Выступление на педагогическом совете "Особенности работы с семьей ребенка с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Серёгина Мария Сергеевна

“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом”

Е.А. Стребелева, А.В Зацепина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_seryogina_semya_rebyonka_s_ovz.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  "Особенности работы с семьей ребенка с ОВЗ"

Серёгина М.С., воспитатель ГБОУ "Школа № 842"

“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом”

Е.А. Стребелева, А.В Зацепина

        Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде.

        Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.

        Семья осуществляет следующие функции:

1) воспитательная;

2) хозяйственно-бытовая

3) эмоциональная

4) первичный социальный контроль

5) репродуктивная и сексуальная

        Основные социальные проблемы семьи:

1) трудное материальное положение семьи;

2) ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3) злоупотребление алкоголем и наркотиками;

 4) жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5) антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6) социальное сиротство

        Ряд специфических особенностей родительского поведения:

1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы.

2. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

        Решение этой проблемы предусматривает:

  • психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;
  • составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспектах;
  • проведение реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;
  • организацию групп взаимоподдержки;
  • патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий.

        Обязательными условиями инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательную среду массовых школ, помимо этого, являются:

- доступность и полезность;

- наличие службы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения;

- психологическая готовность ребенка;

- готовность родителей нормально развивающихся сверстников принять семью ребенка с ОВЗ;

- готовность родителей особого ребенка обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками.

        Позитивное направление взаимоотношениям с родителями, необходимо для того чтобы:

1. Общение с родителями шло в интересах ребенка.

2. В процессе работы с родителями специалист стремился раскрыть и развить их способности области воспитания и обучения детей.

3. Работа с семьей велась с позиций тактичности и объективности.

4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

        Просветительская работа, связанная с распространением:

- знаний о детях с ОВЗ, их семьях, их правах и проблемах;

- международного и отечественного опыта толерантного отношения к таким семьям.

        Включение толерантности к семьям детей с ОВЗ в личную систему ценностей родителей через их социально значимые установки.

На практике данное направление работы может осуществляться через:

  • выступления специалистов, работающих с семьями детей с ОВЗ,
  • привлечение школьников общеобразовательных школ к волонтерской деятельности в детских домах-интернатах и реабилитационных центров для детей с ОВЗ.

        Формирование у родителей здоровых школьников установки на толерантность.

  • к равноправному диалогу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;
  •  к их целостному восприятию с осознанием и принятием их отличительных характеристик;
  • к компромиссу и частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения.

        Принципы:

1. Принцип субъектности.

2. Принцип индивидуализации.

3. Принцип рефлексивной позиции

4. Принцип создания толерантной среды.

        ЭТАПЫ    РАБОТЫ

Первый этап -организационный

Второй этап - подготовительный, или диагностический

Третий этап–целевой

Четвертый этап – содержательный

Этот этап может содержать такие виды работ, как:

  • разработку тематики и целей родительских собраний;
  • моделирование стратегии и направлений работы родительского комитета по проблемам интегрированного образования;
  • разработку программы и организацию родительских тренингов и т.п.

        Пятый этап - процессуальный.

        Шестой этап - подведение итогов

        Реализация инклюзивного обучения предполагает обязательное наличие специалистов подготовленных социального профиля - учителей, психологов, социальных педагогов - которые:

  • во-первых, сами должны обладать свойствами и установками толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • во-вторых, имели бы стойкую мотивацию на профессиональную помощь таким семьям;
  • в-третьих, обладали системой конструктивных и профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
  • в-четвертых, владели навыками конструктивного общения, современными технологиями и методами воспитания, методиками психолого-педагогической работы с родителями особого ребенка.

        Модель организации помощи семье

        ЭТАПЫ

        Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка

        На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка.

        Главной задачей работы становится формирование у родителей активной позиции в воспитании ребёнка.

        Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Организация семейно-ориентированной модели инклюзивного образования выступает как содержательно насыщенная и технологически обусловленная деятельность, обеспечивающая преодоление трудностей социализации обучающихся с ОВЗ и способствующая формированию у нормально развивающихся детей толерантности к физическим и психическим недостаткам одноклассников, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки.

        Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Выступление на педагогическом совете "Особенности речевого развития детей-билингвов"

В статье рассматривается понятие "билингвизм", дается характеристика трех уровней речевого развития детей-билингвов, а также рекомендации по наиболее эффективной адаптации данной группы дете...

Выступление на педагогическом совете "Особенности развития детей раннего возраста"

Текс выступления на педагогическом совете "Осрбенности развития детей раннего возраста"...

Выступление на педагогическом совете «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».

      Коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имее...

Выступление на педагогическом совете "Региональный проект "Помощь семьям, имеющих детей от рождения до 7 лет"

Помощь педагогам ДОУ в роботе  с родителями (анкеты, опросники, статьи ФЗ об образовани)...

Выступление на педагогическом совете: «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников»

Выступление на педагогическом совете: «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...