор по бассейну, педагог по ИЗО.

Отлаженная система работы позволила ввести широкий спектр вариативных форм дошкольного образования: консультативный пункт (КП), службу ранней помощи (СРП), лекотеку, группу кратковременного пребывания (ГКП) для детей с нарушениями развития и риском нарушений, ГКП «Особый ребенок».

Кадровое обеспечение вариативных форм было представлено более широко: педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по ФИЗО. В команду специалистов был включен и врач-невролог.

Наличие должности социального педагога позволяло нам в полном объеме включать в коррекционно-развивающую работу всех участников образовательного процесса, а, именно, членов семьи воспитанников.

Врач-невролог консультировал не только детей, посещающих ВФДО, но и по запросу родителей оказывал помощь детям, которые посещали группы полного дня. Такая форма организации психолого-медико-педагогического сопровождения вполне может рассматриваться как пример сетевого взаимодействия, когда дети с ОВЗ одновременно получают помощь специалистов разных ведомств.

На протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения коррекционно-развивающая процесс сопровождался работой психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (ППк). Для детей, посещавших ВФДО, специалисты уже тогда разрабатывали индивидуальные образовательные программы развития (ИОПР), позволяющие четко выстраивать систему помощи и активно включать в образовательный процесс родителей (законных представителей) ребёнка.

На основе представленных сведений об участниках образовательного процесса и формах их взаимодействия, можно сделать вывод о том, что такая система работы позволяла на практике реализовать один из главных принципов специальной педагогики и психологии – принцип раннего начала коррекционной работы.

Эта модель  доказала свою эффективность и позволила  в полной мере осуществить преемственность в работе педагогов при переходе детей с ОВЗ с одного уровня обучения на другой.

Современное образование ставит своей целью предоставление равных стартовых возможностей при поступлении в школу как для детей, имеющих нормативный уровень развития, так и для детей с ОВЗ. Представленный опыт подтверждает, что своевременно и качественно проведенная коррекционно-развивающая работа в период дошкольного детства позволяет детям с ОВЗ получить не только равные стартовые возможности при поступлении в школу, но и осваивать в период начального общего образования более высокий вариант АООП.

Подводя итог, следует отметить, то современные образовательные организации, представляющие собой большие комплексы, имеют возможность не только воспользоваться имеющимся кадровым потенциалом, что напрямую отображено в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», но и учесть организационный, содержательный и методический опыт работы вошедших в них учреждений компенсирующего вида. Опыт дошкольных образовательных учреждений, вошедших в образовательные организации нового типа – комплексы, органично вплетается в алгоритм по внедрению ФГОС НОО ОВЗ, рекомендованный Министерством образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе на этапе внедрения ФГОС

Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи....

Система методической работы с кадрами по внедрению ФГОС ДО

В современном обществе происходят как социальные, так и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации, поэтому приходится искать новые, более эффект...

Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество на этапе внедрения ФГОС

Обобщение опыта работы по взаимодействию ДОУ и семьи....

Программа семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС»

Предлагаю программу проведения семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС». В ходе семинара был организован отк...

Участие в творческой группе «Использование ИКТ в дошкольном учреждении на этапе внедрения ФГОС»

Представлен документ, доказывающий мое участие в данной творческой группе...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...