Выступление на педагогическом совете "Особенности развития детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Халилова Нурида Бахадуровна

Текс выступления на педагогическом совете "Осрбенности развития детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халилова Нурида Бахадуровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ОСОБЕННОСТИ РАЗИВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(от одного года до трёх лет).

Многие психологи считают, что середина пути психологического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относится к трём годам. Трёхлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок трёх лет достаточно активен и понятен окружающим. Уже проявляются особенности его характера и темпераментности. Л.Н.Толстой говорил: «От пяти лет до меня – один шаг.  От новорожденного до пяти лет – вечность. От зародыша до новорожденного – пучина. От небытия до зародыша – непознанность».

На психическое развитие ребенка значительно влияет овладение прямой походкой. Программа локомоции («локо» – место, «моцио» – движение) еще не сложилась и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие, Благодаря способности к передвижению, ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром, Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов. На психическое развитие ребенка в значительной (степени) мере влияет новое развитие предметных действий. Значение вещей, предметов постигается ребенком в раннем детстве. К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности (рисование, пение, лепка, конструирование).

Накопление впечатлений, подчеркнутых в предметной деятельности служат основой для развития речи ребенка. Лишь когда за словом стоят образы реального мира, усвоение этого слова идет успешно. Если ребенок по каким-либо причинам лишён в эти годы необходимых условий для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудным, т.к. этот возраст наиболее сензитивен (чувствителен) к развитию речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью.

 Ранний детский возраст – период формирования активной речи ребенка. До полутора лет ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – до 1500 слов.

Развитие речи предполагает овладение звуковой стороной и грамматическим строем родного языка. Если вначале ребенок воспринимает речь путем улавливания общей ритмико-мелодической структуры слова, то уже к концу второго года у него складывается фонематическое восприятие всех звуков родного языка, на этой основе происходит овладение активным словарем и правильным произнесением слов. Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка.

Умственное развитие ребенка в раннем детстве. К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать между предметами простейшие связи и использовать их. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которые происходят с связи с овладением предметной деятельностью, элементарными формами игры, рисованием и речью. Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Большое развивающее значение в этом возрасте имеют автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки, коробочки, кубики, мозаика и др.)

Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако, совершенствования фонематического слуха происходит и в последующие годы.

Особенно важно для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослыми.

На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Она состоит в возможности использовать один объект в качестве заменителя другого. При этом вместо действия с предметами выполняются действия с их заменителями.

Использование различных знаков и их систем – самая характерная особенность психики человека. Любой вид знаков (язык, математическая символика, искусно отображающее мир в картинах, музыкальных мелодиях и т.д.) служат для общения между людьми и замещает, обозначает предметы и явления. В раннем возрасте знаковая функция развивается первоначально в связи с практической деятельностью и лишь в дальнейшем переносится на употребление слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития детей раннего возраста

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: "Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуляния у ребенка совершенствуется...

Выступление на педагогическом совете на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество....

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста

Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.За кризисом первого года жизни приходи...

Педагогическая диагностика развития детей раннего возраста. ФГОС ДО Белькович В.Ю.

Диагностический лист уровня развития воспитанников 1 младшей группы «Социально-коммуникативное развитие»   № п/п  ФИ ребёнкаОвладение коммунникативной деятель...

Схема психолого-педагогического обследования развития детей раннего возраста

Данная диагностика предложена Н.А. Рычковой для быстрой и достаточно информативной диагностики второй младшей и средней групп....

Выступление на педагогическом совете «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

Выступление на педагогическом совете «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»...